Драма как род литературы

Познавательная направленность в драме – синтез объективного и субъективного. Акт художественности. Человек в конфликте с субъективным ходом жизни – предмет изображения. Действие – содержание доминанта. Речевая организация – диалог (полилог), монолог. Слово воспроизводит процесс речевого общения. Столкновение объективного и субъективного. Как человек вступает в конфликт с жизнью. Конфликт – противостояние. Сгущение действия.

Типы конфликтов:

Локальный (в комедиях часто используемый; конфликт в пределах группы)

Субстанциональный (в каждом поколении). Переломное состояние, смена поколений.

Семейный (разрушается мир семьи, никогда не существует сам по себе)

- семейно-бытовой

- семейно-психологический

Выражены более масштабные конфликты (социальный, социально-исторический, социально-психологический)

Философский (неразрешим)

Психологический

Доминирующий конфликт определяет жанр. Драма всегда опирается на интригу. Интрига – сложное и напряженное сплетение действий персонажей, которые осуществляют свои цели посредством уловок и скрытых намерений. Интрига состоит из перипетий. Перипетия – резкая неожиданная перемена.

В драме всегда вычленяют:

Внешнее

Внутреннее действия

«Маскарад», Лермонтов – первое внутреннее действие. Постоянный диалог Арбенина с судьбой, с Богом. Внутреннее действие важнее событий на сцене.

Авторский текст сведен к минимуму – ремарки, список действующих лиц, название, определение жанра, эпиграф. Список действующих лиц по социальной значимости. Герой -> семейное гнездо. Второстепенные бессловесные герои – т.к. сцена не может быть пустой. Зрительское восприятие.

Драма – самый условный род литературы. Зритель должен понимать условия игры.

Драма – искусство силуэта.