Воспитательная система школы.

В 80-х годах в педагогической литературе появляется новое понятие «воспитательная система». Разработка теории воспитательных систем связана с именами таких ученых, как Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л, Сидоркин А.М. и др. Со временем это понятие становится в педагогике все более распространенным, привлекает внимание педагогов-практиков. По мнению В.А. Караковского, есть все основания считать, Что в ближайшее время оно будет ключевым в нашей педагогике. Эту же мысль подтверждает Н.Л. Селиванова, говоря о том, что в условиях рыночной стихии, эгоцентрических настроений в обществе, дезориентирующих школьников, гуманистическая воспитательная система является чуть ли не последним гарантом выживания и безопасности подрастающих поколений, так как объединение людей – это проверенный человечеством способ выживания в поворотные моменты истории.

В основу теории воспитательных систем принято определение, данное Х.И. Лийметсом, который рассматривал воспитание как целенаправленное управление процессом развития личности через создание условий, благоприятных для этого.

Поэтому воспитательная система – это, с одной стороны, психолого-педагогическая система, с другой стороны, социально-педагогическая система, и влияет она на школьников не только как педагогический фактор, но и как фактор социальный. Следовательно, воспитательная система более широкое понятие, чем педагогическая система, которая составляет ее основу.

В основе воспитательной системы школы лежит идея интеграции воспитания и обучения в целостный воспитательный процесс, обеспечивающий в конкретных социально-педагогических условиях реализацию целей воспитания ребенка. Следовательно, дидактическая система школы, включающая цели, содержание образования, методы и формы его организации, система воспитательной работы как система воспитательных дел и управленческая система является подсистемами воспитательной системы.

По определению Л.И. Новиковой, воспитательная система школы – это целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания (цели, субъекты, их деятельность, отношения, материальная база, освоенная коллективом окружающий среда) и обладающая такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат.

Воспитательная система школы имеет сложную структуру, которая состоит из следующих компонентов: цели и идеи, выраженные в исходной концепции; общность людей, реализующих цели и идеи (субъекты деятельности); системообразующая деятельность, общение и отношения; среда, освоенная субъектами системы; финансово-материальная база воспитательной системы.

Цель как прогнозируемый результат возникает на основе согласования устремлений и желаний членов школьного коллектива, социального заказа школе, учета особенностей и возможностей школы и ближайшего окружения. Наряду с целью школьный коллектив определяет некоторую совокупность идей, на основе которых строит свою жизнедеятельность. Данные идеи могут стать основными положениями Устава школы, принципами построения воспитательной системы, правилами Кодекса жизни в школе.

Ядром воспитательной системы, по утверждению Л.И. Новиковой, является школьный коллектив, представляющий единство педагогического и ученического коллективов. Педагоги и дети – это субъекты воспитательной системы. Они конкретизируют стоящие перед школой цели, переводят их в ранг практических задач и осуществляют в процессе совместной деятельности. Создание и развитие системы и сплочение коллектива – два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса. Школьный коллектив при этом не следует рассматривать как дифференцированное единство разных по своим функциям первичных объединений детей и взрослых (педагогов, родителей). Достижение такого единства – условие и результат развития воспитательной системы школы.

Третьим компонентом воспитательной системы школы является подсистема деятельности, общения и отношений.

Не всякая деятельность, организуемая в школе, имеет системообразующий характер. В школе важно определить и развивать те виды деятельности, которые наиболее полно отражают целевую установку систем, они и должны носить доминирующий характер. Это как бы композиционные центры системы, вокруг которых и происходят интеграционные процессы. Доминирующий не значит единственный, даже не всегда главный.

Выбор системообразующего вида деятельности зависит от:

- интересов и потребностей учащихся;

- особенностей педагогического коллектива;

- типа учебного заведения;

- традиций школы и окружающего социума;

- финансово-материальных возможностей школы.

Следует отметить, что системообразующая деятельность не исчерпывает

весь диапазон деятельности педагогов, учащихся и родителей. Существуют и другие виды деятельности, которые способствуют упорядочению и интеграции компонентов воспитательной системы.

Специфической особенностью школы как воспитательной системы является реализация в ее жизнедеятельности воспитательных комплексов как форм интеграции воспитательных влияний на личность.

В педагогике известны следующие виды воспитательных комплексов:

- ключевое общешкольное дело;

- воспитательный центр (межвозрастное объединение школьников, педагогов и родителей, которое возникает на основе какого-то общего интереса, но проводит разноплановую деятельность в школьном коллективе). Такими центрами становятся объединения клубного типа;

- социально-педагогический проект, представленная совокупность совместных дел педагогов, учащихся и их родителей.

Деятельность и общение детей, детей и взрослых порождают сетку отношений, которые в гуманистической системе могут принимать не всегда гуманистический характер. Они в первую очередь и определяют воспитательный потенциал системы, ее влияния на личностное развитие ребенка. Отношение – предмет особой заботы педагогов.

Воспитательная система - открытая система, в ее становлении, функционировании, развитии большую роль играет среда и как внешний фактор, и как внутренний компонент, входящий в структуру деятельности и педагогов. Открытая воспитательная система, взаимодействуя со своим социумом, с одной стороны, влияет на него, обогащается им, обретая устойчивость и способность к самоорганизации. А с другой – воспринимает через учеников и педагогов особенности среды, воспроизводит общественные идеи, предрассудки, оценки, способы поведения, реагирует по стихийные влияния улицы; порой ориентируется на весьма различные по своей сути педагогические теории. Но, в основном, воспитательная система взаимодействует со средой избирательно, так как развитие системы должно идти как педагогически организованный процесс.

Вместе с тем воспитательная система школы существует автономно в окружающем ее социуме. Чем более она развита, тем в большей степени ее целостность базируется на совместной деятельности педагогов и учащихся, на единстве их интересов, тем, следовательно, более независима от влияний внешней среды. Известно, что в условиях тоталитарного общества рождались и сравнительно долго жили гуманистические школы, а в демократической системе долго процветали школы авторитарные.

Последним компонентов воспитательной системы является финансово-материальная база системы, которую следует учитывать при определении целей воспитательной системы. Следует учитывать то, что процессы становления системы и развития материально-финансовой базы должны быть взаимообусловленными и сопряженными. Даже незначительные внутренние структурные изменения в системе должны быть связаны с преобразованием данного компонента.

В процессе создания и развития воспитательной системы решает ряд задач:

- формирование у детей целостной и научно-обоснованной картины мира;

- формирование гражданского самосознания;

- приобщение к общечеловеческим, нравственным ценностям;

- формирование самосознания, осознания собственного «я», возможность самопознания, самореализации, саморазвития.

Воспитательная система – не застывший, а постоянно развивающийся феномен. Источники развития системы находятся не только вне системы, сколько внутри ее. В развитии воспитательной системы можно выделить характеристики общего, особенного и единичного. Общим здесь будет то, что характерно для процесса развития любой социальной микросистемы. Особенно отличает воспитательную систему от других социальных систем того же уровня. Единично характеризует специфику конкретной системы. Общим для любых социальных систем является противоречие между хаосом и упорядоченностью в развитии. С одной стороны, развитие системы есть ее движение по направлению к целостности, к полной упорядоченности, с другой стороны, целостность, упорядоченность есть смерть системы, остановка в развитии.

Иначе говоря, воспитательная система хороша до тех пор, пока она находится в процессе становления, то есть ее еще нет. Процесс становления системы создает благоприятные возможности для проявления творчества, для принятия нестандартных решений, для реализации субъектности. Воспитательная система развивается быстрее, чем другие социальные системы, и никогда не достигает особенно высоких степеней целостности.

Процесс развития воспитательной системы противоречив и нелинеен. Самым нестабильным элементом системы, естественно, является субъект – человек, всегда стремящийся к свободе и независимости. Меняются поколения детей, причем каждое поколение должно ощущать себя субъектом развития системы, вносить в нее что-то свое новое.

В развитии гуманистической воспитательной системы В.А. Караковский выделяет следующие этапы:

I. этап – становление системы. На этом этапе идет формирование цели, отрабатываются главные ориентиры в организации воспитательного процесса, определяются системнообразующие виды деятельности, типы воспитательных комплексов.

Внутренние связи системы слабы.

II. этап связан с отработкой содержания деятельности и структуры системы. Утверждаются системнообразующие виды деятельности, отрабатываются эффективные формы и методы воспитания. Идет интенсивное развитие школьного коллектива. Организуется межвозрастное общение, коллектив сплачивается по вертикали, усложняется деятельность школьников в сфере самоуправления, развиваются инициатива и самодеятельность. Это самый важный этап в развитии системы, определяющий, насколько она может состояться как воспитательный феномен.

III. этап, завершающий. Система функционирует в заданном режиме. Упорядочивается жизнь школы, в системе которой в каждый элемент занимает свое место; крепнут связи между элементами. Интегрируется учебный и внеучебный процесс. Школьный коллектив выступает как единое целое. Формируется «чувство школы». Заметно усиливается внимание ученического коллектива к личности. Доминирует педагогика отношений. Наблюдается процесс педагогизации ученической среды. У педагогов развивается новое педагогическое мышление, основанное на реализме, глубоком самоанализе и педагогическом творчестве. Возрастает интенсивность самоуправление и саморегуляции.

IV. этап – обновление и перестройка системы: либо революционным, либо эволюционным путем. «Кризис» системы введет к усталости в коллективе, дефициту новизны.

А.М. Сидоркин считает, в результате кризиса может произойти:

- смена ведущих видов деятельности;

- возникновение на базе прежней воспитательный системы новой, сохраняющей некоторые ценности и традиции старой системы;

- разрушение систем, если не следует новый виток развития.

Развитие воспитательной системы школы представляет собой естественный, закономерный процесс, движимый присущими объективными закономерностями. Но это не означает жесткого предопределения ее развития, оно может иметь много вариантов, которые далеко не всегда представляют педагогическую ценность.

Воспитательная система школы – это управляемая система. Управление процессами формирования, функционирования и развития воспитательной системы осуществляется на трех уровнях: социально-педагогическом, организационно-педагогическом и психолого-педагогическом.

Следует обратить внимание на то, что на всех трех уровнях управление является педагогическим, то есть оно осуществляется средствами профессиональной подготовки: убеждением, мотивацией. Эффективность педагогического управления зависит:

- от знания объективных закономерностей воспитания;

- от информационной обеспеченности воспитательного процесса;

- от диагностической и аналитической деятельности педагогов.

Управление воспитательной системой на социально-педагогическом уровне (управление извне) характеризует управленческую деятельность органов управления образованием, цель, которой – создание условий, благоприятных для возникновения, развития и совершенствования воспитательной системы школы.

Управление воспитательной системой на организационно-педагогическом и психолого-педагогическом (управление изнутри) означает выдвижение воспитательных целей, организацию совместной деятельности и общение детей, анализ и корректировку возникающих в их среде отношений, создание благоприятных для личностного развития школьников условий. Осуществляется такое управление главным образом через включение всех школьников в коллективные творческие дела, направленные на пользу школы и окружающей ее среды, через создание воспитывающих ситуаций и т.д.

Управление воспитательной системой школы осуществляется и через структурные компоненты школы как образовательного учреждения: школьные классы, кружки, спортивные секции, трудовые объединения. Особо важную роль может играть учебный класс, сохранивший собственную индивидуальность и органично включенный в школьную жизнь с учетом этой индивидуальности. Класс может стать связующим звеном между личностью (как школьника, так и педагога) и школой в целом.

Важную роль в развитии воспитательной системы могут играть учебные кабинеты, музеи, мастерские, когда они превращаются в творческие центры.

В практике получили широкое признание такие формы организации управления воспитательным процессом, как коллективные творческие дела, воспитательные центры, воспитывающие ситуации, коллективные и индивидуальные поручения, соревнования, конкурсы, смотры, площадки свободной творческой инициативы.

Управление воспитательной системой связано с созданием в школьной среде зон повышенного внимания, особой ответственности, зон упорядоченного поведения, свободной деятельности, нерегламентированного поведения. Важно учить детей адекватно вести себя в этих зонах.

Управление изнутри – процесс творческий. Формы, приемы и методы такого управления нельзя переносить из чужого опыта, из одной школы в другую.

Таким образом, управление воспитательной системой как интегрированной совокупностью составляющих ее компонентов (цели, деятельности, субъекта, отношений, освоенной среды) должно осуществляться: во-первых, системой как целым; во-вторых, каждым ее компонентом в отдельности с учетом его своеобразия и как частью целого; в-третьих, как управления взаимодействием компонентов, обеспечивающим личностное развития школьников.

Первое осуществляется через моделирование, ведущий метод управление инновационными процессами. Моделирование предполагает создание образа будущей воспитывающей школы в создании педагогов, родителей и учащихся. Моделирование должно происходить так, чтобы образ будущей школы воспринимался каждым отдельным школьником, педагогом как личностно значимый.

В управлении системой важную роль играют критерии оценки ее состояния. Критерии создаются не столько для оценки воспитательной системы школы, сколько для того, чтобы служить инструментом самооценки и самоанализа школьного коллектива.

К таким критериям относятся: критерии факта и критерии качества.

I. группа помогает ответить на вопрос, есть ли в данной школе воспитательная система или нет.

II. группа помогает получить представление об уровне развития воспитательной системы, ее эффективности.

Подробное описание критериев вы найдете в книге «Воспитательная система школы: проблемы и поиски. – М., 1989.

Педагогическая практика прошлого и настоящего накопила огромный опыт функционирования гуманистических воспитательных систем, который доказывает то, что они могут стать важнейшими условиями развития личности школьника, решать многие проблемы в области воспитания.

Для известных в педагогике воспитательных систем характерны гуманистическая направленность, наличие педагогической концепции, преданность педагогов своему делу, их высокий профессионализм, творчество.

По мнению Л.И. Новиковой, можно выделить следующие признаки гуманистической воспитательной системы:

- наличие разделяемого и принимаемого как взрослыми, так и детьми целостного образа собственной школы, представления о ее прошлом, настоящем и будущем, месте в окружающем мире, специфических особенностях;

- формирование здорового образа жизни, в котором преобладают познавательные ценности, мажорный тон, динамизм, чередование различных жизненных фаз (событийность и повседневность, праздники и будни);

- создание механизма интегрирования позитивных по содержанию фронтальных, групповых и индивидуальных воздействий, которым подвергается каждый учащийся;

- педагогически целесообразная организация среды школы, как внутренней(предметно-эстетической, пространственной, духовной), так и связей с внешней (социальной, природной, а также влияние на нее): важно не только то, что и как делает ребенок, но и в каких условиях происходит его деятельность;

- реализация защитной функции коллектива по отношению к межличностным связям, к личности, превращение школы в своеобразную общину, основанную на господстве гуманистических ценностей.

Богатый педагогический опыт функционирования воспитательных систем в образовательных учреждениях позволяет разделить их на 2 группы: классические воспитательные системы (западные и отечественные) и современные воспитательные системы.

К классическим отечественным системам можно отнести следующие образовательные учреждения: Первый кадетский корпус в Санкт-Петербурге, гимназию К. Мая, сельскую школу С.Л. Рачинского, школу в Царском Селе Е.С. Левицкой, воспитательные системы 20-х годов (С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко, В.Н. Сороки-Росинского, С.М. Риверса и Н.П. Шульмана, М.М. Пистрака и др.), школу В.А. Сухомлинского и др.

Классические западные воспитательные системы представлены такими образовательными учреждениями, как школа Саммерхил в Англии, первая Вальдорфская школа в Штутгарте в Германии, «справедливое сообщество» Л. Кольберга в США, школа Бруно Беттельгейма в США, «школа без принуждения» С. Френе во Франции и др.

Современные воспитательные системы созданы в образовательных учреждениях в 80-х годах и продолжают создаваться и по сей день. Многие из них известны педагогам страны, их опыт вызывает огромный интерес. Это школа В.А. Караковского в Москве, адаптивная школа Е.А. Ямбурга, школа самоопределения А.Н. Тубельского, Сахновская школа А.А. Захаренко, Московская гимназия на Юго-Западе, школа на Пудожской в Санкт-Петербурге и др.

Подробное описание воспитательных систем дано в книге: «Гуманистические воспитательные системы: вчера и сегодня» / Под ред. Н.Л. Селивановой.- М., 1998.

Мы попытаемся дать краткую характеристику некоторых воспитательных систем, выделив их структурные компоненты.

Краткая характеристика гуманистических

воспитательных систем (на примере отдельных школ).

 

Название школы Основные идеи и цели Системообразую-щие виды деятельности «Крупные дозы воспитания» традиций Особенности воспитатель-ной системы
Гимназия К. Мая. Открыта в 1856 году в Санкт-Петербурге     «Школа без принуждения» Селестена Френе, I–ая половина 20 века, Франция. Гармоничное развитие всех сил и природных данных человека. «Сперва любить – потом учить». Индивидуализация воспитания, развитие самодеятельности учащихся.     «Максимальное развитие личности ребенка в разумно организованном обществе, которое будет служить ему и которому он сам будет служить». Концепция трудо-вого воспитания. Коллектив – условие нравственного и гражданского воспитания школьников. Учебно-познавательная, художественно-эстетическая.   Увлекательная трудовая творческая деятельность детей. Пешеходные экс-курсии в окрестности С.-Петербурга. Школьный театр. Школьный праздник 29 октября. Школьная конституция. Само-управление. Авиапланерный и литературный кружки. Собственное издание «Майский сборник». Литературные вечера.   Мастерские Френе. Школьная типография. Кол-лективное обсуж-дение свободных текстов. Встречи с людьми разных профессий. Шко-льный кооператив – главный орган самоуправления. Общие собрания с отчетом. Школьная стенная газета. Участие в реальных общественно-полезных делах. Учиться в классе, а не дома. Приз-нание свободы ученика, уважение к нему. Простота общения. Отсутствие текущих отметок. От-слеживание личностного роста гимна-зиста.     Система ин-дивидуальных планов детей на неделю. Пе-дагогика успеха. Методы экспе-риментального нащупывания, основанные на жизни и опыте. Доверие к детям. Свободное самовыражение ребенка.

 

Название школы Цели и идеи воспит системы Принципы воспит. систем Системо-образующие деятельн. Традиции Особенности воспит. системы
Школа на Пудожской в Санкт-Пе-тербурге 90-ые гг. 20 века. Удовлетворение потребности ребенка в самореализации, уважении. Успех как стимулирую-щие и направляющие подкрепления человека. Утверждение веры ребенка в собственные силы. Школа – своеобразная отдушина. Ос-новные идеи Игра, Детство, Театр, Санкт-Петербург, Престиж, Образование. Ориентация ребенка на успех. Цикл разнообразных дел. Педагогическое сопровождение развития. Создание ситуации успеха. «Перестань искоренять недостатки, лучше помоги увидеть силь-ные стороны его души, а распрямится он уже сам». Учебно-познавате-льная, ху-дожествен-но-эстетическая Годовой круг праздников: «Мы уче-ники», «День подарков – просто так». Педа-гогические чтения В.Н. Сороки- Росинского. Праздник Весны. Праздник «Виват, Санкт-Пе-тербург». Праздничная ассамблея победителей олимпиад. Церемония вручения професси-ональных премий «Звездный час». Воплощение идеи В.Н. Сороки-Росинского. Творческая атмосфера, совместный творческий поиск детей и взрослых.

Ссылаясь на позицию Н.Л. Селивановой, мы можем утверждать следующее:

- воспитательная система представляет собой феномен реальной деятельности и является определенной педагогической категорией;

- воспитательным системам свойственно как упорядоченность, так и неравновесность, самоорганизация. Они не могут быть похожими друг на друга;

- воспитательные системы – это системы открытые, связанные и зависящие в своем развитии от среды, способные превратить ее в воспитательные пространства;

- создание воспитательной системы не самоцель. Она создается в целях личностного развития школьников и зависит от совместных усилий педагогов, детей и их родителей;

- ядром любой воспитательной системы является общешкольный коллектив (дифференцированное единство разнотипных коллективов);

- разнообразие и увеличение количества воспитательных систем – реальное явление практики. Этот процесс продолжается, так как продолжается поиск педагогов, родителей в создании благоприятных (наилучших) условий для развития личности школьника.

 

Основные понятия:

Воспитательная система, система воспитания, педагогическая система, дидактические системы, компоненты системы, системообразующая деятельность, воспитательные комплексы, «крупные дозы воспитания», образ школы, развитие и функционирование воспитательной системы, школьный коллектив, гуманизация отношений, совместная творческая деятельность детей и взрослых.

 

Вопросы для самопроверки.

1. Дайте определение воспитательной системы. Чем отличается авторитарная и гуманистическая воспитательная система?

2. В чем отличие понятий «система воспитательной работы» и «воспитательная система школы»?

3. В каждой ли школе есть воспитательная система? В чем сходство и различие между воспитательными системами разных школ? Каковы особенности воспитательных систем в условиях рыночной экономики?

4. Охарактеризуйте основные компоненты воспитательной системы и закономерности ее развития.

5. В чем выражается гуманизм отношений в школьной среде? Как влияет стиль отношений педагогов на характер отношений учащихся?

6. Роль и место «воспитательных комплексов» в организации жизни школьников

 

Задание.

1. Познакомьтесь с воспитательной системой любого образовательного учреждения. Выделите компоненты воспитательной системы и дайте их краткую характеристику.

2. На основании имеющихся знаний попытайтесь доказать, была ли в школе, в которой вы учились воспитательная система.

 

Возможные темы рефератов, курсовых работ.

1. Воспитательная система современной школы и тенденции ее развития. (Опираясь на полученные знания о воспитательной системе, охарактеризуйте ее на примере известного вам учреждения).

2. Педагог в воспитательной системе школы. (Как меняются функции и позиции педагога-воспитателя. На основании изученной литературы и знакомого вам опыта охарактеризуйте их).

3. Организация совместной деятельности детей и взрослых в школе. (На основе изученной литературы и опыта охарактеризуйте основные подходы, способы, формы организации совместной деятельности детей и взрослых в школе).

4. Школа в среде и среда в школе. (на основании изученной литературы и опыта охарактеризуйти возможности взаимодействия среды и школы).

5. Модель воспитательной системы школы. (Вы создаете авторскую воспитательную систему…).

6. Событийность и повседневность жизни школы. (Жизнь школьного коллектива наполнена событиями и повседневными делами. Какова их роль в школе? Как они соотносятся?).

Литература.

1. Байбородова Л.В., Паладьев С.Л., Степанов Е.Н. Изучение эффективности воспитательной системы школы. – Псков, 1994

2. Воспитательная система школы: аспект моделирования.- Псков, 1994.

3. Воспитательная система школы: Проблемы и поиски /Сост. Н.Л. Селиванова – М.: Знание, 1989.

4. Воспитательная система сельской школы. – Псков, 1997.

5. Гуманистические воспитательные системы: вчера и сегодня. Под ред. Н.Л. Селивановой – М., 1998.

6. Караковский В.А. Любимые мои ученики. – М.: Знание, 1987.

7. Караковский В.А. Стать человеком: Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно-воспитательного процесса. – М., 1993.

8. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание… Воспитание! – М., 1996.

9. Новикова Л.И. Воспитательная система: Исходные позиции. // Сов. педагогика, 1991, №1, стр. 61-64.

10. Сидоркин А.И. Парад предрассудков. – М.: Знание, 1992.

11. Сидоркин А.И. Пособие для начинающих Робеспьеров.- М: Знание, 1990.

12. Управление воспитательной системой школы. – М., 1999