Ковариация: религия и предрассудки
Я отнюдь не считаю, что, ограничивая наши эмпирические излишества, нам следует отказываться от исследования характеристик, определяющих ковариацию, в тех случаях, когда это представляется целесообразным.
Возьмем, к примеру, следующую проблему. Многие исследования убедительно показали, что прихожане в среднем больше склонны к предрассудкам, чем те, кто вообще не посещает церковь. (Некоторые из относящихся к делу исследований перечислены в работах Аргайла и Вильсона (Argyle, 1959; Wilson, 1960.) В то же время многие ревностные борцы за гражданские права религиозно мотивированны. Примеры от Христа до Ганди и Мартина Лютера Кинга демонстрируют нам, что принятие всеобщего равенства связано с искренней религиозностью. И налицо парадокс: религия порождает предрассудки, но в то же время и уничтожает их.
Для начала рассмотрим эту проблему рационально и сформулируем гипотезу о криволинейной зависимости. Основания для этой гипотезы мы находим в книге «Авторитарная личность» (Adorno, Frenkel-Brunswik, Levinson & Sanford, 1950), в которой утверждается, что само по себе принятие той или иной религии менее важно, чем способ ее принятия. Ар-гайл (Argyle, 1959) конкретизирует эту гипотезу. Он говорит: «Тот, кому свойственны предрассудки, не истинно набожен, он просто конвенционально религиозен» (р. 84).
Будем считать, что существуют две противоречивые, но измеряемые формы религиозной ориентации. Первую форму назовем внешней религиозной ориентацией, имея в виду, что религиозность прихожанина является для него не самоценностью, а неким инструментом, служащим для удовлетворения потребности в личностном комфорте, безопасности или социальном статусе. (Один человек сказал, что он ходит в церковь, потому что это самое лучшее место для продажи страховок.) В ряде своих работ я более полно определил эту утилитарную религиозную ориентацию (G. W. Allport, 1960, 1963). Здесь я просто приведу два утверждения, которые, как мне кажется, отражают внешнюю установку.
Религия предоставляет мне главным образом душевный комфорт, а не печали и тяжелые раздумья.
Мои религиозные убеждения — это то, что определяет весь мой подход к жизни.
Одна из причин того, что я хожу в церковь, заключается в том, что мое членство в ней обеспечивает мне больший вес в обществе.
Напротив, внутренняя ориентация рассматривает веру как высшую самоценность. Такая вера заставляет человека выходить за пределы его личных потребностей, серьезно относиться к заповеди братства, той заповеди, что присуща всем без исключения религиям, и искать объединения сущего. Соглашение со следующими утверждениями говорит о внутренней ориентации.
Если не случается каких-то непредвиденных обстоятельств, я хожу в церковь (чаще чем раз в неделю) (раз в неделю) (два — три раза в месяц) (реже чем раз в месяц).
Второе утверждение представляет особый интерес, поскольку во многих исследованиях было установлено, что те, кто посещает церковь нерегулярно, гораздо больше склонны к предрассудкам, чем постоянные прихожане (напр., Holtzmann, 1956; Williams, 1964). Они принимают религию в удобных для себя дозах и не позволяют ей регулировать их жизнь.
В таблице 3 приведены некоторые примечательные результаты. Если мы проследим степень соответствия между выраженностью внешней ориентации и различными шкалами, измеряющими предрассудки, то обнаружим, что наша гипотеза подтверждается. И, как мы и предполагали, внутренняя ориентация отрицательно коррелирует с предрассудками.
Из этих исследований видно, что наша рационально предложенная гипотеза получила доказательное обоснование. Заметим, что тенденция остается неизменной, какое бы сочетание религиозной ориентации и объекта предрассудка мы ни брали для анализа.
Я уже говорил о том, что эмпирическая проверка может откорректировать или расширить рациональный анализ примеров. В частности,
Таблица 3
Корреляция между типами религиозной ориентации прихожан и различными шкалами измерения предрассудков
Ориентация и предрассудки | N | R |
Унитарии внешняя-антикатолическая внутренняя-антикатолическая внешняя-антимексиканская внутренняя- антимексиканская | 0,56 -0,36 0,54 -0,42 | |
Католики внешняя-антинегритянская внутренняя-антинегритянская | 0,36 -0,49 | |
Назареи внешняя-антинегритянская внутренняя-антинегритянская | 0,41 -0,44 | |
Смешанная выборка внешняя-антисемитская | 0,65 |
в этом исследовании обнаружился следующий неожиданный факт. Несмотря на то, что те, кто относится к внешнему полюсу нашего континуума, в целом менее склонны к предрассудкам, чем те, кто занимает крайнюю внутреннюю позицию, ряд испытуемых проявляет приводящую в замешательство алогичность. Они соглашаются как с «внешними», так и с «внутренними» утверждениями, несмотря на то, что эти утверждения противоречат друг другу, например:
Мои религиозные убеждения — это то, что определяет весь мой подход к жизни.
Хотя я религиозен, мне кажется, в моей жизни существуют и более важные вещи.
Таким образом, необходимо уделить особое внимание той значительной по своим размерам группе, которая отказывается следовать ясной религиозной логике. Я определяю их термином «непоследовательные, но склонные к религии». Им просто нравится религия; для них она является «социально желательным» объектом (ср. Edwards, 1957).
Насколько важно принимать в расчет этот третий тип религиозной ориентации, становится понятно, если мы проанализируем таблицу 4, в которой представлены данные по выраженности предрассудков у различных групп. В использованных нами методиках наименьший балл по выраженности предрассудков равен 12, наибольший — 48. Заметим, что средний балл постепенно и значимо возрастает на континууме от «последовательно внутренних» до «крайне непоследовательных, но склонных к религии». Последние демонстрируют наибольшую выраженность предрассудков.
Когда мы обнаруживаем ковариацию предрассудков как с внешней религиозной ориентацией, так и со «склонностью» к религии, перед нами встает задача рационального объяснения. Я думаю, каждый может совершенно справедливо возразить, что эти конкретные религиозные установки инструментальны по своей природе; они обеспечивают безопасность и статус — то есть то, что лежит в рамках удовлетворения определенных личных потребностей. Мы знаем, что предрассудки у ряда личностей выполняют приб-
Таблица 4