Сравнительный анализ основных концепций воспитания.
№ п/п | Название концепции | Авторы | Определение объекта воспитания | Определение понятия воспитания | Цель воспитания | Основной механизм воспитания | Суть концепции | Теоретическая основа |
1. | Социальное воспитание учащихся (основные теоретические положения) | Коллектив авторов под рук. Б.П. Битинаса, В.Г. Бочароаой | учащиеся | Важнейшая функция любого общества, социальный процесс, складывающийся из направленных влияний на поведение и деятельность человека всех воспитательных институтов общества, воздействие среды (кака необходимое условие становления и развития личности) и активности самой личности как субъекта этого процесса. | Содействие развитию человека как личности, реализации его способностей и возможностей в обществе | Взаимодействие в системе личность- семья-общество, где должны быть приведены в соответствие все стороны взаимодействия | Передача социального опыта детям и создание необходимых, наиболее благоприятных условий для их полноценной самореализации - создание воспитывающей среды в семье и ее ближайшем окружении | Исходит из теоретического представления, согласно которому наибольшим воспитательным эффектом обладает «ведущий тип деятельности» |
2. | Воспитание как возрождение Гражданина, Человека Культуры и Нравственности (исходные посылки поиска новых подходов к воспитанию) | Е.В. Бондаревская | Школьники, учащаяся молодежь | Необходимое условие социализации личности являющееся экономически и социально обусловленным процессом, выполняющим в обществе прогрессообразующие и стабилизирующие функции | Возрождение интеллектуального, духовного и творческого потенциала, воспитание свободных граждан с развитыми интеллектуальными способностями, творческим отношением к миру, чувством личной ответственности и моральности, способных к продуктивной преобразовательной деятельности и жизнетворчеству | Гуманизация – основа новой идеологии воспитания | Восстановление образования как человеко-образующего процесса. Возвращение образования и воспитания в контекст культуры. Личностно-деятельностный подход к воспитанию. Регионализация воспитания. Саморазвитие системы воспитания. Воспитание Человека Культуры – свободной, гуманной, духовной, творческой, практической личности | Философские идеи о человеке как единстве телесного и духовного начал, создателе и хранителе жизни и разума нв земле |
3. | Обоснование новых целей и задач воспитания в условиях перестройки общеобразовательной школы | Творческий коллектив под рук. О.С. Газмана | Школьники: ребенок, подросток, молодой человек | Развитие личности путем приобщения к культуре, образованию с учетом интересов как самой личности, так и общества | Дать каждому школьнику базовое образование и культуру и на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъективные условия (желание индивида) и объективные возможности семьи, школы, общественности | Гуманистическая школа осуществляющая решительный поворот к личности школьника, к развитию его базовой культуры | Культура отношения человека к самому себе, к другим людям,к природе и обществу – это новый человечный гуманистический взгляд на воспитание | Перестройка отношений между детьми и взрослыми – от отношений субординации – к отношениям сотрудничества |
4. | Структура целостной системы воспитания | И.П. Иванов | учащиеся | Многосторонний процесс целенаправленного развития воспитанников и самих воспитателей в общей творческой гражданской работе | Развитие гражданского, сознательного, эмоционально-волевого, действенного отношения каждого человека к жизни, к ее важнейшим сторонам, к самому себе; преодоление потребительского отношения к жизни | Комплексная система воспитания | Целостная система воспитания подрастающего поколения представляет единство четырех составляющих: общей дифференцированной системы, конкретной дифференцированной системы, общей комплексной системы и конкретной комплексной системы | Комплексный подход ко всему делу воспитания |
5. | Актуальные вопросы концепции воспитания в современных условиях | А.П. Сидельковский | Школьники | Педагогизация общественных отношений, в которых формируются люди, улучшение подготовки подрастающего поколения к жизни в новых условиях | Целенаправленно формируемые отношения воспитанника и воспитателя, воспитанника и группы (коллектива), в которой он формируется, воспитанника и предметной среды, с которой он взаимодействует | Изменение структуры отношений, определяющих будущее лицо нашего общества | Формирование в процессе воспитания совокупности предметных отношений школьника: отношений с окружающими людьми, отношений между воспитателями и воспитанниками и т.д. | Гомоцентрическая стратегия воспитания и человековедческая тактика |
6. | Базисная концепция воспитательного процесса в школе | Н.М. Таланчук | Школьники | Синергетический процесс системного ориентированного человековедения | Формирование гармонически развитой личности, готовой и способной полноценно выполнять систему социальных ролей | Реализация системно-ролевого подхода | Педагогическое регулирование освоения и выполнения личностью объективной системы социальнвх ролей, овладения ею системной культурой человековедения | Понимание социальной роли как объективной миссии человека в жизни, как его предназначения; вскрытие системно-ролевой динамики развития личности |
7. | Основы концепции воспитания жизнеспособных поколений | И.М. Ильинский, П.И. Бабочкин, Б.А. Ручкин | Молодое, новое поколение россиян | Формирование нового социокультурного типа личности, в котором гармонически сочетаются ценности европейской культуры и российские традиции | Формирование жизнеспособной индивидуальности, гуманистически ориентированной по отношению к обществу и к себе самой | Выдвижение на первый план гуманистических идей и ориентиров в замен тоталитаристских установок | Концепция воспитания человека состоит из двух уровней: -формирование качеств, обусловливающих жизнеспособность; -формирование специальных способностей, личностных качеств | Представление об идеале гражданина России, его жизненном кредо и жизненной позиции |
8. | Воспитание? Воспитание… Воспитание! | В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова | Школьники | Система взаимосвязанных воспитательных мероприятий, адекватных поставленной цели | Формирование личности развивающегося человека, включенного в воспитательную систему | Единство взаимодополнения и взаимоизменения | Формирование ценностной картины мира, гражданского самосознания, приобщение к общечеловеческим ценностям, формирование креативности | Общечеловеческие ценности и отношение к ним |
Основные понятия
Теория воспитания, педагогическая парадигма, воспитание, социализация, воспитательный процесс, взаимодействие воспитателей и воспитанников, субъекты воспитания, цель воспитания, содержание воспитания.
Вопросы для самопроверки
1. Что изучает теория воспитания?
2. Чем можно объяснить сосуществование множества концепций воспитания в современной педагогике?
3. В чем суть гуманистической парадигмы воспитания?
4. Какое определение воспитания, на ваш взгляд, наиболее глубоко и полно отражает сущность гуманистической парадигмы воспитания?
5. В чем цели и содержание воспитательного процесса, осуществляемого в рамках этой парадигмы?
Задания для самостоятельной работы
1. Выпишите из учебников педагогики разных времен определения воспитания. Сравните их с современными определениями. В чем вы видите существенную разницу?
2. Дайте краткую характеристику ведущих современных концепций воспитания.
Возможные темы рефератов, курсовых работ
1. Сравнительный анализ основных концепций воспитания.
2. Проблема воспитания в контексте социальных перемен современной России.
3. Проблема воспитания в современной зарубежной школе.
4. Воспитание и социализация: проблема взаимосвязи.
Литература
1. Байбородова Л.В., Рожков М.И. Воспитательный процесс в современной школе. – Ярославль, 1998.
2. Битинас Б. Процесс воспитания. – М., 1994.
3. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования. / Педагогика 1997, № 4, с. 11-17.
4. Зимняя И.А., Бондаренко Б.Н., Морозова Н.А. Воспитание – проблема современного образования в России. – М., 1998.
5. Козлова О.Н. Введение в теорию воспитания. – М., 1994.
6. Концепция воспитания учащейся молодежи // Педагогика, 1992, № 3-4.
7. Лихачев Б.Т. Основные категории педагогики // Педагогика, 1998, № 1, с. 10-19
8. Музина Л.М. Лекции по теории воспитания. – Псков, 1995.
9. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. – М., 1999.
10. Противоречия школьного воспитание. / Под ред. Н.Е. Щурковой. – М., 1988.
11. Шепель В.М. Поиск новой парадигмы воспитания // Сов. педагогика, 1991, № 7, с. 55.
12. Щуркова Н.Е. Воспитание детей в современной школ. – М., 1998.