Антикартельное регулирование (ограничительные соглашения).
Юридической основой антикартельного регулирования является статья 85 Римского договора. Она запрещает антиконкурентное поведение двух или более предприятий, а также соглашения или другие действия, наносящие ущерб конкуренции в ЕС и негативно воздействующие на торговлю между государствами-членами.
Все соглашения между предприятиями, которые могут затронуть торговлю между странами-членами и имеют своей целью или следствием предотвращение, ограничение или искажение конкуренции на едином рынке, запрещаются как несовместимые с единым рынком и автоматически признаются недействительными, в частности, соглашения которые:
• прямо или косвенно фиксируют цены или другие торговые условия;
• лимитируют или контролируют производство, рынки, техническое развитие или инвестиции;
• делят рынки или источники поставок;
• применяют неодинаковые условия к эквивалентным сделкам с другими торговыми сторонами, ставя их тем самым в худшее конкурентное положение;
• делают условием заключение контракта принятие другими сторонами дополнительных обязательств, не имеющих отношения к предмету контракта.
Все соглашения между предприятиями подразделяются на горизонтальные и вертикальные соглашения. Горизонтальные соглашения представляют собой сговор конкурирующих фирм одной отрасли. Предметом таких соглашений является, как правило, фиксация цен, ограничение объемов производства, раздел рынков. Вертикальные соглашения заключаются между неконкурирующими предприятиями, обычно в сфере распределения. Такие соглашения направлены на поддержание цен при перепродаже товаров, ограничения по рынкам или потребителям.
Чтобы антикартельные правила ЕС не превратились в тормоз на пути развития интеграционных процессов, в Римском договоре (п. 3 ст. 85), были предусмотрены изъятия из общих правил конкуренции, разрешающие такие соглашения между предприятиями, «которые способствуют улучшению производства или распределению товаров или содействуют техническому и экономическому прогрессу». Таким образом, соглашениям, имеющим положительный экономический эффект, представлялся «зеленый свет» при условии, что они не будут устранять конкуренцию для существенной части соответствующих товаров.
Статья 85 получила широкое практическое применение, позволяя Комиссии ЕС стимулировать соглашения, имеющие позитивный экономический характер. Для реализации процедуры был разработан соответствующий порядок и принят ряд регламентов и уведомлений. Участники подают заявление в Комиссию ЕС на все соглашения или координированные действия, подпадающие под изъятия п. 3 ст. 85 или вообще не нарушающие правил конкуренции. Для нотификации был разработан строго определенный механизм и утверждена официальная форма заявок, в которой заявитель должен представить подробную информацию об участниках соглашения, изложить основные его положения и сформулировать цели соглашения. Если после анализа полученной информации Комиссия ЕС установит, что соглашения не относятся к запрещенным Римским договором видам деятельности или подпадают под исключения п. 3 ст. 85, то она оповещает об этом заявителей в форме индивидуальных деклараций «negative clearances» или специальных уведомлений «comfort letters». Если же Комиссия установит, что соглашения нарушают конкуренцию, то она выносит решение об их прекращении (запрещении).
Компании, заключающие соглашения, могут и не обращаться в Комиссию за получением освобождений, если их деятельность подпадает под действие так называемых групповых изъятий, в число которых входят:
• исключительные дистрибьюторские соглашения;
• исключительные соглашения на закупку;
• соглашения по патентному лицензированию;
• соглашения в области специализации;
• соглашения в области исследований и развития;
• дистрибьюторские соглашения в автомобильном секторе;
• соглашения о франшизах;
• соглашения в области ноу-хау.
Однако групповые изъятия не означают автоматического освобождения данных видов деятельности из-под действия общих правил конкуренции, а предоставляются лишь при условии ненарушения конкуренции.
Помимо групповых изъятий Комиссия ЕС выделила некоторые виды взаимоотношений между предприятиями, которые в силу своей специфики не подпадают под действие общих правил конкуренции и не нуждаются в нотификации. К ним относятся контракты с коммерческими агентами и некоторые виды кооперационных соглашений. Соглашения между малыми и средними предприятиями не рассматриваются как нарушающие нормы конкурентной политики, поскольку их экономический эффект, определяемый исходя из совокупного оборота и доли фирм на рынке, недостаточно значим.
Практическая реализация антикартельных правил заключается в самостоятельном расследовании Комиссией предполагаемых нарушений и принятие мер по их пресечению (сбор информации, проверку документации предприятий, а также на посещение принадлежащих им помещений, земельных участков и транспортных средств), установлении санкций за нарушения.