Антикартельное регулирование (ограничительные соглашения).

Юридической основой антикартельного регулирования является статья 85 Римского договора. Она за­прещает антиконкурентное поведение двух или более предприятий, а также соглашения или другие действия, наносящие ущерб конкуренции в ЕС и негативно воздействующие на торговлю между государствами-чле­нами.

Все соглашения между предприятиями, которые могут затронуть тор­говлю между странами-членами и имеют своей целью или следствием предотвращение, ограничение или искажение конкуренции на едином рынке, запрещаются как несовместимые с единым рынком и автоматиче­ски признаются недействительными, в частности, соглашения которые:

• прямо или косвенно фиксируют цены или другие торговые условия;

• лимитируют или контролируют производство, рынки, техническое развитие или инвестиции;

• делят рынки или источники поставок;

• применяют неодинаковые условия к эквивалентным сделкам с дру­гими торговыми сторонами, ставя их тем самым в худшее конкурентное по­ложение;

• делают условием заключение контракта принятие другими сторона­ми дополнительных обязательств, не имеющих отношения к предмету контракта.

Все соглашения между предприятия­ми подразделяются на горизонтальные и вертикальные соглашения. Го­ризонтальные соглашения представляют собой сговор конкурирующих фирм одной отрасли. Предметом таких соглашений является, как прави­ло, фиксация цен, ограничение объемов производства, раздел рынков. Вертикальные соглашения заключаются между неконкурирующими пред­приятиями, обычно в сфере распределения. Такие соглашения направ­лены на поддержание цен при перепродаже товаров, ограничения по рынкам или потребителям.

Чтобы антикартельные правила ЕС не превратились в тормоз на пути развития интеграционных процессов, в Римском договоре (п. 3 ст. 85), были предусмотрены изъятия из общих правил конкуренции, разрешаю­щие такие соглашения между предприятиями, «которые способствуют улучшению производства или распределению товаров или содействуют техническому и экономическому прогрессу». Таким образом, соглашени­ям, имеющим положительный экономический эффект, представлялся «зе­леный свет» при условии, что они не будут устранять конкуренцию для су­щественной части соответствующих товаров.

Статья 85 получила широкое практическое применение, позволяя Ко­миссии ЕС стимулировать соглашения, имеющие позитивный экономи­ческий характер. Для реализации процедуры был разработан соответствую­щий порядок и принят ряд регламентов и уведомлений. Участ­ники подают заявление в Комиссию ЕС на все соглашения или координиро­ванные действия, подпадающие под изъятия п. 3 ст. 85 или вообще не на­рушающие правил конкуренции. Для нотификации был разработан строго определенный механизм и утверждена официальная форма заявок, в ко­торой заявитель должен представить подробную информацию об участни­ках соглашения, изложить основные его положения и сформулировать цели соглашения. Если после анализа полученной информации Комиссия ЕС установит, что соглашения не относятся к запрещенным Римским до­говором видам деятельности или подпадают под исключения п. 3 ст. 85, то она оповещает об этом заявителей в форме индивидуальных деклараций «negative clearances» или специальных уведомлений «comfort letters». Если же Комиссия установит, что соглашения нарушают конкуренцию, то она выносит решение об их прекращении (запрещении).

Компании, заключающие соглашения, могут и не обращаться в Комис­сию за получением освобождений, если их деятельность подпадает под дей­ствие так называемых групповых изъятий, в число которых входят:

• исключительные дистрибьюторские соглашения;

• исключительные соглашения на закупку;

• соглашения по патентному лицензированию;

• соглашения в области специализации;

• соглашения в области исследований и развития;

• дистрибьюторские соглашения в автомобильном секторе;

• соглашения о франшизах;

• соглашения в области ноу-хау.

Однако групповые изъятия не означают автоматического освобождения данных видов деятельности из-под действия общих правил конкуренции, а предоставляются лишь при условии ненарушения конкуренции.

Помимо групповых изъятий Комиссия ЕС выделила некоторые виды взаимоотношений между предприятиями, которые в силу своей специфи­ки не подпадают под действие общих правил конкуренции и не нуждают­ся в нотификации. К ним относятся контракты с коммерческими агента­ми и некоторые виды кооперационных соглашений. Соглашения между ма­лыми и средними предприятиями не рассматриваются как нарушающие нормы конкурентной политики, поскольку их экономический эффект, определяемый исходя из совокупного оборота и доли фирм на рынке, не­достаточно значим.

Практическая реализация антикартельных правил заключается в самостоятельном расследовании Комиссией предполагаемых нару­шений и принятие мер по их пресечению (сбор информации, проверку до­кументации предприятий, а также на посещение принадлежащих им по­мещений, земельных участков и транспортных средств), установлении санкций за нарушения.