ВВЕДЕНИЕ

В последние годы происходит глобализация химической и радиационной опасности, увеличивается вероятность возникновения экстремальных ситуаций, растет перечень токсикантов и источников ионизирующих излучений, изменяется характер и утяжеляются последствия их воздействия.

В современном мире новые высокие токсичные вещества внедряются во все сферы человеческой деятельности и накапливаются в окружающей среде. Около 40 тыс. химических веществ выпускаются большим тоннажем, из них более 100 обладают токсичностью, сопоставимой с токсичностью боевых отравляющих веществ. Такое количество потенциальных ядов и их относительная доступность являются основной причиной резкого увеличения среди населения числа острых отравлений химической этиологии. По данным Минздравсоцразвития РФ, в 2007 г. острые химические отравления находятся на 3-4 месте в структуре заболеваемости и на 1-2-м - по абсолютному числу смертельных исходов, превышая данный показатель для новообразований и инфаркта миокарда в 2 и 3 раза соответственно.

Широкое использование и накопление в огромных объемах на предприятиях мирной индустрии высокотоксичных веществ, чревато увеличением вероятности химических аварий и катастроф с формированием очагов массовых санитарных потерь.

Сложные задачи могут возникнуть при применении химических веществ с диверсионными и/или террористическими целями. Перечень их компонентов, пригодных для совершения террористического акта весьма широк: лекарственные препараты, пестициды, промышленные токсиканты, боевые отравляющие вещества, яды грибов и животных, вещества растительного происхождения бактериальные токсины и др. Синтез ряда соединений, рассматриваемых в качестве потенциальных диверсионных агентов, может быть осуществлен в обычной химической лаборатории, а исходные ингредиенты для этого могут быть куплены в аптеке или магазине химических реактивов.

Еще один аспект высокой химической опасности современного мира - не уничтоженные запасы химического оружия, что делает возможным его применение в войнах и военных конфликтах. Некоторые страны, подписавшие «Конвенцию о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении» (Париж, 1993), пока не приступили к этому процессу, а целый ряд государств, не присоединившихся к конвенции (а таких тоже не мало), и не планирует в обозримом будущем уничтожать химическое оружие. Следует учесть, что Конвенция не запрещает разработку, совершенствование и накопление оружия несмертельного действия (например, «полицейских» газов и других специальных средств наведения порядка), а также фитотоксикантов боевого применения, показавших свою эффективность в отдельных войнах и вооруженных конфликтах. В случае выхода из Конвенции промышленно развитые страны способны всего за несколько месяцев восстановить и нарастить военно-химический потенциал.

К угрозе применения химических веществ в военных конфликтах, к возрастающей вероятности химических аварий и катастроф, опасности химического терроризма добавляются проблемы химического загрязнения окружающей среды. В акваториях Баренцева, Белого, Балтийского, Карского, Охотского и Японского морей, затоплено значительное количество боевых отравляющих веществ первого поколения. Стойкие органические загрязнители, такие как полиароматические углеводороды, полихлорированные дифенилы, диоксины, пестициды и другие экотоксиканты, в окружающей среде России определяются практически повсеместно. При этом действие токсикантов на военнослужащих и население осуществляется, как правило, в малых дозах и концентрациях, не приводящих к развитию острых отравлений. Однако даже эти малые дозы и концентрации, действующие длительное время, представляют серьезную опасность в связи с возможностью развития хронических интоксикаций, канцерогенных, иммуносупрессивных, аллергизирующих эффектов, их негативным влиянием на репродуктивные функции человека.

Таким образом, в настоящее время в качестве источника химической опасности выступают десятки тысяч химических веществ, действующих в самых различных условиях и вызывающих различные, порой трудно диагностируемые формы токсического процесса. Именно поэтому разработана Федеральная целевая программа «Национальная система химической и биологической безопасности РФ (2009-2013)», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 27 октября 2008 г. №791.

Радиационная опасность в современном мире также весьма высока и с каждым годом все более возрастает. Она определяется, прежде всего наличием у США, Великобритании, Франции, Китая, Индии и Пакистана ти стратегических ядерных сил, что делает возможным применение ядерного оружия. В нарушение договоров о запрете производства и испытания ядерных боеприпасов в странах НАТО продолжается совершенствование и производство новых типов ядерного оружия, в т.ч. тактического. По крайней мере еще 10-12 государств (Израиль, Иран, Сирия, Ливия и др.) способны создать или уже располагают собственным ядерным оружием. Все это неизбежно ведет к возможности применения ядерного оружия уже на ранней стадии вооруженного конфликта.

Более 40 государств имеют собственную атомную промышленность, атомные электростанции, подвижные, судовые, научно-исследовательские и другие ядерные энергетические установки, что обуславливает возможность формирования очагов массовых санитарных потерь при случайном или преднамеренном разрушении данных объектов. Радиационные аварии на этих объектах наряду с поражением людей ведут к формированию радиационно-дестабилизированных территорий. Только в России радиационное неблагополучие зарегистрировано на площади приблизительно в 1 млн км2 с числом проживающих на ней людей до 10 млн человек. До настоящего времени остается нерешенной проблема утилизации радиоактивных отходов, запасы которых особенно велики на комбинате «Маяк» и на Военно-Морском Флоте, а аварии на атомных энергетических установках с отработанным топливом в 3-4 раза значительнее и тяжелее, чем со свежим топливом. В последнее десятилетие В Российской Федерации отмечаются существенное увеличение радиационно-опасных объектов и материалов, предназначенных для ликвидации и утилизации, резкое старение действующих ядерно-энергетических установок, систем, комплексов и средств их физической и противопожарной защиты и охраны.

Источники ионизирующих излучений широко используются во всех сферах человеческой деятельности, следствием чего является значительный рост лучевой нагрузки на людей. В последние годы усиливаются угрозы со стороны террористических организаций в отношении ядерно- и радиационно-опасных объектов и материалов.

Осознавая важность рассматриваемой проблемы, Правительством РФ принято постановление от 13 июля 2007 г. №444 «О федеральной целевой программе «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года».

Сложность реализации медицинской составляющей обеспечения радиационной безопасности обусловлена многообразием клинических форм при действии на организм ионизирующих излучений.

Вклад медицинской службы в решение проблемы обеспечения химической и радиационной безопасности населения и военнослужащих предполагает проведение комплекса мероприятий, направленных на сохранение жизни, здоровья и работоспособности населения и войск в условиях действия факторов химической и радиационной природы в мирное и военное время.

Медицинское обеспечение радиационной и химической безопасности населения и военнослужащих - весьма сложная и трудоемкая задача, которая не может быть решена силами только немногочисленного отряда токсикологов-радиологов. Она требует участия медицинских работников всех специальностей и квалификационных уровней в проведении медицинских мероприятий, основанных на знании особенностей действия химических веществ и ионизирующих излучений на организм человека.

Поэтому осуществление медицинского обеспечения химической и радиационной безопасности остро ставит проблему качества подготовки врачей по вопросам токсикологии, радиобиологии и медицинской защиты как на додипломном уровне, так и на этапе послевузовского образования и усовершенствования. Необходимо вооружить клинициста, профилактика, организатора здравоохранения новыми представлениями о причинах и закономерностях формирования патологии химического и радиационного происхождения, что позволит внедрить в практику здравоохранения эффективную систему медицинских мероприятий в области обеспечения токсико-радиологической безопасности войск и населения.