Основные черты научного знания
Научное знание обладает рядом специфических черт, свойственных только ему. Прежде всего, следует прояснить его отношения с обыденным знанием. Кажется естественным мнение, что наука вырастает непосредственно из мира повседневного опыта. Конечно, они не отделены друг от друга пропастью. Между научным и обыденным знанием есть определённая связь (главным образом, генетическая), ведь научное мышление и возникло первоначально на почве опыта обычных жизненных наблюдений, когда не было специальных научных инструментов эмпирического исследования. Однако не следует считать научное знание лишь простым продолжением обыденного опыта, или усовершенствованным здравым смыслом.
Прежде всего научному знанию присущ особый теоретический фон, позволяющий науке:
1) придать знанию характер универсальности, которая принципиально превосходит возможности познания единичных ситуаций и явлений;
2) выйти за рамки узкопрактической заинтересованности, нацеленности на решение конкретных, сиюминутных жизненных проблем (греч. theoreia — «созерцание»).
Научное знание высокоспециализировано: для него необходим специальный язык, оно включает в себя системы абстрактных объектов, в т.ч. весьма высокого уровня абстракции.
Когнитивная система науки — это система знаний, полученных в ходе научного познания и отвечающих текущим критериям научности: крите-
риям объективности, доказательности, проверяемости и т.д. Поскольку критерии научности на протяжении истории претерпевают определённые модификации (скажем, в математике меняются представления о строгости доказательства), то предпочитают говорить не о соответствии универсальным критериям, которым должно отвечать научное знание, а о текущих, т.е. современных науке той или иной эпохи, требованиях.
Каковы же основные черты научного знания согласно требованиям научности?
Среди основных черт научного знания обычно называют следующие:
1) всеобщность;
2) необходимость;
3) системность;
4) проверяемость.
Остановимся на них подробнее.
1. Предметом научного знания являются не единичные феномены, а то всеобщее, что присуще всем без исключения объектам, явлениям, процессам определённого типа, находящимся в сходных условиях, т.е. то повторяющееся, стабильное, универсальное, что лежит в основе многообразных феноменов действительности. Разумеется, научное познание занимается и уникальными явлениями, какие встречаются преимущественно в гуманитарных науках. Но и в этом случае учёный погружает изучаемый предмет в сеть общезначимых понятий, пытается увидеть в нем стабильные черты.
2. Следует также отметить, что научное знание характеризует не случайные, произвольные оттенки и детали изучаемых объектов, а фиксирует их самые глубокие, сущностные, системообразующие, т.е. необходимые стороны (хотя слово «необходимые» в этом контексте некоторые исследователи считают не совсем удачным). В этом ракурсе наиболее репрезентативной формой фиксации и выражения научного знания является научный закон.
3. Элементы научного знания тесно связаны между собой разнообразными отношениями. Научное знание организовано в виде определенной согласованной структуры, т.е. оно системно. Вне конкретной концептуальной системы научные знания не только не проверяемы, но и вообще невозможны. Например, известный американский философ Уиллард Куайн подчёркивает, что мы всегда проверяем не изолированные высказывания, а всю научную систему в целом, т.к. её элементы находятся между собой в очень сложных, разветвлённых, опосредованных, различными связями отношениях. Для иллюстрации этого положения он использует следующую метафору. Здание научной теории представляет собой как бы арку, фундамент которой находится на почве непосредственного научного опыта, а все остальные камни крепятся между собой сугубо внутренними соотношениями, так что устойчивость арки зависит как от надёжности
2- 1410 Ушаков
фундамента, так и от законов самой архитектуры и от надёжности сцепления камней. Подобные «внутренние скрепы» теории — это различного рода логические и содержательные, внутритеоретические связи1.
Но сказанное не означает, что все связи, которые пронизывают теоретическую систему, абсолютно прозрачны и известны. Связи могут быть и достаточно сложными, включающими множество промежуточных звеньев (в т.ч. даже недостаточно прояснённых). Вообще в системе научного знания присутствует значительное количество неявных связей, которые играют важную роль как в «скреплении» наличного знания, уже присутствующего в когнитивной структуре, так и в порождении будущего знания, в обнаружении новых закономерностей и структур. Поэтому часто более глубокое изучение взаимосвязей в теоретической системе само является сложным и длительным процессом. Здесь требуется специальный философско-логический анализ действительного содержимого теории. Даже в сугубо формальной логической системе, которая, как кажется на первый взгляд, состоит из тривиальностей, т.к. целиком может быть выведена из аксиомы тождества (вида «А = А»), тоже присутствует некоторое содержательное, хотя и непроявленное, знание. Например, как показал финский логик Я. Хинтикка, в формально-дедуктивной системе содержится информация поверхностная и информация глубинная, которая содержит более существенные, более глубокие логические закономерности.
Свойство системности научного знания касается не только такой совершенной и проработанной научной единицы, как теория, но и таких более ранних стадий разработки теоретических структур, как проблема и гипотеза. Поэтому получение нового знания уже с первых шагов носит системный характер, хотя сам учёный может в начале работы и не видеть в явной форме многие взаимосвязи. В процессе дальнейшего уточнения теоретической системы происходит прояснение ее внутренней структуры, логических и предметных соотношений, нахождение новых способов упорядочения и систематизации научного знания.
4. Важнейшей характеристикой научного знания является его проверяемость, иливерифицируемость. Конечно, критерии проверяемости меняются с течением времени. В математике раньше были в ходу т.н. неконструктивные доказательства, когда достаточно было показать, что математический объект с требуемыми свойствами может существовать; в математических концепциях с более строгими требованиями (в т.н. конструктивной математике) должна быть показана не только принципиальная возможность существования объекта, но он должен быть явным образом построен силами наличной совокупности допустимых средств.
' Quine W. van О. Word and Object. New York, London, 1960. P. 9-13.
Критерии проверяемости и обоснованности в каждой определённой предметной области конкретны, зависят от содержательных параметров самой этой области. Но эти критерии всегда есть и всегда работают.