Основы организации государственной гражданской службы в Российской Федерации

 

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим организацию и функционирование института государственной гражданской службы в Российской Федерации является Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 79-ФЗ.

В соответствии с законом под государственной гражданской службой понимается вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи).

Государственная гражданская служба подразделяется по уровням на федеральную государственную гражданскую службу (в федеральных органах власти) и государственную гражданскую службу субъектов Федерации (в органах власти субъектов Федерации).

Принципами российской гражданской службы являются:

1) приоритет прав и свобод человека и гражданина;

2) единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации;

3) равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего;

4) профессионализм и компетентность гражданских служащих;

5) стабильность гражданской службы;

6) доступность информации о гражданской службе;

7) взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;

8) защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.

Как очевидно из определения гражданской службы, само это понятие находится в жесткой связи с понятием «должность государственной гражданской службы». Для того, чтобы считаться государственным гражданским служащим, гражданин должен занимать должность государственной гражданской службы Российской Федерации. Существуют исчерпывающие перечни должностей, занимая которые, гражданин получает правовой статус государственного служащего т.н.реестры должностей государственной гражданской службы.

Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы утверждается указом Президента, реестры должностей государственной гражданской службы субъектов - законами или иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Должность является частью организационной структуры государственного органа, охватывая часть его компетенции.
Должность государственной службы не зависит непосредственно от конкретного лица, который ее занимает. Она определяет границы деятельности гражданского госслужащего, т.е. круг его обязанностей, права и ответственность. Должности государственной гражданской службы разделены на категории (их четыре) и группы (их пять).

Категории должностей гражданской службы:

1) руководители - должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;

2) помощники (советники) - должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;

3) специалисты - должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;

4) обеспечивающие специалисты - должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

Группы должностей гражданской службы:

1) высшие должности гражданской службы;

2) главные должности гражданской службы;

3) ведущие должности гражданской службы;

4) старшие должности гражданской службы;

5) младшие должности гражданской службы.

Для каждой из категорий должностей возможно подразделение на определенные группы из данного перечня. Соотношение категорий и групп должностей приведено в таблице !!

Таблица !!

Соотношение категорий и групп должностей

государственной гражданской службы

Категории Группы Руководители Помощники (советники) Специалисты Обеспечивающие специалисты
Высшие        
Главные        
Ведущие        
Старшие        
Младшие        

 

 

В соответствии с должностью гражданской службы служащему присваивается классный чин.

Классный чин гражданского служащего – это персонально присваиваемый на основании аттестации или по результатам государственного квалификационного экзамена чин (служебный разряд), соответствующий служебному положению (замещаемой должности), уровню профессиональной и дополнительной специальной подготовки, выслуге лет, принадлежности к определённому ведомству и заслугам. Классный чин характеризует в большей степени самого служащего, а не является простым дополнением к должности. В таблице !! приведены основные сведения о классных чинах, присваиваемых тем или иным группам должностей гражданской службы.

Таблица !!

Классные чины государственных служащих

Группа Классные чины Порядок присвоения
высшие действительный государственный советник 1, 2, 3-го класса Президентом Российской Федерации В субъектах РФ – в соотв. с законом субъекта
главные государственный советник РФ 1, 2, 3-го класса В федеральных органах исполнительной власти - Правительством РФ В иных федеральных государственных органах - руководителем органа. В субъектах РФ – в соотв. с законом субъекта
ведущие советник государственной гражданской службы РФ 1, 2 или 3-го класса представителем нанимателя
старшие референт государственной гражданской службы РФ 1, 2 или 3-го класса представителем нанимателя
младшие секретарь государственной гражданской службы РФ 1, 2 или 3-го класса представителем нанимателя

Порядок присвоения и сохранения классных чинов федеральной гражданской службы, а также соотношение классных чинов федеральной гражданской службы и воинских и специальных званий, классных чинов правоохранительной службы определяются Положением о порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим, утверждённым Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 113 (см. прил. !!).

return false">ссылка скрыта

Законодательством установлены квалификационные требования к каждой из категорий и групп должностей государственной гражданской службы, необходимые для лица, претендующего на занятие соответствующей должности. Квалификационные требования устанавливаются в зависимости от функциональных особенностей должности и специфики предмета ведения органа власти.

Квалификационные требования предъявляются:

1) к уровню профессионального образования;

2) стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или опыту работы по специальности;

3) профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Требования к стажу государственной службы или стажу работы по специальности устанавливаются в соответствии с группами должностей для федеральных служащих – Указом Президента (см. приложение !!), для служащих субъекта Федерации – законом субъекта. Требования к уровню образования устанавливаются в соответствии как с категориями, так и с группами должностей и закреплены в федеральном законе № 79-ФЗ (см. приложение !!). Требования к профессиональным знаниям и навыкам устанавливаются нормативным актом государственного органа и включаются в должностной регламент гражданского служащего.

На основании оценки соответствия квалификационным требованиям проводится отбор претендентов на вакантные должности гражданской службы.