Персоналии

 

Рюрик (ум. 879) – варяжский конунг, основатель правящей княжеской династии Рюриковичей. Согласно летописей, в 862 г. Р. Был приглашён на княжение в Новгород. Данное событие считается началом древнерусской государственности.

Владимир Святославич (Владимир Креститель, Владимир Святой, Владимир Красно Солнышко)(ок. 960 – 15 июля 1015) – сын прославленного князя Святослава, покорителя Хазарского каганата и Болгарии. Рождён от наложницы. В 970 г. посажен на новгородское княжение, а через восемь лет в ходе братской междоусобицы занял киевский великокняжеский стол. В 988 г. в результате успешного похода на Корсунь принял крещение и добился брака с византийской принцессой Анной. При В.С. Русь не только приняла христианство, но и стала восприниматься как равноправное государство в семье европейских народов, что нашло своё отражение в многочисленных военных и династических союзах между Рюриковичами и правящими династиями Византии, Германии, Польши, Чехии, Венгрии, Англии, Франции и скандинавских государств.

Владимир Мономах (1053 – 17125) –­ внук византийского императора Константина IX Мономаха, выдающийся полководец, борец с половецкой угрозой. Был призван на великое киевское княжение по воле восставших горожан (1113). В период его правления Киевская Русь пережила период своего наивысшего культурного подъёма.

Александр Ярославович Невский (1221 – 1263) – выдающийся правитель Древней Руси, в разные годы был князем Новгородским, великим князем Киевским и великим князем Владимирским, победитель шведов и тевтонцев, искренний и последовательный сторонник союза с Ордой, противник церковного союза с Западной Европой.

Дмитрий Иванович Донской (1350 – 1389) – сын Ивана Красного, князь Московский (1359), Великий князь Владимирский (1359),прозван Донским за победу над Мамаем в Куликовской битве, основатель белокаменного Московского кремля. В его правление Московское княжество стало главным центром политического объединения древнерусских земель, а Владимирское княжество стало наследственным владением московских князей.

Андрей Курбский(1528 – 1583) – выдающийся русский полководец времён Ливонской войны, политик и писатель, один из ближайших приближённых Ивана Грозного. Противник опричнины. Спасаясь от коварства царя, бежал в Литву. Остался в памяти потомков благодаря переписке с Иваном Грозным, в которой обличал злоупотребления и пороки царя.

Ермак Тимофеевич (ок. 1532-1542 гг. – 1585 г.) – казачий атаман, покоритель Сибирского ханства.

Иван Фёдоров (ок. 1520 – 1583) – один из первых русских книгопечатников. Издал первую печатную книгу «Апостол». Однако допущенные в издании ошибки возбудили мятеж, поддержанный переписчиками, видевшими в И.Ф. конкурента. Спасаясь от гнева недоброжелателей, бежал в Литву, где воссоздал свою печатную мастерскую.

Патриарх Никон (1605 – 1681) – московский патриарх, происходил из среды сельского духовенства. В последующем друг и ближайший советник царя Алексея Михайловича. Продолжительное время пользовался большим доверием царя, удостоился титула «великого господина и государя», подобного тому, который носил отец Михаила Федоровича Романова патриарх Филарет (боярин Федор Романов). Организатор самой крупной церковной реформы, призванной унифицировать древнерусскую церковную жизнь по греческим образцам. Реформа завершилась возникновением Раскола и Старообрядчества. Проводил политику, направленную на возвышение церковной власти над светской. Был обвинён в злоупотреблениях церковной властью, жестоком обращении с духовенством, попытке присвоить себе полномочия царя, лишён сана и сослан в монастырь. Незадолго до смерти прощён, оправдан и восстановлен в своём достоинстве Феодором Алексеевичем.

Степан Тимофеевич Разин (Стенька Разин) (ок. 1630 – 1071 гг.) – донской казак из станицы Зимовейской, объявивший себя царём, предводитель крупнейшего в истории допетровской России восстания 1670-1671 годов.Симеон Полоцкий (1629 – 1680) – выдающийся деятель восточнославянской культуры, монах, воспитанник Киевской Академии, духовный писатель, богослов, поэт и драматург. Наставник детей царя Алексея Михайловича от Милославской: Алексея, Софьи и Фёдора. Произведения С.П. оказали значительное влияние на формирование русской литературы не только конца XVII, но и всего XVIII вв.

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Какие цивилизации и народы оказали принципиальное влияние на формирование древнерусской цивилизации?

2. Какими общими социально-политическими и культурными чертами обладала Древняя Русь с Европой?

3. Как и насколько новые географические открытия, изобретение книгопечатания и развитие университетов, частных и монастырских школ способствовали социальным изменениям в Европе? Затронули ли эти процессы культурные и социальные процессы в России?

4. Чем можно объяснить деспотические формы правления на Руси в XVI в., и насколько это явление вписывалось в европейские политические процессы?

5. Можно ли считать Россию XV-XVII вв. европейской державой?

 

Практикум:

 

1. В то время как христианская жизнь Киевской Руси ориентировалась главным образом на религиозные образцы Византии, политические процессы в древнерусском государстве во многом соответствовали тому, что происходило в Западной Европе. Чем можно объяснить этот феномен?

2. В X-XIII вв. западноевропейские правители, послы, путешественники и миссионеры воспринимали просторы Древней Руси как часть европейского политического и культурного пространства. Чем можно объяснить то, что уже в XIV столетии оценки изменились, и в глазах германцев, французов и даже поляков, и венгров территории Владимирского великого княжения оценивались иначе, рассматриваясь как часть Азии?

3. Великокняжеская, а затем и царская власть в Древней Руси считалась священными. Простолюдин даже не имел права свободно видеть правителей государства и наследников престола. Господствующий слой был невелик, его представителей связывали тесные родственные и служебные отношения. В результате, присвоить себе чужое имя и выдать себя за кого-то другого, было крайне сложно. Как могло возникнуть в таких условиях в начале XVII в. самозванчество, сравнительно легко получившее поддержку широких слоев русского общества, заручавшееся благословением крупнейших церковных иерархов и в итоге достигавшее царского престола?

Тест