Билет №56. Строфика, твердые формы. Астрофичный стих.

 

Строфа – это группа стихов, объединенных каким-либо формальным признаком, повторяющимся периодически. В античной поэзии, не знавшей рифмы, таким признаком обычно было устойчивое чередование строк разных метров; в новоевропейской поэзии таким признаком стало чаще всего чередование рифм. Самыми ранними опытами применения рифмы для организации стихотворения были моноримы – «стихи на одну рифму», выдержанные от начала до конца

Признаки строфы:

1. Повторяемость сочетания рифмующихся стихов.

2. Интонационно — синтаксическая законченность.

Дополнительные признаки:

3. Тематическая, смысловая завершенность. Строфа является единицей композиционного членения стихотворения.

4. Упорядоченное чередование клаузул. В русской традиции — мжмж.

5. Упорядоченное чередование стихов разной длины.

6. Рефрены — повторения, «припевы».

7. Кольцевое построение строфы, в ктором ф рефрене один и тот же стих проходит через все стихотворение.

 

Самые просты строфы — двустишия и четверостишия.

 

Дальше перечисляю разные размеры, про которые нужно сказать. Примеры каждый должен привести свои.

Александрийский стих — 6ти стопный ямб с цезурой после 3ей стопы. Рифмовка парная.

Октава (АБАБАБВВ) получила широкое распространение в поэмах итальянского Возрождения, отсюда была заимствована поэтами европейского романтизма и через байроновского «Дон-Жуана» и пушкинский «Домик в Коломне» попала в русскую поэзию.

Онегинская строфа (абабввггдееджж). Было много подражаний, написанных онегинской строфой, – начиная с «Тамбовской казначейши» Лермонтова («Пишу Онегина размером...»). В начале XX в. М. Волошин стал употреблять онегинскую строфу для задумчивых посланий («Я соблюдаю обещанье / И замыкаю в четкий стих / Мое далекое посланье. / Пусть будет он, как вечер, тих, / Как стих «Онегина» прозрачен...»); у него нашлись продолжатели.

Терцины (итал. Terza rima, «третья рифма»): трехстишия АБА, БВБ, ВГВ, ГДГ... Терцинами написана «Божественная Комедия» Данте.

Астрофический стих, или стих с вольной рифмовкой - это значит, что текст не расчленяется (ни по какому признаку) на группы стихов, объединенных структурой, повторяющейся периодически.

Элегический дистих — использовался в античных элегиях. Первый стих в нем — гексаметр, второй — пенатметр. Самый яркий пример — стихотворение Пушкина «Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила...»

Твердые формы:

Сонет - это четырнадцатистишие из двух четверостиший (катренов) и двух трехстиший (терцетов) на 4 или 5 сквозных рифм.

Французский - АББА+АББА+ВВГ+ДГД или АБАБ+АБАБ+ВВГ+ДДГ

Английский - АББА+АББА+ВГГВ+ДД или АБАБ+АБАБ+ВГВГ+ДД или АБАБ+ВГВГ+ДЕДЕ+ЖЖ.(последние обычно называются «шекспировскими»). В целом английский тип сонета в России малоупотребителен.

Итальянский АБАБ АБАБ ВГД ДГВ. Вообще, если французского сонета характерна парная рифмовка в начале терцетов, а для английского – в конце, то для итальянского – полное отсутствие парной рифмовки в терцетах; типичное их строение – ...ВГВ+ГВГ или ВГД+ВГД

+ Триолет (фр. «тройной») – это восьмистишие с рифмовкой АБ+АА+АБАБ (курсивом выделены повторяющиеся строки-рефрены).

 



r.php"; ?>