Вопрос 6 . Сюжет. Фабула. Композиция сюжета и этапы его развития. Расстановка персонажей.

 

Композиция – это соединение частей или компонентов в целое, структура литературной художественно формы. Композиция – это соединение частей, но не сами эти части. Различают аспекты композиции6 расстановка персонажей, событий, детали, описание, диалоги.

Композиция сюжета.

Сюжет – тема, это изображение события, это цепь событийных действий, цепь эпизодов. Следует различать сюжет и фабулу. Под фабулой принято понимать жизненный материал, основанный на жизненных коллизиях. Сюжет же это индивидуально-авторское изображение событий. Сюжет основан на конфликтах. На основе одной фабулы может быть создано много произведений.

Этапы развития сюжета.

Сюжет существует только в сюжетных произведениях – эпос, драма, лироэпические произведения. В произведении существует 4 обязательных этапа, традиционно они обозначаются как завязка, развитие, кульминация, развязка. Кроме этого в литературе Нового и Новейшего времени( 19 -20в) могут быть еще 2 этапа – пролог и эпилог.

· Экспозиция (пролог) – это ввод в ситуация (конфликта нет и быть не может). Как правило, дается макрохарактеристика (пейзажная) и психологическая (портретная). ( Бунин «Темные аллеи»). Если речь идет о крупном произведении, то дается предыстория героя. Как правило. Пролог открывает текст произведения.

· Завязка – это формирование конфликта. Как правило, завязка имеет четкие текстуальные границы: несколько абзацев в романе. В первую очередь показательными являются физ. д-ия.

· Развитие д-ия – развитие конфликта.

· Кульминация – это наивысшая точка в развитии конфликта

· Развязка – это окончательное разрешение конфликта. Итоговое положение лиц. В «техническом2 отношении развязка близка завязке. Здесь тоже отличается физ. д-ия, поэтому тоже бывают четкие границы.

· Эпилог – это возможное дополнительное д-ие. Эпилоги достаточно часты в произведениях. (Тургенев «отцы и дети»).

Расстановка персонажей.

1. Сопоставление. Сопоставление бывает не только истинным, но и ложным. Чаще это форма сопоставления имеет форму противопоставления. Например, противопоставление Печорин и Грушницкий.

2. Расстановка героев в виде треугольника. Эту расстановку мы наблюдаем еще в фольклоре. В литературе – «Тихий дон» (Мелехов – Кошевой – Коршунов).

3. 4 человека. Прием четырхчастный использован в романе «Война и мир».

 

имя внешность Внутренний
Наташа + +
кн.. Марья - +
Соня - -
Элен + -

Существует построение по парам, как в произведении Куприна «Гранатовый браслет»

Вера/Анна ----Муж/брат.