Основные концепции (интерпретации) исторического процесса

 

Люди издавна пытались разобраться в сложном историческом процессе. Куда история направлена и есть ли это направление? Каковы этапы истории? В чем заключаются законы ее развития? Эти и другие вопросы человечество разрешает до сих пор. В разные времена на них давались разные ответы. Наличие различных мировоззренческих позиций обусловило наличие различных концепций (от лат. «conceptio» - понимание, система, определенный способ понимания) мировой истории.

 

В АНТИЧНОСТИ не было единой интерпретации исторического процесса. «Отец истории» Геродот основным содержанием исторического процесса считал борьбу Азии и Европы, которая к его времени вылилась в серию греко-персидских войн. Историки более позднего времени (Полибий, например) считали главным итогом развития человеческой цивилизации утверждение власти Римской республики во всем Средиземноморье.

ХРИСТИАНСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ (с IV-V вв. до середины XVIII в.). Основная ее проблема - вопрос о смысле и содержании человеческой земной истории. С точки зрения христианства, смысл истории заключается в последовательном движении человечества к Богу, в познании конечной истины, дарованной человеку в Откровении. Содержанием исторического процесса является освобождение человека, превращение его в сознательного исторического деятеля.

Отсчет человеческой истории ведется от грехопадения Адами и Евы и изгнания их из рая. Идея конца истории (конца света), сроки которого скрыты от человеческого разума, замалчивается. Тот факт, что различные народы живут в разном историческом времени, объясняется различием сроков принятия христианства, в связи с чем выделена магистральная линия истории (христианские народы) и тупиковые ее линии (языческая периферия). Христианская интерпретация истории оставила в наследство исторической науке идею всемирной истории. В настоящее время переизданы труды по русской истории Г. Флоровского, Н. Канторова, А. Нечволодова - сторонников христианской концепции.

Еще с начала нового времени христианская концепция была подвергнута критическому переосмыслению.

 

РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКАЯ (ВСЕМИРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ) КОНЦЕПЦИЯ ИСТОРИИ, нашедшая философско-теоретическое обоснование и систематизацию в философии истории Гегеля и историческом материализма К. Маркса.

 

Основной проблемой этой концепции является взаимосвязь духовного и естественного в историческом процессе. И Гегель, и Маркс считали историю универсальной, развивающейся по общим и объективным законам. На первый план в историческом процессе Гегель выдвигал тот или иной народ - носитель абсолютного духа. Исходным начальным пунктом мировой истории Гегель считал Древний Восток. Эпохи существования Древнего Востока, Античности, Средневековья, Нового времени выступали у Гегеля ступенями мировой истории. Через всю историю человечества Гегель проводил идею развития, которая проявлялась в том, насколько общество осознало идею свободы, насколько оно воплощало эту идею в праве, государственном устройстве и т.д. Гегелевскому идеализму в объяснении исторического развития Маркс противопоставил материализм.

Исторический материализм, по словам Энгельса, - это «такой взгляд на ход всемирной истории, который конечную причину и решающую движущую силу всех важных исторических событий находит в экономическом развитии общества, в изменениях способа производства и обмена, в вытекающем отсюда разделении общества на различные классы и в борьбе этих классов между собой» (Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. Т. 22. С. 306).

Согласно понятиям исторического материализма, или материалистическому пониманию истории, производство и воспроизводство материальных благ являются вечной естественной необходимостью человеческого существования, основой исторического развития общества. Занимаясь производством материальных благ, люди не только используют, видоизменяют материал природы, но и видоизменяются сами, совершенствуются, формируются как социальные существа.

Конкретизацией и дальнейшем развитием марксистского понимания истории стала концепция общественно-экономической формации.

Понятием общественно-экономической формации в марксизме обозначаются качественно своеобразные ступени истории человечества. Всего таких ступеней, или формаций, пять: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. Переход от одной общественно-экономической формации к другой происходит в результате социальной революции, в ее основе - конфликт между производительными силами и производственными отношениями.

Именно в последовательной смене формаций и заключается прогресс, конечным итогом которого должно быть установления справедливого миропорядка. Новый базис порождает и новую надстройку. Такой переход не может происходить без борьбы между людьми, классами (группами) людей, тем более, что одни классы являются эксплуататорскими, а другие - эксплуатируемыми. История, по мысли К. Маркса, вся пронизана этой борьбой. Классовую борьбу Маркс считал движущей силой истории, а революции - ее « локомотивами ».

 

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ИСТОРИИ (ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД).

Основной структурной единицей исторического процесса, с точки зрения этого подхода, является « цивилизация ». Слово «цивилизация» (фр). – с лат. «сivilis» – гражданский, государственный, с античности противопоставлялась «silvaticus» - лесной, дикий, грубый. Современный фр. историк Л. Февр утверждает, что это слово обнаружено в печати в 1766 г. До появления имени существительного употреблялся глагол «цивилизовать» и прилагательное «цивилизованный». В конце 16 в. слово «цивилизация» стало известно М. Монтеню, а противопоставление понятий «дикий» и «цивилизованный» полвека спустя появилось в «Рассуждении о методе» Р.Декарта. В 18 в. Ц ассоциировалась с понятием прогресса. С 19 в. начинают создаваться теории цивилизации (Вико, Гердер). Появление в 1877 г. книги американского антрополога Л. Моргана (вслед за ним и Энгельс) «Древнее общество, или Исследование путей человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации» означало, что значение слова стало применяться для характеристики стадии развития человечества, наступившей вслед за дикостью и варварством. Она характеризовалась упорядоченностью общественного строя, возникновением классов, государства, частной собственности). Николай Яковлевич Данилевский (русский философ) выделил культурно-исторические типы, самостоятельные планы религиозного, социального…, то есть исторического развития. О. Шпенглер понимал под Ц фазу заката культурно-исторического типа, его разложения, употреблял этот термин в негативном смысле. А.Тойнби писал о локальных Ц как о различных культурно-исторических системах, рассматривая их как динамические образования эволюционного типа.

 

Ц. - это сообщество людей, объединенное основополагающими духовными ценностями и идеалами, имеющее устойчивые особые черты в социально-политической организации, культуре, экономике и психологическое чувство принадлежности к этому сообществу (Л.И. Семенникова переработала А. Тойнби).

 

Выделяют 2 смысла термина Ц. – мировые и локальные:

- мировые Ц как этап в истории человечества, характеризующийся определенным уровнем потребностей, знаний, навыков и т.п. То есть речь идет о сверхдолгосрочном (многовековом) историческом цикле.

- Локальные Ц выражают культурно-исторические, этнические, религиозные, экономико-географические особенности государства, группы государств, этносов, связанных общей судьбой.

 

Существуют:

 

1. теории стадиального развития цивилизаций (высвечивают общее), которые изучают изучают Ц как единый процесс прогрессивного развития человечества, в котором выделяются определенные стадии ()этапы. В общемировом цивилизационном процессе выделяются стадии – цивилизации: доиндустриальная, индустриальная, постиндустриальная. НО! Развитие разных регионов мира неодновременно!

Линеарная концепция. Основывается на посылке, что человечество развивается от простого к сложному, от старого к новому, от низшего к высшему с последовательным нарастанием совершенства общества на основе прогресса. Появилась в 16 – 18 вв. Ж.А Кондорсе, О.Конт, Г.Спенсер, Френсис Фукуяма – согласно нему совершенный путь развития – либеральная демократия).

Концепция «осевого времени» Карла Ясперса (1883 - 1969). Исторический процесс ограничен началом и концом, а внутри этих рамок история делится на 4 периода: доистория, древние культуры, период «осевого времени», технический век. В «осевое время» (8 – 2 вв. до н.э.) закладываются основы современных цивилизаций. Весь исторический процесс Ясперс поделил на доисторию и всемирную историю. В трех областях земного шара почти одновременно возникают древнейшие культуры: шумеро-вавилонская, египетская и эгейский мир. Одновременно с ними существуют доарийская культура долины Инда (связанная с Шумером) и архаический мир Китая. «Осевое время» знаменует собой исчезновение великих культур древности, существовавших тысячелетиями.

 

2 Теории локальных цивилизаций (высвечивают отличное). Они изучают большие исторически сложившиеся общности, которые занимают определенную территорию и имеют свои особенности социально-экономического и культурного развития. Локальные Ц. – единицы, составляющие поток истории.

Локальные Ц – это сложные системы, в которых взаимодействуют друг с другом разные компоненты: географическая среда, экономика, политическое устройство, социальная структура, законодательство, быт людей и т.п. Каждый компонент определенной Ц своеобразен, и это своеобразие устойчиво.

 

 

Продолжительность Ц:

- Тойнби – 1 тыс. лет от зарождения до упадка

- Лев Николаевич Гумилев – 1,5 тыс. лет

- Бельгиец Кетле – около 185 лет

- От нескольких тысячелетий в начале исторического пути до 2 – 3 веков в современную эпоху.

Сколько их было:

- Н.Я. Данилевский – 11 египетская, ассирийско-вавилоно-финикийская, халдейская, китайская, индийская, иранская, еврейская, греческая, римская, новосемитская или аравийская, германо-романская или европейская. Две цивилизации – перуанская и мексиканская погибли насильственной смертью н ранней стадии развития.

- О.Шпенглер – 8 вавилонская, египетская, народа майя, античная, индийская, китайская, арабская, западная.

- А.Тойнби – 100, но позже сократил до 13.

Определение типов Ц осуществляется по следующим признакам:

- общность и взаимозависимость историко-политической судьбы и экономического развития;

- взаимопереплетение культур;

- наличие сферы общих интересов и общих задач с точки зрения перспектив развития.

 

На основе этих признаков определены 3 типа развития Ц.

- непрогрессивные формы существования (аборигены Австралии, индейцы Америки, многие племена Африки, малые народы Сибири)

- Циклического развития (страны Востока)

- Прогрессивного развития (греко-латинская и современная европейская).

 

По мнению ученых, существо цивилизации, ее своеобразие определяет ряд факторов: природная среда, система ведения хозяйства, политическая система и социальная организация общества, религия (или идеология, возведенная в ранг религии), духовные ценности, менталитет. При этом, менталитету (ментальности) уделяется особое внимание.

 

Единого общепринятого понятия ментальности (менталитета) не существует, однако в широком историческом контексте понятие ментальности адекватно особенностям общественного сознания. Исходя из этого, интересное определение цивилизации дает профессор МГУ Семенникова Л.И. Она считает, что «цивилизация - это сообщество людей, имеющих общие фундаментальные основы ментальности (общественного сознания), общие основополагающие духовные ценности и идеалы, а также устойчивые особые черты в социально-политической организации, экономике, культуре» (Семенникова Л.И. Цивилизации в истории человечества. М., 1998, с. 16).