Драма как род литературы
Познавательная направленность в драме – синтез объективного и субъективного. Акт художественности. Человек в конфликте с субъективным ходом жизни – предмет изображения. Действие – содержание доминанта. Речевая организация – диалог (полилог), монолог. Слово воспроизводит процесс речевого общения. Столкновение объективного и субъективного. Как человек вступает в конфликт с жизнью. Конфликт – противостояние. Сгущение действия.
Типы конфликтов:
Локальный (в комедиях часто используемый; конфликт в пределах группы)
Субстанциональный (в каждом поколении). Переломное состояние, смена поколений.
Семейный (разрушается мир семьи, никогда не существует сам по себе)
- семейно-бытовой
- семейно-психологический
Выражены более масштабные конфликты (социальный, социально-исторический, социально-психологический)
Философский (неразрешим)
Психологический
Доминирующий конфликт определяет жанр. Драма всегда опирается на интригу. Интрига – сложное и напряженное сплетение действий персонажей, которые осуществляют свои цели посредством уловок и скрытых намерений. Интрига состоит из перипетий. Перипетия – резкая неожиданная перемена.
В драме всегда вычленяют:
Внешнее
Внутреннее действия
«Маскарад», Лермонтов – первое внутреннее действие. Постоянный диалог Арбенина с судьбой, с Богом. Внутреннее действие важнее событий на сцене.
Авторский текст сведен к минимуму – ремарки, список действующих лиц, название, определение жанра, эпиграф. Список действующих лиц по социальной значимости. Герой -> семейное гнездо. Второстепенные бессловесные герои – т.к. сцена не может быть пустой. Зрительское восприятие.
Драма – самый условный род литературы. Зритель должен понимать условия игры.
Драма – искусство силуэта.