Динамизм и незавершённость науки
Ряд перечисленных характеристик научного знания может создать впечатление, что оно представляет собой некое статичное образование, полностью верифицированное и доказанное — как бы своеобразный логико-теоретический монолит. На самом деле научное знание — достаточно подвижная когнитивная система, в которой происходят постоянные процессы уточнения, пересмотра различных положений и целых теоретических подсистем. Научное знание не представляет собой какой-то гомогенной целостности. В нем есть и нерешённые проблемы (скажем, в математике — проблема Гольдбаха), есть проблемы, вообще считающиеся вечными (например, в биологии — проблема происхождения жизни), причем иногда, наоборот, проблемы, считавшиеся неразрешимыми, могут дождаться своего решения (примером может служить недавнее доказательство Великой теоремы Ферма), есть различные парадоксы (образцы которых можно видеть в современной физике микромира). Часто в одно й то же время сосуществуют несколько альтернативных, конфликтующих друг с другом теорий, идёт постоянная борьба школ и направлений и т.п.
Это означает, что содержание научного знания является принципиально открытым для пересмотра и уточнения, для улучшений и значительных новаций. Открытость и корректируемость научного знания выступают важнейшими предпосылками развития когнитивной системы науки. Научное знание динамичное, подвижное, принципиально незавершённое. Оно находится, как писал И. Кант, в контексте постоянного «продвижения опыта», т.е. в режиме непрерывного совершенствования и расширения. Или, как комментирует слова И. Канта его последователь Э. Кассирер, «опыт для нас — не завершённый продукт, а процесс, который формируется в движении. Мы можем определить условия этого процесса, но не его конец»1.
Итак, система научного знания динамична, принципиально открыта, корректируема.