Возрастные потребности человека.

В отечественной психологии принято считать, что в основе любой активности лежат потребности человека. Под потребностью понимается осознанная необходимость в активности. Однако роль бессознательного в активности человека в деятельностном подходе игнорируется, хотя формально на прямую не отрицается. Все потребности человека образуют систему, так называемую мотивационно-потребностную сферу личности – совокупность мотивов и потребностей человека, определяющих его мысли и действия. Эта система целостна и динамична. Она включает в себя витальные потребности (потребность в пище, тепле, жилище, продолжении рода и т.п.), потребности в безопасности, потребности в самовыражении и самоактуализации. Имеются и другие классификации потребностей и мотивов. Однако с позиций возрастной психологии необходимо рассматривать еще и возрастные потребности, это те, которые впервые появляются на определенном возрасте. Например, для младшего школьника типичная возрастная потребность – это потребность в новых переживаниях, в новых знаниях. В подростковом возрасте потребность во взрослости, самостоятельности.

Генетически заданная возрастная потребность при появлении значимо влияет на всю мотивационно-потребностную сферу, придает мотивации специфическую возрастную направленность. При удовлетворении возрастной потребности проявляются психические новообразования возраста, развивается значимо сензитивная сфера психики и возрастной кризис протекает латентно. При неудовлетворении возрастных потребностей возрастной кризис может обостриться и протекать в конфликтной форме.

Возрастной кризис характеризуется как особое психическое состояние человека, при котором человек испытывает психологический дискомфорт от неудовлетворенных потребностей. С позиции психологии развития под возрастным кризисом нами понимается промежуток времени, на котором проявляются, а иногда и обостряются противоречия между возрастными потребностями и возможностями их удовлетворить.

Возрастной кризис является одним из частных видов кризисов развития. Кризис развития в психологии развития понимается как промежуток времени, на котором проявляются, а иногда и обостряются противоречия между любыми возникающими потребностями и возможностями их удовлетворения. Например, экзаменационная сессия для студента является кризисом развития. Очевидно, в данный промежуток времени проявляются, а иногда и обостряются в первую очередь противоречия между требуемыми государственными стандартами знаниями и имеющимися знаниями у студентов.