Основные принципы классификации рифмы

- по ритмическому принципу ( мужская, ударение на посл. Слог;женская, на предпоследний; дактилическая-на третий)

-точные(гласны е о согл.звуки совпадают) и неточный(рифмы основанные на созвучии одного , реже , двух звуков)

-грамматическая

Способы рифмовки:

Смежная(аабб)

Перекрестная(абаб)

Кольцевая(абба)

Холостая(абсб) первый и третий стих не рифмуются

Гиперхолостая(второй и четвертый не рифмуются) (абас)

Смешанная(вольная)

Белый стих-стих, не имеющий рифмы

Холостой стих-стих без рифмы среди зарифмованных стихов

Пантарим-все слова в строке рифмуются

По характеру и по степени согласованности рифмующихся звуков рифмы делятся на точные и неточные.В точных рифмах полностью совпадают гласные и согласные звуки рифменных окончаний слов: странники — изгнанники, равность — плавность. В неточных рифмах такое совпадение бывает неполным, например: проказам — разум (не совпадают гласные), свободный — подобный (не совпадают согласные), слышен — дышит (не совпадает и гласные, и согласные). В основу деления на точные и неточные рифмы, таким образом, положен принцип полного или неполного совпадения звукового состава рифмующихся слов.

Требования к рифме исторически менялись; основная установка была такая: «рифма не для глаза, а для слуха», но реализовывалась она по-разному. В русской поэзии XVIII в. приоритет отдавался «точной рифме», но дозволялись рифма йотированная (у Симеона Полоцкого: еси — принеси, у Г.

Державина: раз — зараз) и приблизительная (с несовпадением заударного гласного: готовясь — повесть, много — богу, позднее она часто встречалась у В. Маяковского: ценен — Ленин).

Неточная рифма (с несовпадением согласных), очень распространенная в XX в. (В. Маяковский: выселится — виселица; А. Вознесенский: гардин — картин, встречалась и ранее (у Грибоедова: Скалозуб — глуп).

Неточная рифма имеет следующие разновидности: —

у с е ч е н н ы е , т. е. такие, которые стали бы точными, если бы у одного из рифмующихся слов «усечь» часть концовки, недостающую у другого: Потемкин — потемки, обошел — хорошо, волны — полный; —

замещенные: ветер — вечер; —

неравносложные: неведомо — следом, врезываясь — трезвость.

Неточные, «приблизительные» рифмы могут быть бесконечно выразительными. Пример тому — следующий отрывок из стихотворения А. Вознесенского:

Но почему душа заколола?

Летим над Невою или виною?

Одно полушарие золотое. другое — легкое, теневое.

По количеству рифмующихся звуков рифмы делятся на б е д н ы е и б о г аты е . Если рифмуется мало звуков, рифма называется бедной, например: люблю — твою, я — поля (один звук). Если же в состав рифмы входит много звуков, то она называется богатой, например: занемог — не мог, трезвость — прёзываясь, нём он — дёмон. Неисчерпаемые ресурсы таит в себе составная рифмовка: где вы — девы ? Читаем у А. Вознесенского:

В каждой капельке — мочке,

Отражаясь, мигая,

Ты дрожишь, как Дюймовочка,

Только кверху ногами.

По расположению последнего ударного гласного рифмы делятся на муж с кие, женские и дактилические. Если ударный слог стоит на первом месте от конца строки, то это мужская рифма: отца — молодца, мои — семьи. Если ударный слог стоит на втором месте от конца строки, то это женская рифма: звуки— руки, свободы — народы. И наконец, если ударный слог стоит на третьем от конца строки месте, то это дактилическая рифма: быстрого — чистого, бесплодные — свободные, странники — \птанники.

По способу рифмовки рифмы делятся на п а р - ныс (илисмежные),перекрестные И кольце- 11

1.1 с (или опоясывающие).

ЕСЛИ рифмуются соседние строки (первая и вторая, третья и четвертая и так далее), то перед нами — парные рифмы:

Вот поднимаются медленно в гору.

Чудная даль открывается взору:

Речка внизу, под горою, бежит.

Инеем зелень долины блестит.

А за долиной, слегка беловатой.

Лес, освещенный зарей полосатой.

(Н. Некрасов)

Одинаковыми буквами обозначаются рифмующиеся строки. Схема смежной рифмовки: ааббвв и так далее.

Если рифмуются строки первая с,третьей, вторая с четвертой, то перед нами — перекрестные рифмы, как в лермонтовской строфе:

Белеет парус одинокий /а/

В тумане моря голубом! /б/

Что ищет он в стране далекой? /а/

Что кинул он в краю родном? /б/

Схема перекрестной рифмовки: абаб.

Если первый стих рифмуется с четвертым, а второй — с третьим, то это кольцевая рифмовка, например:

Два чувства дивно близки нам — /а/

В них обретает сердце пищу — /б/

Любовь к родному пепелищу. /б/

Любовь к отеческим гробам. /а/

(А. Пушкин)

Схема кольцевой рифмовки: абба.

В стихотворных строфах существуют и другие, более сложные способы рифмовки.