ТИПОВОЙ ПЕРЕЧЕНЬ ОПЕРАЦИЙ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
Тракторы. При подготовке к эксплуатационной обкатке осматривают и очищают от пыли и грязи; удаляют консервационную смазку; осматривают и подготавливают к работе батарею аккумуляторов; проверяют уровень масла в составных частях, оборудованных устройством для проверки, и при необходимости дозаправляют маслом; смазывают через пресс-масленки составные части; проверяют и при необходимости подтягивают наружные резьбовые и другие соединения; проверяют и при необходимости регулируют натяжение ремней (привода вентилятора, генератора, компрессора), механизмы управления, натяжение гусеничных цепей, давление воздуха в шинах; заправляют соответственно охлаждающей жидкостью и топливом системы охлаждения и питания дизеля; прослушивают дизель; проверяют визуально показания контрольных приборов на соответствие установленным нормам.
При эксплуатационной обкатке очищают от пыли и грязи трактор; проверяют внешним осмотром отсутствие течи топлива, масла и электролита и при необходимости устраняют подтекания; проверяют уровни масла в поддоне картера дизеля, охлаждающей жидкости в радиаторе и при необходимости доливают до заданных уровней; проверяют работоспособность дизеля, рулевого управления, системы освещения и сигнализации, стеклоочистителя и тормозов; через три смены дополнительно проверяют и при необходимости регулируют натяжение ремней привода вентилятора и генератора.
По окончании эксплуатационной обкатки визуально осматривают и очищают трактор; проверяют и при необходимости регулируют натяжение приводных ремней, давление воздуха в шинах, зазоры между клапанами и коромыслами дизеля, муфту сцепления, механизмы управления трактором и тормоза; проводят техническое обслуживание воздухоочистителя; проверяют и при необходимости восстанавливают герметичность воздухоочистителя; проверяют и при необходимости подтягивают наружные крепления составных частей (в том числе крепления головки дизеля); проверяют батарею аккумуляторов и при необходимости очищают поверхность батареи аккумуляторов, клемм, наконечников проводов, вентиляционные отверстия в пробках, доливают дистиллированную воду; сливают отстой из фильтров грубой очистки топлива, масло, скопившееся в тормозных отсеках заднего моста и увеличителя крутящего момента, конденсат из воздушных баллонов; очищают центробежный маслоочиститель; промывают фильтры гидравлических систем; смазывают клеммы наконечников проводов; смазывают составные части согласно таблице и схеме смазки; заменяют масло в дизеле и его составных частях, силовой передаче (при отсутствии фильтра для очистки масла); осматривают и прослушивают в работе составные части; промывают систему смазки дизеля при неработающем дизеле. Обнаруженные неисправности устраняют.
При ежесменном техническом обслуживании очищают от пыли и грязи трактор; проверяют внешним осмотром отсутствие течи топлива, масла и электролита и при необходимости устраняют подтекания; проверяют уровни масла в поддоне картера дизеля, охлаждающей жидкости в радиаторе и при необходимости доливают до заданных уровней; проверяют осмотром и прослушиванием работоспособность дизеля, рулевого управления, системы освещения и сигнализации, стеклоочистителя и тормозов. Допускается дозаправлять дизель трактора маслом в течение смены.
При первом техническом обслуживании проводят операции ЕТО и дополнительно: моют трактор; проверяют работоспособность механизма блокировки пуска дизеля; проверяют и при необходимости регулируют натяжение приводных ремней и давление воздуха в шинах; проверяют работоспособность дизеля и продолжительность его пуска, давление масла в главной масляной магистрали; проверяют засоренность и герметичность соединений воздухоочистителя; проверяют продолжительность вращения ротора центробежного маслоочистителя после Остановки дизеля; проводят техническое обслуживание воздухоочистителей согласно инструкции по эксплуатации; проверяют батарею аккумуляторов и при необходимости очищают поверхности аккумуляторов, клемм, наконечников проводов, вентиляционные отверстия в пробках, доливают дистиллированную воду; сливают отстой из фильтров грубой очистки топлива; масло, скопившееся в тормозных отсеках заднего моста и увеличителя крутящего момента, конденсат из воздушных баллонов; смазывают клеммы и наконечники проводов; проверяют уровни масла в составных частях трактора согласно таблице и схеме смазки и при необходимости доливают до установленного уровня; смазывают составные части трактора согласно таблице и схеме смазки.
При втором техническом обслуживании проводят ТО-1 и дополнительно: проверяют плотность электролита в батарее аккумулятора и при необходимости подзаряжают батарею; проверяют и при необходимости регулируют зазоры между клапанами и коромыслами механизма газораспределения дизеля, муфту сцепления увеличителя крутящего момента, тормоз увеличителя крутящего момента и карданной передачи, муфту сцепления дизеля и привода ВОМ, муфту управления поворотом, тормозную систему колесных тракторов, сходимость направляющих колес, механизм рулевого колеса, подшипники шкворней поворотных кулаков переднего моста, осевой зазор подшипников направляющих колес, натяжение гусениц и шплинтовку пальцев, полный ход рычагов и педалей управления, усиление на ободе рулевого колеса, на рычагах и педалях управления; прочищают дренажные отверстия генераторов; заменяют масло и смазывают составные части согласно таблице смазки; очищают центробежный маслоочиститель; проверяют наружные резьбовые и другие соединения и при необходимости подтягивают; заменяют масло в поддоне картера дизеля и промывают смазочную систему дизеля; проверяют мощность дизеля. По окончании обслуживания должна быть проверена герметичность разъемов воздухоочистителя и впускных воздухопроводов дизеля. При наличии сигнализатора и поступления от него сигнала о засорении воздухоочистителя последний должен быть очищен и промыт при очередном техническом обслуживании. Проверяют продолжительность пуска дизеля, давление масла в главной магистрали смазочной системы, продолжительность вращения ротора центробежного маслоочистителя после остановки дизеля, работу механизма блокировки пуска дизеля.
При третьем техническом обслуживании проводят операции ТО-2 и дополнительно проверяют и при необходимости регулируют форсунки на давление начала впрыскивания и качество распыла топлива, угол начала нагнетания топлива, топливный насос, зазоры между электродами свечи и контактами прерывателя магнето, муфту сцепления пускового устройства дизеля, подшипники направляющих колес и опорных катков подвески, подшипники конечных передач, зацепление червяк — сектор, сектор — гайка гидроусилителя (при необходимости С подтяжкой гайки-сектора и сошки), агрегаты гидравлических систем, стояночный тормоз, подшипники промежуточной опоры карданной передачи, пневматическую систему; очищают и промывают фильтр-отстойник бака пускового двигателя, топливоподводящий штуцер и карбюратор, крышку и фильтр баков основного и пускового двигателей, фильтры турбокомпрессора и гидравлических систем гидроусилителя руля; прочищают отверстия в пробках баковосновного и пускового двигателей; проверяют износ шин или гусеничной цепи, шаг и профиль зубьев ведущих звездочек, техническое состояние кривошипно-шатунного механизма пускового двигателя, продолжительность пуска дизеля, давление масла в главной магистрали смазочной системы, техническое состояние цилиндропоршневой группы, деталей кривошипно-шатунной группы, механизмы газораспределения и шестерен распределения дизеля, охлаждающую способность радиатора системы охлаждения, работоспособность всережимного регулятора (по неравномерности, минимальной и максимальной частотам вращения коленчатого вала), давление, развиваемое подкачивающим насосом, давление перед фильтрами тонкой очистки топлива, продолжительность вращения ротора центробежного маслоочистителя после остановки дизеля; проверяют реле-регулятор и при необходимости регулируют; проверяют состояние изоляции электропроводки (поврежденные места изолируют), показания контрольных приборов на соответствие их эталону и при необходимости заменяют; заменяют фильтрующие элементы фильтра тонкой очистки топлива; проверяют на герметичность воздушные баллоны; регулируют (без разборки) зазоры в подшипниках ведущих зубчатых колес главных передач; проверяют и при необходимости восстанавливают плотность посадки фланцев карданных валов; проверяют и при необходимости переставляют местами гусеницы и ведущие звездочки; осматривают шины и при необходимости устраняют повреждения; промывают систему охлаждения дизеля; проверяют мощность и часовой расход топлива дизеля проверяют в движении работоспособность механизма трактора.
При сезонном техническом обслуживании. При переходе к эксплуатации в осенне-зимних условиях: заправляют систему охлаждения жидкостью, не замерзающей при низкой температуре; включают индивидуальный прогреватель и устанавливают утеплительные чехлы; заменяют масло летних сортов на зимние согласно таблице смазки; отключают радиатор смазочной системы дизеля; устанавливают в положение 3 (зима) винт сезонной регулировки реле-регулятора; доводят до зимней нормы плотность электролита в батарее аккумуляторов; проверяют работоспособность средств облегчения пуска дизеля и утепления; проверяют герметичность системы охлаждения, продолжительность пуска дизеля, целостность изоляции электропроводки (визуально), зарядный ток генератора, напряжение и ток срабатывания реле-регулятора, работоспособность системы обогрева кабины (опробованием). Обнаруженные неисправности устраняют.
При переходе к эксплуатации в весенне-летних условиях: снимают с трактора утеплительные чехлы; включают радиатор смазочной системы; отключают от системы охлаждения индивидуальный подогреватель; устанавливают винт сезонной регулировки реле-регулятора в положение Л (лето); доводят плотность электролита в батарее аккумуляторов до летней нормы; удаляют при необходимости накипь из системы охлаждения; дозаправляют систему питания дизеля топливом летнего сорта; проверяют охлаждающую способность радиаторов системы охлаждения и смазочной системы, целостность изоляции электропроводки (визуально), зарядный ток генератора, напряжение и ток срабатывания реле-регулятора.
При использовании трактора в южной климатической зоне допускается исключить из перечня работ операции сезонного технического обслуживания.
Техническое обслуживание трактора в особых условиях.В условиях пустыни и песчаных почв: дизель заправляют маслом и топливом закрытым . способом; через каждые три смены масло в поддоне воздухоочистителя заменяют, центральную трубу воздухоочистителя проверяют и при необходимости очищают при' каждом ТО-1; через каждые три смены проверяют уровень электролита и при необходимости доливают дистиллированную воду в аккумуляторы; при ТО-1 проверяют по техническим возможностям качество масла в дизеле и натяжение гусениц и при необходимости заменяют масло и регулируют натяжение; при ТО-2 промывают пробку бака для топлива.
При низких температурах (при температуре ниже —30 °С) применяют дизельное арктическое топливо А по ГОСТ 305—82 и специальные сорта масел и смазок, рекомендуемые предприятиями-изготовителями.
В конце смены баки полностью заправляют топливом и сливают конденсат из воздушных баллонов пневматической системы; систему охлаждения дизеля заправляют жидкостью, не замерзающей при низких температурах воздуха.
На каменистом грунте ежесменно (визуально) проверяют отсутствие повреждений ходовой системы и защитных устройств трактора, а также крепление сливных пробок картеров дизеля, заднего и переднего мостов, борто-
26в«х редукторов, ведущих колес; обнаруженные неисправности устраняют.
В высокогорных условиях изменяют цикловую подачу топлива и производительность насоса системы питания дизеля в соответствии со средней высотой расположения трактора над уровнем моря.
На болотистых почвах: ежесменно проверяют и при необходимости очищают от грязи наружную поверхность систем охлаждения и смазывания; при работе в лесу трактор очищают от порубочных остатков; после преодоления водных препятствий или заболоченных участков местности проверяют наличие воды в агрегатах силовой передачи и ходовой системы, а при обнаружении в отстое воды заменяют масло.
Перечень проверок при ресурсном диагностировании трактора: для определения необходимости капитального ремонта проверяют состояние кривошипно-шатунной группы дизеля, общее состояние цилиндропоршневой группы дизеля, общее состояние силовой передачи. Для определения потребности в плановом текущем ремонте проверяют: общее состояние пускового двигателя, техническое состояние главной муфты сцепления и муфт поворота, техническое состояние главной передачи, коробки передач, привода ВОМ, износ гусеничных цепей или шин, техническое состояние подшипниковых узлов ходовой части, техническое состояние масляных насосов гидравлических систем механизма навески, рулевого управления, коробки передач, ВОМ, работоспособность распределителя и силовых цилиндров гидросистемы (опробованием), работоспособность агрегатов электрооборудования.
Сельскохозяйственные машины. При эксплуатационной обкатке. Содержание технического обслуживания при подготовке и проведении эксплуатационной обкатки аналогично содержанию ЕТО.
Содержание технического обслуживания по окончании эксплуатационной обкатки аналогично содержанию ТО-1.
При ежесменном техническом обслуживании очищают от пыли, растительных остатков и грязи наружные поверхности машины и рабочих органов; промывают и очищают внутренние полости машин от остатков химических средств борьбы с вредителями сельскохозяйственных культур, минеральных удобрений, агрессивных жидкостей; осматривают машину и ее составные части; проверяют осмотром комплектность машины, техническое состояние составных частей, крепление соединений механизмов и ограждений, отсутствие подтекания в соединениях и уплотнениях масла, топлива, охлаждающей, рабочих и технологических жидкостей, исправное состояние механизмов управления, тормозной системы, системы освещения и сигнализации, правильность регулировки рабочих органов и других систем машины, правильность агрегатирования с трактором прицепных, навесных и полунавесных машин; проверяют уровень рабочих и охлаждающей жидкостей в картерах, коробках, емкостях и доводят до норм, установленных в эксплуатационной документации; проводят необходимые регулировочные работы в зависимости от состояния машины; смазывают составные части согласно таблице и схеме смазки.
При первом техническом обслуживании проводят операции ЕТО и дополнительно: очищают и промывают фильтры и отстойники масла, топлива, рабочих и технологических жидкостей; очищают окислившиеся клеммы батареи аккумуляторов, наконечники проводов и других элементов электрооборудования; проверяют натяжение цепей и ремней в передачах. Опробованием в работе и с использованием простых диагностических устройств проверяют техническое состояние рабочих органов и основных . составных частей машины, проверяют состояние дизелей самоходных машин и дизелей для привода рабочих органов, давление воздуха в шинах колес машин, уровень электролита в батарее аккумуляторов и доводят их до норм, установленных в эксплуатационной документации, регулируют рабочие органы и основные составные части машины с использованием простых контрольных устройств.
При втором техническом обслуживании проводят операции ТО-1 и дополнительно: очищают и промывают фильтры воздухоочистителей, заменяют при необходимости смазочные материалы в узлах смазки; проверяют путем опробования в работе и с использованием диагностических и контрольных средств техническое состояние рабочих органов и основных составных частей машины, крепление соединений механизмов и ограждений, исправность освещения и сигнализации двигателей самоходных машин и двигателей для привода рабочих органов; проверяют плотность электролита и при необходимости подзаряжают батареи аккумуляторов. Регулируют рабочие органы и сложные составные части машин с их частичной разборкой и с использованием контрольных установок