Соотношение эволюционного и революционного путей развития психики
Важными аспектами в изучении развития психики были соотнесение качественных и количественных параметров этого процесса, анализ возможностей революционного и эволюционного путей становления психического. Частично с этим связывался вопрос о темпе развития и возможности его изменения.
Первоначально, исходя из теории Дарвина, психологи, как говорилось выше, считали, что развитие психики происходит постепенно, эволюционно. При этом существует преемственность при переходе от стадии к стадии, а темп развития строго фиксирован, хотя частично может ускоряться или замедляться в зависимости от условий. Работы Штерна, в частности его идея о том, что темп развития психики индивидуален и характеризует особенности данного человека, несколько поколебали этот взгляд, зафиксированный Холлом и Клапаредом. Однако естественнонаучные постулаты, доказавшие связь психического с нервной системой, не позволяли подвергнуть сомнению поступательный характер развития психики, связанный с постепенным созреванием нервной системы и ее совершенствованием. Так, п. п. Блонскuй, связывавший развитие психики с ростом и созреванием, доказывал невозможность его ускорения, так как темп умственного развития, по его мнению, пропорционален темпу соматического развития, которое не может быть ускорено.
Однако работы генетиков, рефлексологов, психиатров, психоаналитиков показали, что нервная система человека является продуктом его социального развития. Это доказывали и эксперименты бихевиористов, продемонстрировавшие гибкость и пластичность психики при формировании и переформировании поведенческих актов, а также работы и. п. Павлова, В. М. Бехтерева и других ученых, которые установили наличие достаточно сложных условных рефлексов у маленьких детей и животных. Таким образом, было доказано, что при целенаправленной и четкой организации среды можно добиться быстрых изменений в психике ребенка и существенно ускорить его психическое развитие (например при обучении определенным знаниям и умениям). Это привело некоторых ученых, в частности российских лидеров социогенетического направления, к мысли о том, что возможны не только эволюционные, но и революционные, скачкообразные, периоды в развитии психики, при которых происходит резкий переход накопленных количественных изменений в качественные. Например, исследования подросткового периода привели А. Б. 3алкuнда к мысли о его кризисном характере, обеспечивающем резкий переход на новую стадию. Он подчеркивал, что такой качественный скачок определяется тремя процессами - стабилизационными, которые закрепляют прежние приобретения детей, собственно кризисными, которые связаны с резкими изменениями в психике ребенка, и появляющимися в этот период новыми элементами, характерными уже для взрослых людей.
Однако в целом развитие психики все же характеризовалось большинством психологов как преимущественно эволюционное, а возможность полностью изменить направленность и индивидуальные особенности процесса была постепенно отвергнута. Идея же о сочетании литических и критических периодов в становлении психики позднее была воплощена в периодизации Выготского.
5. Проблема генетической периодизации
Одна из первых психологических периодизаций была создана учеником Холла К. Гетчuнсоном на основании теории рекапитуляции. Критерием деления детства на периоды в ней являлся способ добывания пищи. При этом особенности, наблюдаемые у детей определенного возраста, объяснялись изменением способа добывания пищи, который, по мнению Гетчинсона, определяет не только биологическое, но и психическое развитие. Он выделил пять основных фаз в психическом развитии детей, границы которых не были жесткими, так что конец одной стадии не совпадал с началом следующей:
· от рождения до 5 лет - «стадия рытья и копания». В этот период дети любят играть в песке, делать куличики и манипулировать с ведерком и совочком;
· от 5 до 1] лет - «стадия охоты и захвата». На этом возрастном отрезке дети начинают бояться чужих, у них появляются агрессивность, жестокость, желание отгородиться от взрослых, особенно посторонних, и стремление делать многие вещи тайком;
· от 8 до 12 лет - «пастушеская стадия». В этот период дети стремятся иметь свой собственный уголок, причем они строят свои укрытия обычно во дворах или в поле, в лесу, но не в доме. Они любят домашних животных и стараются их завести, чтобы было о ком заботиться и кому покровительствовать. У детей, особенно у девочек, в это время появляется стремление к ласке и нежности;
· от 11 до 15 лет - «земледельческая стадия». Появляется интерес к погоде, явлениям природы, а также любовь к садоводству, а у девочек и цветоводству. В это время у детей зарождаются наблюдательность и осмотрительность;
· от 14 до 20 лет - «стадия промышленности и торговли, или стадия современного человека». В это время дети начинают осознавать роль денег, а также значение арифметики и других точных наук. Кроме того, у ребят возникает стремление меняться различными предметами.
Гетчинсон считал, что с 8 лет, т. е. с «пастушеской стадии», наступает эра цивилизованного человека и именно с этого возраста детей можно систематически обучать, что невозможно на предыдущих этапах. При этом он исходил из идеи Холла о том, что обучение должно надстраиваться над определенным этапом психического развития, так как созревание организма подготавливает основу для обучения. И Холл, и Гетчинсон были убеждены, что прохождение каждой стадии обязательно для нормального развития, а фиксация на какой-то из них ведет к появлению отклонений и аномалий в психике.
Необходимость определения психологического содержания, характерного для каждого возрастного периода, была очевидна и для большинства ученых, и для практиков, занимавшихся обучением и воспитанием детей. В то же время критерий, введенный Гетчинсоном, был в достаточной степени умозрительным и внешним по отношению к психическому развитию. Поэтому в первой трети ХХ в. появилось сразу несколько периодизаций, в основу которых был положен объективный, а следовательно, в большей степени биологический, а не психологический критерий.
Так, Штратце считал, что критерием должно стать развитие полового влечения. Поэтому он выделил периоды минимального влияния сексуального влечения, его умеренного роста и, с 16 лет, максимального роста и влияния на психическую жизнь человека.
Сходная периодизация была разработана А. Гезеллом, который в качестве критерия предложил темп психического развития. Он выделил три периода - от рождения до года, от года до трех и от трех до 18 лет, причем первый период характеризуется максимально высоким темпом психического развития, второй - средним, а третий - низким темпом развития психики.
Объективный и легко диагностируемый критерий был и в периодизации, разработанной П. П. Блонск11;М. Он считал, что человеческая жизнь состоит из трех этапов - детства, размножения, угасания. При этом детство есть эпоха прогрессирующего роста, предшествующего этапу размножения. Первый этап - детство - он разделил натри периода, а критерием деления возраста на периоды явилась дентиция, т. е. смена зубов. Так появились периоды беззубого, молочнозубого детства и детства постоянных зубов. В качестве дополнительного параметра, характеризующего психическое становление, Блонский упоминал темперамент, связывая развитие личности с конституцией и темпераментом ребенка. Он доказывал, что на каждом возрастном этапе существует типичный для всех детей темперамент, а потому определенные личностные качества – упрямство и негативизм 2-3-летних детей, неуверенность в себе, закрытость подростков - связывал с особенностями темперамента этого периода.
Еще одной тенденцией в теориях периодизаций было использование также внешнего и объективного, но уже социального критерия, вытекающего из условий жизни и деятельности людей. К этой группе теорий можно отнести периодизации Р.Заззо, в которой периоды выделяются исходя из ступеней образования, Ш. Бюлер и Л. Сэва. Две последних имеют более сложное основание, чем теория Заззо, и частично могут быть отнесены к мотивационно-личностной группе периодизаций (Бюлер) или к периодизациям, критерием в которых является смена деятельности (Сэв).
Тем не менее ведущим для обеих периодизаций остается чисто внешняя, социальная сторона ролевой позиции человека. Так, Бюлер выделила следующие п я т ь этапов, или, как она пишет, пять фаз жизненного пути личности:
· до 16 -18 лет - нет семьи и профессии,
· 18-30 лет - предварительное определение профессии, спутника жизни,
· 30-50 лет - зрело€ь, самореализация в выбранной профессии и семье,
· 50-65 лет - стареющий человек, у которого к концу периода исчезают жизненные цели и самоопределение,
· 65-70 - до смерти - старый человек, без социальных связей и целей существования.
Не вдаваясь в анализ содержания жизненных фаз, ошибочность которых будет показана в дальнейшем на материале современных исследований процесса зрелости и старения, хотелось бы подчеркнуть, что психологическая суть возраста в этом случае определяется социальным статусом человека, а не наоборот, как предполагает психологический, а не социологический подход к периодизации.
Сложная периодизация Сэва строится на основе изменений деятельности субъекта, или, его словами, на основе поступков, которые отражаются в биографии в виде конкретной деятельности, требующей определенных способностей. Так он выделил циклы деятельности, характерные для ребенка, студента, рабочего и пенсионера.
Однако наиболее значимыми для понимания природы и механизмов психического развития стали периодизации, построенные на основании чисто внутренних, психологических параметров, прежде всего изменений в интеллектуальной и мотивационной сферах.
Д. Семи, доказывая, что психическое развитие основывается на законах ассоциаций, утверждал, что ребенок рождается только с предпосылками основных психических процессов, которые формируются уже при жизни детей. Такими предпосылками служат три элемента, составляющие основу главных образующих психики - ума, чувства и воли. Исследования Селли показали, что первыми у детей появляются ассоциации по сходству, затем постепенно формируются образы предметов, основанные на ассоциациях по смежности, а в конце второго года жизни возникают ассоциации по контрасту. Данные, полученные Селли, позволили также выделить основные этапы в познавательном, эмоциональном и волевом развитии детей, которые необходимо учитывать при их обучении.
Немецкий ученый Э. Мейман стремился соединить ассоцианистический подход Селли с теорией рекапитуляции, предложенной Холлом. Исходя из этого, он разработал свою периодизацию психического развития, критерием в которой являются уже не абстрактные способы добывания пищи, а этапы интеллектуального развития:
от рождения до 7 лет - стадия фантастического синтеза. На этом этапе дети обобщают отдельные ощущения без всякой системы и логики, поэтому получаемые ими понятия так часто далеки от реальности. Так как интеллектуальная интеграция в этом возрасте еще плохо развита, она дополняется олицетворением и в чувствованием, т. е. интеграцией чувственного тона ощущений;
от 7 до 12 лет - стадия анализа. В этот период можно начинать систематическое обучение детей, так как ведущей здесь становится не интеграция, а дифференциация, разложение общих понятий, знаний, которые ребенок пытается осознать, расчленив понятие на части и формируя адекватное представление об этих частях;
от 12 до 16 лет - стадия рассудочного синтеза. На этом этапе у ребят формируется операциональное мышление, и они могут интегрировать те отдельные понятия, которые усвоили на предыдущем этапе, получать научные представления об окружающем.
В своей концепции Мейман одним из первых доказывал, что интеллект представляет собой фундамент для развития психики, а потому и периодизация должна строиться на основе этапов становления интеллекта. Это направление в теориях периодизаций было развито Э. Клапаредом и Ж. Пиаже. Отождествляя психическое развитие с формированием мышления, они доказывали, что критерием деления детства на периоды служат переходы от одного вида мышления к другому.
Клапаред выделил четыре этапа в психическом развитии:
· от рождения до.2 лет - в этот период у детей преобладает интерес к внешней стороне вещей, а потому интеллектуальное развитие связано главным образом с развитием восприятия;
· от 2 до 3 лет - на этом этапе у детей развивается речь, поэтому их познавательные интересы сконцентрированы на словах и их значениях;
· от 3 до 7 лет - на этой стадии начинается собственно интеллектуальное развитие, т. е. развитие мышления, причем у детей преобладают общие умственные интересы;
· от 7 до 12 лет - на этом этапе начинают проявляться индивидуальные особенности и склонности детей, так как их интеллектуальное развитие связано с формированием специальных интересов.
Периодизация Клапареда была направлена на объяснение широкого круга проблем - от механизмов психического развития до технологий обучения на определенных этапах онтогенеза. Было показано, что эта концепция имеет не только теоретическое, но и прикладное значение, позволяющее использовать ее данные в процессе воспитания, социализации детей.
Огромное значение для понимания динамики становления интеллекта имели работы ученика Клапареда Ж. Пиаже, раскрывшего не только периоды, но и механизмы восхождения от одной стадии к другой.
Как известно, он выделил т р и периода:
· 0-2 года - стадия сенсомоторного интеллекта,
· 2 года -11 лет - стадия конкретных операций (2 года - 7 лет дооперациональный этап),
· с 12 лет - стадия формальных операций.
При этом каждую стадию Пиаже разделил на два этапа - появление необратимой операции данного уровня, а затем развитие ее обратимости, а сама периодизация отражала процесс сложного становления адекватной интеллектуальной схемы, который заключается в переходе операций во внутренний план и приобретении ими обратимого характера. Таким образом он доказывал значимость именно интеллектуального созревания для активной адаптации человека в сложном ~ меняющемся мире.
Опираясь на идеи Пиаже, Л. Кольберг обозначил этапы нравственного развития, основанные на интеллектуальной зрелости детей. Он ставил перед детьми задачу оценить нравственную сторону проблемы выбора (причем выбора заведомо неоднозначного), анализируя систему их рассуждений. Это дало ему возможность выделить три уровня развития нравственных суждений, каждый из которых состоит из двух стадий:
· доусловный уровень, при котором дети оценивают действие, исходя из его последствий,
· уровень традиционной нравственности, на котором общественно признанные ценности превалируют над личными интересами ребенка,
· посттрадиционный уровень, на котором люди обосновывают нравственные суждения принципами, которые сами создали и приняли. Отражая усвоенное детьми формальное, операциональное мышление, этот уровень характеризуется большим сдвигом к абстрактным нравственным принципам.
Кольберг, как и Пиаже, предполагал, что смена стадий нравственного развития связана с общими когнитивными возрастными изменениями, прежде всего с децентрацией и формированием логических операций. При этом он считал, что на нравственное развитие влияет как общий уровень образования, так и общение ребенка со взрослыми и сверстниками, желание получить награду за хорошее поведение. Именно этот, последний, фактор вызывает наибольшее количество критических замечаний, хотя большинство исследователей в целом принимают последовательность этапов формирования нравственности, разработанную ученым.
Другое направление в теориях периодизации исходило из приоритета мотивационной стороны становления психики, а потому стадии выделялись на основе изменения мотивации и способов ее удовлетворения. Одним из первых этот подход был реализован в периодизации Бюлера, в которой при приоритете эмоций все же учитывались изменения в интеллектуальной сфере. Доказывая необходимость обучения для полноценного психического развития, Бюлер анализировал роль культуры, ее влияние на формирование психики ребенка, на его эмоциональную сферу. Он выделил три основные стадии психического развития:
· инстинкт,
· дрессуру (образование условных рефлексов),
· появление интеллекта (появление «ага-переживания», осознание проблемной ситуации).
Эмоциональное развитие при переходе от стадии к стадии выражается в том, что удовольствие от деятельности смещается из конца в начало. Так, при инстинкте сначала происходит действие, а затем наступает удовольствие от него (например, лягушка вначале прыгает за мухой, глотает ее, а затем получает удовольствие от еды). При дрессуре деятельность и удовольствие идут параллельно (так, собачка, прыгая через обруч, в награду получает кусочек сахара). Наконец, при наличии интеллекта человек может представить, какое удовольствие он получит, к примеру, от вкусной конфетки или от общения с другом еще до начала этой деятельности. Именно интеллектуальная стадия как культурная позволяет наиболее гибко и адекватно приспособиться к среде, считал К. Бюлер.
Наиболее полно мотивационный критерий периодизации был воплощен в работах Фрейда, хотя интеллектуальная сторона при этом практически не учитывалась. Фрейд создал свою периодизацию, исходя из закономерностей развития либидозной энергии, которая непосредственно связана с влечением к жизни, продолжением рода и является основой развития личности. Он считал, что в течение жизни человек проходит несколько этапов, отличающихся друг от друга способами фиксации либидо, удовлетворения этого стремления. При этом Фрейд уделял большое внимание тому, каким именно способом происходит фиксация и нуждается ли человек при этом в посторонних объектах. Он выделил т р и больших этапа, распадающихся на несколько стадий.
Пер вый э т а п - либидо-объект, характерен тем, что ребенок нуждается в постороннем объекте для реализации либидо. Этап длится до года и носит название оральной стадии, так как удовлетворение происходит при раздражении полости рта. Фиксация на данной стадии происходит в том случае, если ребенок в этот период не смог реализовать свои либидозные желания, например, ему не давали соски. Для этого типа личности характерна, с точки зрения Фрейда, определенная инфантильность, зависимость от взрослых, родителей даже в зрелом возрасте. Причем такая зависимость может выражаться как в конформном, так и в негативном поведении.
В т о рой э т а п, который длится до начала полового созревания, называется либидо-субъект и характеризуется тем, что для удовлетворения своих инстинктов ребенку не требуется никакой внешний объект. Иногда Фрейд называл этот период нарциссизмом, считая, что для всех людей, у которых произошла фиксация на данном этапе, характерны ориентация на себя, стремление использовать окружающих для удовлетворения собственных нужд и желаний, эмоциональная отгороженность от них. Этап нарциссизма состоит из нескольких стадий. Первая, которая длится примерно до трех лет, - анальная, при которой ребенок не только учится определенным навыкам туалета, но у него начинает формироваться чувство собственности. Фиксация на этой стадии формирует анальный характер, который характеризуется упрямством, часто жесткостью, аккуратностью и бережливостью.
С трех лет ребенок переходит на следующую, фаллическую стадию, на которой дети начинают осознавать свои сексуальные различия, интересоваться своими гениталиями. Эту стадию Фрейд считал критической для девочек, которые впервые начинают осознавать свою неполноценность в связи с отсутствием у них пениса. Сделанное открытие, считал он, может привести к позднейшей невротизации или агрессивности, которая вообще характерна для людей, фиксированных на этой стадии. Во многом это связано с тем, что в данный период нарастает напряженность в отношениях с родителями, прежде всего с родителем своего пола, которого ребенок боится и к которому ревнует родителя противоположного пола. Напряженность ослабевает к шести годам, когда наступает латентная стадия в развитии сексуального влечения. В этот период, который длится до начала полового созревания, дети обращают большое внимание на учебу, спорт, игры.
В подростковом возрасте дети переходят на п о с л е д н и й, т р е т и й э т а п, который также называется либидо-объект, так как для удовлетворения сексуального инстинкта человеку опять необходим партнер. Эту стадию называют генитальной, так как для разрядки либидозной энергии человек ищет способы половой жизни, характерные для его пола и типа личности.
Подчеркивая значение родителей в развитии личности ребенка, Фрейд писал о том, что именно от них во многом зависит способ прохождения этих периодов психического развития, а травмы, полученные при общении со взрослым в первые годы жизни, становятся причиной психических и социальных отклонений в поведении, которые могут проявиться значительно позднее.
Несмотря на существенные различия между рассмотренными выше периодизациями, общими между ними являются не только возрастные границы отрезков онтогенеза, что связано и с психологической симптоматикой, и с внешними, социальными условиями(например, с началом систематического обучения), но и преимущественно эволюционный подход, так как в них переход от одной ступени мышления к другой (или от одного вида мотивации к другому) происходит постепенно, а сам переход не связан с появлением негативных компонентов в различных видах деятельности.
Этот взгляд частично претерпел изменения в теории Эрuксона. Развивая идеи Фрейда о доминировании мотивационного компонента как критерия определения этапов жизненного пути, Эриксон доказывал, что для человека ведущая потребность - стремление к сохранению идентичности, целостности Эго, а ее трансформации знаменуют переход от стадии к стадии. Так как Эго, самосознание человека развивается в течение всей его жизни, то и потребность в сохранении идентичности остается всегда актуальной; следовательно, периодизация должна не оканчиваться на юношеском возрасте, а охватывать весь жизненный путь.
Он выделил восемь основных этапов в развитии идентичности, в течение которых ребенок переходит от одной стадии осознания себя к другой. Эти стадии являются серией критических периодов, которые должны быть преодолены в течение жизни. При этом конкретный этап не только формирует новое, необходимое для социальной жизни качество, но и подготавливает ребенка к следующему жизненному этапу. Каждая стадия дает возможность формирования противоположных качеств и черт характера, которые осознает в себе человек и с которыми он начинает себя идентифицировать.
Пер в а я с т а д и я - до года. В это время развитие детерминируется в основном близкими людьми, родителями, которые Формируют у ребенка чувство базового доверия или недоверия, т. е. открытости к миру либо настороженности, закрытости к окружающему.
В т о р а я с т а д и я - с года до 3 лет. В этот период у детей развивается чувство автономности или зависимости от окружающих, что связано с реакцией взрослых на первые попытки ребенка добиться самостоятельности. В какой-то степени описание этой стадии у Эриксона коррелирует с описанием формирования новообразования «Я-Сам» в отечественной психологии.
Т р е т ь я с т а д и я - с 3 до 6 лет. В это время у детей развивается либо чувство инициативы, либо чувство вины, в зависимости от того, насколько благополучно протекает процесс социализации ребенка, насколько строгие правила поведения ему предлагаются и насколько жестко взрослые контролируют их соблюдение. В этот период ребенок учится соотносить свои желания с нормами, принятыми в обществе, реализовывать собственную активность в заданных обществом русле и нормах.
Четвертая стадия - с 6 до 14 лет. У ребенка развивается либо трудолюбие, либо чувство неполноценности. В этот период школа, учителя и одноклассники играют доминирующую роль в процессе самоидентификации. От того, насколько успешно ребенок начинает учиться, как у него складываются отношения с учителями и сверстниками, как они оценивают его успехи в учебе, зависит развитие данных качеств личности.
Пятая с т а д и я - с 14 до 20 лет. Этот период связан с формированием у подростка чувства ролевой идентичности или неопределенности. Главными факторами здесь являются общение со сверстниками, выбор своей профессии, способа карьеры, то есть фактически выбор путей построения своей жизни. Поэтому для человека большое значение приобретает адекватное осознание себя, своих способностей и своего предназначения, в русле которых он и строит свои ролевые отношения с окружающими.
Ш е с т а я с т а д и я - с 20 до 35 лет. Этот период характерен развитием близких, интимных отношений с окружающими, особенно с людьми противоположного пола. При отсутствии такой связи у человека развивается чувство изоляции, которое отчуждает его от людей.
Седьмая стадия - с 35 до 60-65 лет. Это одна из важнейших, по мнению Эриксона, стадий, так как она связана либо со стремлением человека к постоянному развитию, творчеству, либо со стремлением к постоянству, покою и стабильности. В этот период большое значение имеют работа, тот интерес, который она вызывает у человека, его удовлетворение своим статусным местом, а также его общение со своими детьми, воспитывая которых человек может развиваться сам. Желание стабильности, отвержение и боязнь нового останавливают процесс саморазвития, они гибельны для личности, считал Эриксон.
Восьмая, последняя, стадия наступает после 60-65 лет. В этот период человек пересматривает свою жизнь, подводя определенные итоги прожитым годам, у него формируется чувство удовлетворения, осознания идентичности, целостности своей жизни, принятие ее в качестве своей. В противном случае человеком овладевает отчаяние, жизнь кажется сотканной из отдельных, не связанных между собой эпизодов и прожитой зря. Естественно, что такое чувство гибельно для личности и ведет к ее невротизации.
Отчаяние может появиться и раньше, но всегда оно связано с потерей идентичности, с «отвердением», частичным или полным, каких-то эпизодов жизни или свойств личности.
Основное внимание Эриксон уделял кризису подростково-юношеского периода, который сопровождается важными биологическими и психологическими изменениями, так как с изменением образа своего тела меняется и образ собственного «Я» подростка. Кризис идентичности, который происходит в этот период, составляет основу личностной и социальной идентичности, которая начинает осознаваться с этого времени. Доказывая, в противовес ортодоксальному психоанализу, необходимость исследования хорошо социализированных и уверенных в себе подростков, Эриксон подчеркивал, что основой нормального личностного развития как раз и является осознанное чувство цельности, идентичности.
Оригинальный подход к проблеме периодизации был разработан в отечественной психологии. Его особенность связана в первую очередь с введенными Л. С. Bыгодским понятиями социальной ситуации развития и критическими и литическими периодами, чередующимися в онтогенезе. Он также сформулировал принципы, которым должна отвечать научная психологическая периодизация. Ее критерий, подчеркивал Выготский, должен быть внутренним, а не внешним по отношению к развитию, должен быть объективным и не терять своего значения на протяжении всего периода детства.
В основу предложенной им периодизации были положены два критерия - динамический и содержательный. Руководствуясь динамикой развития, он выделил в детстве критические и литические периоды, дав качественную характеристику кризисов. С точки зрения содержания он разделил детство на периоды, исходя из новообразований каждого этапа, т. е. из тех психических и социальных изменений, которые определяют сознание и деятельность детей конкретного возраста. На этих основаниях он выстроил следующую периодизацию:
кризис новорожденности, младенчество (2 месяца - 1 год), кризис одного года,
раннее детство (1--3 года), кризис 3 лет,
дошкольный возраст (3 - 7 лет), кризис 7 лет,
школьный возраст (8-12 лет), кризис 13 лет,
пубертатный возраст (14-17 лет), кризис 17 лет.
Постепенное становление личности ребенка, осознание его ведущих мотивов стало критерием в периодизации, разработанной Л. Божовuч. Используя понятие Выготского о социальной ситуации развития, она пришла к выводу, что личностные новообразования связаны с изменением переживаний детей при трансформации социальной ситуации. Ею выделены этапы появления мотивирующих представлений (год), осознания себя как субъекта действия и стремления стать таковым (3 года), появления стремления стать субъектом в системе социальных отношений (6- 7 лет) и появление мотива стать личностью как важное новообразование конца подросткового периода.
Развивая идеи Выготского, Д. Эльконuн предложил одну из наиболее полных на сегодняшний день периодизаций, в которой он выделил две стороны деятельности - познавательную и мотивационную. Эти стороны существуют в каждой ведущей деятельности, но развиваются неравномерно, чередуясь по темпу развития в каждом возрастном периоде. Так, в младенческом возрасте интенсивно развивается мотивационная сторона (ребенок - взрослый), этаже сторона лидирует в дошкольном и подростковом периодах. В тоже время в раннем детстве, так же как у младших школьников и юношей, наиболее интенсивно развивается операциональная сторона (ребенок - предмет). С точки зрения Эльконина, кризис как раз совпадает с периодом максимального разрыва между уровнем развития двух сторон деятельности. Его возникновение объясняется именно необходимостью изменить деятельность, чтобы дать возможность и другой стороне достичь необходимого уровня развития, так как в противном случае существует опасность полного разрыва между операциональной и мотивационной сторонами, что может привести к нарушениям в поведении ребенка.
Изучение критических периодов позволило Эльконину выделить сходные по значению и причинам возникновения кризисы 3 лет и 11-13 лет (подростковый кризис), в течение которых отстающая Мотивационная сторона начинает приобретать доминирующее значение. Эти кризисы он считал наиболее аффективными и значимыми в психическом развитии. С другой стороны, похожи и кризисы года, 7 лет и 15-16 лет, так как в эти периоды отстающая операциональная сторона начинает догонять мотивационную. Эти кризисы не имеют такой выраженной аффективной окраски и отделяют одну стадию психического развития от другой, в то время как мотивационные отделяют один этап от другого.
Хотя актуальность теорий периодизации в современной психологии несколько уменьшилась, большинство ученых не отрицает их принципиальной значимости и полезности. При этом современные теории периодизации исходят из комплексной характеристики возрастного периода и рассматривают весь жизненный путь человека, а не только период его детства. Говоря о критериях разделения онтогенеза на периоды, Д. Флейвелл подчеркивал, что стадии должны выделяться на основе значимых качественных изменений, которые носят системный характер (т. е. когда человек начинает выполнять какую-то деятельность не просто лучше, но принципиально иначе и эти изменения распространяются на разные стороны его жизни). Принимая этот подход, необходимо подчеркнуть, что быстрые переходы от стадии к стадии, о которых упоминает Флейвелл, не могут про исходить при качественных скачках абсолютно гладко. Бесконфликтно идет только количественное накопление, например рост конкретных знаний человека, в то время как коренная перестройка его взглядов и взаимоотношений с миром всегда предполагают амбивалентные переживания и сложную динамику процесса развития.
6. Механизмы развития и защиты
Исследования процесса психического развития, факторов, оказывающих на него влияние, с неизбежностью привело ученых к мысли о поиске специфических, психологических механизмов, при помощи которых среда и наследственность влияют на психику.
Хотя идея о саморазвитии, Т.е. об имманентном, присущем самой психике, характере развития, присутствовала в первых теориях, о чем было сказано выше, дальнейшие экспериментальные исследования показали, что без определенных условий и без действия конкретных механизмов развитие сводится к биологическому росту без качественных психологических трансформаций.
В результате исследований, проводившихся в разных психологических направлениях, было выявлено несколько основных механизмов развития - интериоризация, идентификация, отчуждение, конформизм, которые направляют и наполняют содержанием процесс становления психики, в том числе и ту его сторону, которая связана с саморазвертыванием индивидуальных задатков. В работе этих механизмов развития всегда присутствует эмоциональный компонент (эмоциональное заражение, опосредование и т.д.), который регулирует деятельность и придает ей личностный смысл.
Кроме механизмов развития учеными были выделены и механизмы психологической защиты, помогающие процессу развития и оптимизирующие его течение, предотвращая (по возможности) отклонения на этом пути: конформизм, уход в себя, агрессия, вытесненuе, сублимация, nроекция, регрессия, рационализация. Они частично связаны между собой и дополняют друг друга.
Одним из первых о существовании специального механизма развития заговорил Г. С. Холл. Исходя из необходимости для детей про)Кивания всех стадий психического развития человечества, он искал механизм, который помогает переходу с одной стадии на другую. Так как реально ребенок не может перенестись в те же ситуации, которые пережило человечество, то переход от одной стадии к другой осуществляется в игре, которая и служит таким специфическим механизмом. Так появляются детские игры в войну, в казаков-разбойников и т. д. Холл подчеркивал, что важно не стеснять ребенка в проявлении своих инстинктов, которые таким образом изживаются, в том числе и детские страхи.
Об игре как механизме развития говорил и Э. Клапаред, подчеркивая ее универсальный характер, так как она помогает формированию различных сторон психики. Он выделял игры, развивающие индивидуальные особенности детей, игры интеллектуальные (развивающие их познавательные способности) и аффективные (развивающие чувства).
Однако, как показали дальнейшие исследования, игра сама по себе является не механизмом, а условием, облегчающим процесс интериоризации получаемых знаний, идентификации с персонажами, а также компенсации собственных дефектов. Именно в этом плане рассматривал игру Д. Мид, писавший о значении сюжетной игры, в которой дети впервые учатся принимать на себя различные роли и соблюдать определенные правила при их выполнении. Мид различал игры сюжетные и игры с правилами. Сюжетные игры учат детей принимать различные роли, изменять их по ходу игры так же, как это потом придется делать в жизни. До начала этих игр дети знают только одну роль - ребенка в своей семье, теперь они учатся быть и мамой, и летчиком, и поваром, и учеником. Игры с правилами помогают детям развивать произвольность поведения, овладевать теми нормами, которые приняты в обществе, так как в этих играх существует, как пишет Мид, «обобщенный другой», т. е. правило, которое дети должны выполнять. Понятие «обобщенный другой» было введено Мидом для того, чтобы объяснить, почему дети выполняют правила в игре, но не могут еще их выполнить в реальной жизни. С его точки зрения, в игре правило представляет собой как бы еще одного обобщенного партнера, который со стороны следит за деятельностью детей, не позволяя им отклоняться от нормы. Таким образом игровая ситуация облегчает присвоение, интериоризацию норм и правил, присущих определенной роли, принимаемой на себя ребенком.
О механизме интериоризации писали многие ученые, анализировавшие способы присвоения, а также использования человеком значимых в его культуре понятий. Ведущее место этот механизм развития, как было показано выше, занимал в теориях Сеченова, Выготского, Торндайка, Уотсона. В. Штерн в своей теории персонализма использовал близкое понятие, говоря об интроцепции, т. е. соединении ребенком своих внутренних целей с теми, которые задаются окружающими. Заслуга Штерна заключается также и в том, что он одним из первых подчеркнул роль эмоций (прежде всего отрицательных переживаний), стимулирующих процесс интроцепции.
Идея о том, что интериоризация связана прежде всего с прямым подкреплением действия (положительным или отрицательным), была пересмотрена в работах А. Бандуры. Изучая процесс научения как следствие прямого опыта, он пришел к выводу, что для человеческого поведения данная модель не вполне применима, и предложил свою модель, которая лучше объясняет наблюдаемое поведение. На основании многочисленных исследований Бандура пришел к выводу, что людям далеко не всегда требуется для научения прямое подкрепление, они могут учиться и на чужом опыте. Научение через наблюдение необходимо в таких ситуациях, когда ошибки могут приводить к слишком значимым или даже фатальным последствиям.
Так появилось важное для теории Бандуры понятие косвенного подкрепления, основанного на наблюдении за поведением других людей и последствиями этого поведения. Иначе говоря, значительную роль в социальном научении играют когнитивные процессы, то, что думает человек о заданной ему схеме подкрепления, предвосхищая последствия конкретных действий. Исходя из этого, Бандура уделял особое внимание исследованию того, какие образцы или модели для подражания выбирают люди. Он обнаружил, что люди выбирают в качестве моделей для подражания окружающих своего пола и примерно того же возраста, с успехом решающих проблемы, аналогичные тем, которые встают перед самим субъектом. Большое распространение имеют и образцы поведения людей, занимающих высокое положение. При этом более доступным, т. е. более простым образцам, а также тем, с которыми субъект непосредственно контактирует, подражают чаще.
Исследования показали, что ребенок, как правило, подражает сначала взрослым, а затем сверстникам, чье поведение привело к успеху, т. е. к достижению желанной для данного ребенка цели. Бандура также показал, что дети часто подражают даже тому поведению, которое у них на глазах не привело к успеху, то есть они усваивают новые модели поведения как бы «про запас».
Открытие идентификации и ее роли в развитии психики принадлежит З. Фрейду. Он считал, что важнейшая часть структуры личности – Супер - Эго - не врожденная, она формируется в течение жизни ребенка. Механизмом ее развития является идентификация с близким взрослым своего пола, черты и качества которого становятся содержанием Супер-Эго. В процессе идентификации у детей формируется также эдипов комплекс (у мальчиков) или комплекс Электры (у девочек), т. е. комплекс амбивалентных чувств, которые испытывает ребенок к объекту идентификации. Таким образом, эмоциональная насыщенность процесса отождествления не только помогает эффективнее присвоить черты объекта идентификации, но и направляет развитие детей.
Дальнейшие исследования идентификации показали, что, как правило, круг людей, с которыми отождествляет себя ребенок, шире упомянутого Фрейдом и не строится исключительно по признаку пола. Важно было изучить, как с возрастом этот круг расширяется, включая в себя объекты более широкого социального окружения, а также стереотипы, поставляемые культурой и средствами информации.
В работах психологов, ориентированных на экзистенциальную философию, в частности в тpyдaх А. Маслоу, наряду с механизмом идентификации описывается и механизм отчуждения, также связанный с процессом развития психики.
Описывая самоактуализирующуся личность, Маслоу говорил о том, что таким людям свойственны не только принятие других, открытость и контактность, но и стремление к уединению, автономии, независимости от окружающей их среды и культуры. Общество необходимо человеку, так как проявить себя он может только среди других людей. Однако оно по самой своей сути не может не препятствовать стремлению человека к самоактуализации, так как любое общество, считал Маслоу, стремится сделать человека шаблонным представителем своей среды, оно отчуждает личность от ее сути, индивидуальности, делает ее конформной.
В то же время отчуждение, сохраняя «Самость», индивидуальность личности, ставит ее в оппозицию к окружающему и также лишает ее возможности самоактуализироваться. Поэтому в своем развитии человеку необходимо сохранить равновесие между этими двумя механизмами, которые, как Сцилла и Харибда, стерегут его на пути личностного развития. Оптимальной поэтому является идентификация во внешнем плане, в общении человека с окружающим миром, и отчуждение во внутреннем плане, в плане его личностного развития, развития самосознания. Именно такой подход позволяет человеку эффективно общаться с окружающими и в то же время оставаться самим собой.
Особое значение в процессе развития играет механизм компенсации, о котором писал А. Адлер. Он выделил четыре основных вида компенсации - неполную компенсацию, полную компенсацию, сверхкомпенсацию и мнимую компенсацию, или уход в болезнь.
Важность этого механизма заключается в том, что он описывает влияние на процесс развития не только внешних, социальных, факторов (таких как интериоризация и идентификация), но и внутренних, таких как способности человека, его индивидуальные особенности.
Не удивительно, что на основе разных видов компенсации Адлер выстроил свою типологию личности детей.
Не менее значимо и то, что компенсация позволяет выработать индивидуальный стиль жизни, адекватный как для данного человека, так и для окружающих. Так как практически ни одна структура индивидуальности не является абсолютно положительной или абсолютно отрицательной, компенсация показывает возможность для любого ребенка найти свой стиль социализации и свою социальную группу. Нормативность при действии этого механизма выстраивается на основе индивидуального набора качеств, при сущих конкретному человеку, т. е. компенсация раскрывает перед взрослым широкий спектр возможностей, позволяющих, не ломая ребенка, не навязывая ему неприемлемых для него форм деятельности и общения, помочь ему преодолеть собственные недостатки за счет имеющихся у него достоинств.
Говоря о механизмах развития, необходимо подчеркнуть, что их роль в становлении психики разных людей не одинакова, она меняется даже в течение жизни человека, однако в той или иной мере каждый из них присутствует, выполняя свои функции.
В ранние годы жизни на первый план выходят такие механизмы, как интериоризация (прежде всего культуры, знаний, правил и норм того общества, в котором живет ребенок), а также идентификация с окружающими. В зрелом и, особенно, в пожилом возрасте эти механизмы уже не имеют прежнего значения. Снижение роли интериоризации приводит к тому, что новые знания формируются с большим трудом, их трудно наполнить эмоциональными переживаниями, чтобы сформировались новые мотивы. Поэтому у пожилых людей с трудом формируются новые ролевые отношения, они плохо привыкают к новым ценностям и новым представлениям о себе и других.
Уменьшение значения идентификации связано с тем, что группа общения (друзья, семья) уже создана и в этом возрасте почти не пересматривается. Существенно затруднена и социальная идентификация, т. е. выбор новой социальной или национальной группы, к которой себя относит человек. Поэтому так сложна адаптация к новой среде (социальной, культурной, даже экологической) в этом возрасте.
Изменяется и роль механизма отчуждения - его значение, напротив, с возрастом увеличивается. Как правило, максимального развития этот механизм достигает в зрелом возрасте, что связано с осознанием себя, своей личностной цельности и уникальности, стремлением отгородить свой внутренний мир от чужого вмешательства. В пожилом возрасте активность отчуждения снижается, но в некоторых случаях, главным образом связанных с нарушением социальной идентичности и возникновением агрессии или ухода от новой социальной среды, его роль может не только не уменьшиться, но и увеличиться, охватить как внутренний, так и внешний план деятельности.
Возрастает в процессе онтогенеза и значение механизма компенсации у детей низкий уровень рефлексии, не вполне адекватная оценка собственной индивидуальности препятствуют сознательной компенсации своих недостатков и слабостей. Бессознательной же компенсации часто мешает навязанный взрослыми стиль деятельности. Поэтому полноценное функционирование этого механизма в первые годы жизни ребенка связано прежде всего с правильным отношением со стороны взрослого и его пониманием индивидуальности ребенка.
ПО мере осознания своих личностных качеств и способностей возрастают возможности компенсации. Включение этого механизма в зрелости во многом обеспечивает самореализацию человека и его личностный и творческий рост. В пожилом возрасте роль компенсации не только не уменьшается, но возрастает, при этом действие механизма направлено уже на компенсацию не только своих индивидуальных слабостей, но и своих потерь - сил, здоровья, статуса, группы поддержки. Поэтому для нормального старения очень важно развивать у людей пожилого возраста именно этот механизм психической жизни.
В то же время необходимо обращать внимание на то, чтобы в любом возрасте доминировал прежде всего адекватный и полный вид компенсации. Иначе говоря, этот механизм должен функционировать так, чтобы человек не уходил в мнимую компенсацию обычно в болезнь, преувеличивая свои хвори и немощи с тем, чтобы вызвать к себе интерес и жалость, а то и добиться более ощутимых материальных привилегий. С этой точки зрения важны обучение новым видам деятельности, развитие креативности, появление нового хобби и любых форм творчества, так как с их помощью развивается полная компенсация.
Кроме основных механизмов, обогащающих психику ребенка новым содержанием, существуют, как уже говорилось выше, защитные механизмы, позволяющие преодолеть те барьеры и личностные конфликты, которые возникают у человека в процессе развития.
Если о механизмах развития говорил ось и до Фрейда, то идея защитных механизмов принадлежит исключительно ему. Фрейд считал, что возможность поддерживать свое психическое здоровье зависит от механизмов психологической защиты, которые помогают человеку если не предотвратить (так как это фактически невозможно), то хотя бы смягчить конфликт между Ид, содержанием котоРого являются бессознательные либидозные и агрессивные влечения, и Супер-Эго. Фрейд выделял несколько защитных механизмов, главными из которых являются вытеснение, регрессия, рационализация, nроекция и сублимация.
Вытеснение - самый неэффективный механизм, так как при этом энергия вытесненного и неосуществленного мотива (желания) не реализуется в деятельности, а остается в человеке, вызывая рост напряженности. Так как желание вытесняется в бессознательное, то человек о нем совершенно забывает. Однако оставшееся напряжение, проникая сквозь бессознательное, дает о себе знать в виде символов, наполняющих наши сновидения, в виде ошибок, описок, оговорок. Поэтому Фрейд придавал такое значение «психопатологии обыденной жизни», т. е. толкованию таких явлений, как ошибки и сновидения человека, его ассоциации.
Регрессия и рационализация - более успешные виды защиты, так как они позволяют хотя бы частично разрядить энергию, содержащуюся в желаниях человека. При этом регрессия представляет собой более примитивный способ реализации стремлений, выхода из конфликтной ситуации. Человек может начать кусать ногти, портить вещи, жевать резинку или табак, верить в злых или добрых духов, стремиться к рискованным ситуациям и Т.Д., причем многие из этих регрессий настолько общеприняты, что даже не воспринимаются таковыми. Рационализация связана со стремлением Супер-Эго хоть как-то проконтролировать создавшуюся ситуацию, придав ей добропорядочный вид. Поэтому человек, не осознавая реальные мотивы своего поведения, прикрывает их и объясняет придуманными, но морально приемлемыми мотивами.
При проекции человек приписывает другим те желания и чувства, которые он испытывает сам. В том случае, когда субъект, которому было приписано какое-либо чувство, своим поведением подтверждает сделанную проекцию, этот защитный механизм действует достаточно успешно, так как человек может осознать эти чувства как реальные, действительные, но внешние по отношению к нему и не пугаться их. Необходимо подчеркнуть, что введение этого защитного механизма дало возможность в дальнейшем разработать так называемые «проективные методы» исследования личности. Эти методы, заключающиеся в просьбе закончить неоконченные фразы или рассказы либо составить рассказ по неопределенным сюжетным картинкам, внесли существенный вклад в экспериментальное исследование личности.
Наиболее эффективным механизмом защиты является сублимация, так как она помогает направить энергию, которая связана с сексуальными или агрессивными стремлениями, в другое русло, реализовать ее, в частности, в творческой деятельности. В принципе Фрейд считал культуру продуктом сублимации и с ЭТОЙ точки зрения рассматривал произведения искусства, научные открытия. В этой деятельности происходит полная реализация накопленной энергии, катарсис, или очищение человека от отрицательных стремлений.
В дальнейшем некоторые взгляды Фрейда на функционирование защитных механизмов были пересмотрены, в частности было показано, что они помогают преодолеть и внешние фрустрации, конфликты, возникающие между обществом и субъектом. В этом случае задача психологической защиты состоит в том, чтобы привести в соответствие мнение человека о себе и мнение о нем окружающих. К изученным Фрейдом механизмам К. Хорни добавила еще три вида защиты, в основе которых лежит удовлетворение определенных невротических потребностей. Если в норме все эти потребности и, соответственно, эти виды защиты гармонически сочетаются между собой, то при отклонениях одна из них начинает доминировать, приводя к развитию у человека того или иного невротического комплекса.
Защиту человек находит в стремлении либо «к людям» (уступчивый тип), либо «против людей» (агрессивный тип), либо «от людей» (отстраненный тип).
При развитии стремления к людям человек надеется преодолеть свою тревогу за счет соглашения с окружающими в надежде на то, что они в ответ на его конформную позицию не заметят (или сделают вид, что не замечают) неадекватность его «образа Я». Проблема в том, что при этом у субъекта развиваются такие невротические потребности, как потребность в привязанности и одобрении, потребность в партнере, который принял бы на себя заботу о нем, потребность быть предметом восхищения других людей, потребность в престиже. Как любые невротические потребности они нереалистичны и ненасыщаемы, Т.е. человек, добившись признания или восхищения от других, старается получить все больше и больше похвал и признаний, испытывая страх перед малейшими, часто мнимыми признаками холодности или неодобрения. Такие люди совершенно не переносят одиночества, испытывая ужас от мысли, что их могут покинуть, оставить без общения. Это постоянное напряжение и служит основой развития невроза в данном случае.
Развитие защиты в виде ухода, стремления «от людей» позволяет человеку игнорировать мнение окружающих, оставшись наедине со своим «образом Я». Однако и в этом случае развиваются невротические потребности, в частности потребность ограничить свою жизнь узкими рамками, потребность в самостоятельности и независимости, потребность быть совершенным и неуязвимым. Разочаровавшись в возможности завязать теплые отношения с окружающими, такой человек стремится быть незаметным и независимым от других. Из боязни критики он старается казаться неприступным, хотя в глубине души остается неуверенным и напряженным. Такой подход приводит человека к полному одиночеству, изоляции, которую он тяжело переживает и которая также может способствовать развитию невроза.
Попытка преодолеть тревогу, навязав свой «образ Я» силой другим людям, также не оканчивается успехом, так как в этом случае у человека развиваются такие невротические потребности, как потребность в эксплуатации других, стремление к личным достижениям, к власти. Те знаки внимания, уважения и покорности, которые они принимают от окружающих, кажутся им все более недостаточными, им требуется все большая власть и доминирование, которые бы служили доказательством их адекватности.
К сходным принципам работы психологической защиты пришел и э. Фромм, который описал четыре защитных механизма - садизм, мазохизм, конформизм и деструктивизм. При садизме и мазохизме происходит укорененность жертвы с палачом, которые зависят друг от друга и нуждаются друг в друге, хотя разность их позиций дает им ощущение собственной индивидуальности. При конформизме чувство укорененности берет верх, в то время как при деструктивизме, наоборот, верх одерживает стремление к индивидуализации, желание разрушить то общество, которое не позволяет человеку укоренится в нем.
Таким образом, в современной психологии развития выделяются защитные механизмы, направленные на преодоление внутриличностных конфликтов, И механизмы, которые оптимизируют общение человека с окружающими. При этом причиной социальных конфликтов, как правило, являются личностные проблемы, неадекватность представления о себе, демонстративность, тревожность и т. д.
В то время как большинство психологов рассматривало прежде всего позитивные аспекты действия психологической защиты, гуманистическая психология подчеркивала их отрицательную сторону. Психологическая защита возникает в связи с необходимостью постоянно игнорировать сигналы о собственной несостоятельности или недостаточной успешности, которые приходят к субъекту из внешнего мира.
Боязнь изменить самооценку, к которой человек привык и которую он уже считает действительно своей, приводит к отчуждению собственного опыта от сознания. Поэтому, помогая избежать невроза, психологическая защита останавливает личностный рост, ив этом состоит негативный аспект ее воздействия, подчеркиваемый Маслоу, Роджерсом и другими учеными. В какой-то степени причина этого противоречия становится ясна, если вспомнить о том, что для психоанализа развитие - это адаптация к среде, нахождение определенной экологической ниши, в которой личность находит способ уйти от давления среды.
Таким образом, психологическая защита помогает такой адаптации к окружающему и, следовательно, с точки зрения гуманистической психологии препятствует личностному росту. Противоположные взгляды на процесс развития личности приводят к противоположным взглядам на роль психологической защиты в этом развитии.