ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ 132 страница

 

отстаивается концепция обособленности ее развития. Большинство исследователей относят начало развития новой Ч. л. к кон. 18—1-й пол. 19 в.; ее основоположник — поэт и гос. деятель П. Негош, к-рый создал поэтич. картину жизни Черногории, воспел борьбу черногорцев и сербов против осман, ига (поэма-эпопея “Горный венец”, проникнутая идеей единения юж. славян, и др.). В целом Ч. л. развивалась в тесном взаимодействии с др. югосл. лит-рами, особенно с сербской, чему способствовали этнич. и языковое родство, общность историч. и культурных традиций, взаимосвязи деятелей культуры и лит-ры Черногории и Сербии. Однако на разных этапах лит. процесса в Ч. л. то преобладала тенденция к автономности (2-я пол. 19 в.), то — взаимодействия с серб. лит-рой (1-я пол. 19 в.; в период между 1-й и 2-й мировыми войнами). В условиях социалистич. Югославии процесс развития Ч. л. характеризуется дальнейшей консолидацией нац. лит. сил при одновременном усилении разносторонних контактов с другими югосл. лит-рами. Начали выходить лит. журналы: “Стваран>е” (с 1946), “Народна культура” (с 1951). В 1956 было образовано Об-во черногор. писателей. В центре Ч. л. 50—70-х гг., как и в др. югосл. лит-рах,— тема нар.-освободит, борьбы и революции, наиболее ярко отразившаяся в романах М. Лалича (ряд его произв. поев. также истории Черногории, нац. проблемам кон. 19— нач. 20 вв.). Прозаики Ч. Вукович, Б. Щепанович наряду с событиями нар.-освободит, войны изображают совр. жизнь страны, обращаются к морально-этич. и психол. проблемам. Осн. достижения поэзии связаны с творчеством Р. Зоговича, Д. Костича и др. Получила развитие. также драматургия.

 

• ПутиловБ.Н., Героич. эпос черногорцев. Л., 1982, См, также Изд. и лит. при ст. Югославии литературы.

 

М. Б. Богданов.

 

ЧЕТВЕРОСТИШИЕ, то же, что катрен. ЧЕТЫРЕХСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ, то же, что пеон. “ЧЕТЬИ МИНЕИ”, “Ч е т ь и - М и н е и”, см. “Минеи Четьи”, ЧЕХОСЛОВАКИИ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра народов, входящих в состав Чехословакии (см. Словацкая литература, Чешская литература). В силу этнич., языковой и историч. близости чехов и словаков, их многовековой борьбы против иноземного гнета чеш. и словац. лит-ры развивались в тесных контактах и взаимодействии, к-рые усилились с образованием единого гос-ва — Чехословацкой республики (1918). После победы нар.-демократич, строя (1945) развитие самобытных чеш. и словац. лит-р и их взаимодействие определяются братским сотрудничеством чехов и словаков в социалистич. гос-ве — ЧССР. Наряду с респ. союзами писателей в ЧССР действует Союз чехословац. писателей (с 1977).

 

Изд.: Поэзия ЧССР, М., 1975; Драматургия Чехословакии, М., 1976; Из совр. чехословацкой поэзии, М., 1981; Чехословацкая повесть. 70—80-е гг., М., 1984; Чешская и словацкая драматургия первой половины XX века (1918—1945), в 2 т., т. I—, М., 1985—.

 

φ Λит-ра и время. Лит.-худож. критика в ЧССР, пер. с чеш. и словац., М., 1977; Кузнецова Р., Роман 70-х гг. в Чехословакии, М., 1980; Лит-ра Чехословакии и сов. лит-ра 20—30-х гг. Сб. ст.], М., 1980; Совр. лит-ра Чехословакии в контексте лит-р европ. социалистич. стран. [Сб. ст.], М., 1981. См. также лит. при статьях Словацкая литература, Чешская литература.

 

ЧЕЧЕНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра чеч. народа. Возникла после Окт. революции, в 20-х гг., вместе с появлением чеч. письменности, и развивалась в тесной взаимосвязи с родств. по языку ингушской литературой, опираясь на нац. фольклор и опыт рус. классич. и сов. лит-р. Основоположник Ч. л.— С.-С. Бадуев, автор первой повести (“Голод”) и первого романа (“Петимат”) в Ч. л., а также мн. пьес. В 30-х гг. начинают творч. путь писатели М. Мамакаев, Н. Музаев, ЧАРТ — ЧЕЧЕ

 

==493

 

А. Мамакаев, выступившие с поэтич. сб-ками и поэмами; X. Ошаев, создатель первого чеч. алфавита на лат. основе, автор очерков, пьес, историко-революц. тетралогии “Пламенные годы”; С. Арсанов, работающий в жанре историч. романа. Всесоюзную известность в послевоен. годы получила лирика Р. Ахматовой. Поэзия 60—70-х гг., сохраняя верность гражд. патриотич. темам, стремится к углубленно-филос. их решению, ищет новые худож. формы. В прозе 60— 70-х гг. развиваются жанры очерка и повести, заметное место занимает историч. и историко-революц. роман, а также роман с совр. проблематикой. С кон. 50-х гг. широкий тематич. диапазон приобретает чеч. драматургия: пьесы о Гражданской и Великой Отечеств. войнах, о жизни колх. села, о духовном облике современника, сатирич. комедии (Ошаев, Н. Музаев, А. Хамидов).

 

Изд.: Антология чеч.-ингуш, поэзии, Грозный, 1981.

 

• Очерк истории чеч.-ингуш, лит-ры. Грозный, 1963; Т у ркаев X., Чеч. сов. поэзия (20—40-е гг.), Грозный, 1971; его же, Историч. судьбы лит-р чеченцев и ингушей, Грозный, 1978.

 

M. Д. Чвнтиева. ЧЕШСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра чехов, одна из нац. лит-р Чехословакии (см. Чехословакии литература). Развивается на чеш. яз. Появлению первых произв. чеш. письменности (духовные песни, жития, легенды — на старослав. яз.) способствовала деятельность слав. просветителей бр. Кирилла и Мефодия и их учеников на рубеже 9—10 вв. К кон. 11 в. с усилением влияния рим. церкви старослав. яз. вытесняется латынью. Наиболее значит, памятник на лат. яз.— “Чешская хроника” Козьмы Пражского. В кон. 13 в. возникает письменность на чеш. яз., начинает развитие светская лит-ра. Проникновение идей Возрождения в 14 в. способствовало расцвету Ч. л. Среди историч. соч. выделяется стихотв. т. н. Далимилова хроника (доведена до 1314). Появились сатирич. и дидактич. соч., рыцарская лит-ра. Распространилась любовная лирика, лирич. и сатирич. песни вагантов. Первый известный по имени писатель Чехии — сатирик С. Фляшка, в творчестве к-рого отражены противоречия между королем и феод. знатью. В ряде произв. кон. 14 в. выражен протест против чужеземного засилья, проявились реформаторские тенденции. Один из наиболее крупных создателей подобных соч.— Т. Штатный, подготовивший почву для идеологии гуситства.

 

Новый этап в развитии Ч. л. связан с гуситским движением — борьбой чеш. народа против католич. церкви, феод. гнета и нем. засилья в 1-й пол. 15 в. Худож. и публицистич. произв. этого периода были вызваны в первую очередь практич. задачами антифеод, и нац.-освободит, борьбы (см. Гуситская литература).

 

В 1468 в Чехии началось книгопечатание. С кон. 15 в. в обстановке укрепления феодализма внимание чеш. авторов сосредоточено на работах науч. характера. В лит-ре проявились гуманистич. тенденции. Нек-рые соч. содержали протест против рутинных традиций средневековья. В 16 в. получил дальнейшее развитие традиц. вид лит. творчества — хроника.

 

Победа австр. династии Габсбургов в битве у Белой Горы (1620), потеря Чехией независимости и наступившее засилье феод.-католич. реакции в 17—18 вв. задержало развитие Ч. л. Вновь возросло влияние латыни; чеш. книги уничтожались. Мн. писатели эмигрировали, самый выдающийся из них — Я. А. Коменский, пед. и худож.-филос. соч. к-рого отличаются последоват. гуманизмом. В Чехии, помимо офиц. лит-ры, служившей целям католич. пропаганды, бытовали рукописные сочинения. Безвестные “писмаки” переписывали чеш. книги, сохраняя их для будущих поколений. В русле общеевроп. поэзии барокко развивалась любовная лирика. Большую роль в духовной жизни чеш. народа в это время играло устное нар. творчество. Л. С. Кишкин.

 

==494 ЧЕШС

 

В кон. 18 в. кризис феод. отношений и первые тенденции бурж. развития в империи Габсбургов, прилив в города неассимилированного населения дали новый толчок развитию чеш. нац. движения. В начале эпохи чешского нац. возрождения (кон. 18—1-я пол. 19 вв.) развитие Ч. л. протекало в русле Просвещения, характеризовалось борьбой за права чеш. языка, на к-ром создавались оды, басни, светская лирика. В 1810— 20-х гг. в выступлениях И. Юнгмана формируется программа развития нац.-самобытной лит-ры. Преобладающими стали тенденции предромантизма. Для Ч. л. этого времени характерны обращение к фольклору, поэтизация героич. прошлого, сознание родства слав. народов и их культур. Эти тенденции и идея “славянской взаимности” нашли выражение в творчестве В. Ганки, Я. Коллара, Ф. Л. Челаковского. В 30-х гг. в Ч. л. возник революц. романтизм, к-рый внес в лит-ру не только мятежный порыв к свободе, субъективно-лирич. начало, но и широкую филос. проблематику. Гл. его представитель — К. Г. Маха (поэма “Май” и др.). Развивается также нац. драматургия.

 

Огромное значение для развития Ч. л. имела Революция 1848—49 в чеш. землях, во время к-рой были открыто провозглашены революц. и нац.-освободит. идеи и резко обнажились нац. и социальные противоречия. В Ч. л. обозначились реалистич. тенденции, усилились ее социально-критич., антиабсолютист. направленность (публицистика и сатирич. поэзия К. Гавличека-Боровского), героико-патриотич. звучание (пьеса И. К. Тыла “Ян Гус” и др.). Тыл сыграл видную роль в становлении нац. драматургии; впервые в чеш. театре в его историч. драмах народ показан как ведущая сила истории. В период реакции (50-е гг.) особое место занимали повести Б. Немцовой, отразившие социальные противоречия и представление о народе как о гл. носителе морально-этич. ценностей (“Бабушка”). Фольклорно-романтич. традиции продолжал К. Я. Эрбен.

 

В 60—80-х гг. происходит дальнейшее развитие реализма, принципы к-рого складывались гл. обр. в лит.-критич. статьях Я. Неруды. Худож. творчество Неруды утверждало реалистич. поэтику гражд. и интимной лирики, ввело в лит-ру жизнь города; один из гл. мотивов его прозы — осмеяние мещанства (“Малостранские повести”). Социально-нравств. проблематика характерна для повестей В. Галека, К. Светлой. Значительного развития достиг историч. роман: А. Ирасек запечатлел важнейшие моменты чеш. истории, создал панораму гуситского движения как нар.-освободит, войны. К социальным конфликтам своей эпохи обращались А. Сташек, Я. Арбес; критика социальных пороков, патриотич. мотивы, романтич. предощущение революц. перемен свойственны поэзии С. Чеха, И. В. Сладека, Я. Врхлицкого. В реалистич. драмах В. Мрштика и Ирасека изображены трагич. судьбы крестьян, показано влияние капиталистич. отношении на жизнь деревни. В 90-х гг. усилилась социально-критич. направленность реализма; все большее место стали занимать тема взаимоотношений личности и общества, изображение внутр. мира человека. На рубеже 19—20 вв. на Ч. л. заметное влияние оказали рабочее движение, социалистич. идеи. Дух стихийного классового протеста отразил П. Безруч (“Силезские песни”). Резкое обличение бурж. отношений и бурж. морали характерно для поэзии И. С. Maxapa. Вместе с тем неприятие бурж. действительности зачастую сопровождалось настроениями анархо-индивидуалистич. бунта. Возникли модернист. и декадент, тенденции, получившие крайнее выражение в журн. “Moderni revue” (1894—1925). Мечты о человечности и свободе свойственны поэзии символиста А. Совы. Духом бунтарства отмечена ранняя символистски окрашенная поэзия С. К. Неймана и др. Выдающийся чеш. сатирик Я. Гашек в рассказах, памфлетах, фельетонах выразил ненависть нар. низов к монархии Габсбургов, к социальным верхам, бурж. бюрократич. системе, милитаризму.

 

С. В. Никольский.

 

Образование Чехословацкой республики (1918) и подъем рабочего движения в стране под влиянием Окт. революции в России положили начало новому периоду в развитии Ч. л., к-рый характеризуется крупными достижениями революц. поэзии, социальнообличит. романа, возникновением социалистич. реализма, мощной антифаш. лит-ры. Значительно усилились контакты и взаимодействие Ч. л. со словацкой литературой.

 

В нач. 20-х гг. зарождается пролет, течение в поэзии, теоретиками к-рого были Нейман, И. Гора, И. Волькер, а также марксист, критика (3. Неедлы, Ю. Фучик и др.). Сб-ком “Красные песни” Нейман утверждал новые жанры гражд. и агитац. лирики; творчество Волькера (сб. “Час рождения”) воплотило идеалы революц. гуманизма, а в плане поэтики знаменовало усиление метафоричности и поиск новых форм свободного стиха. Революц. мотивами пронизан сб. “Город в слезах” Я. Сейферта. В поэме В. Незвала “Удивительный кудесник” ярко проявились революц.-романтич. тенденции. В сер. 20-х гг. объединение молодых писателей и художников “Деветсил” (осн. в 1920), отстаивавшее ранее лозунг пролет, иск-ва, выдвинуло авангардист, концепцию поэтизма; однако вопреки декларациям лучшие произв. поэтистов продолжали пролет, традиции (Незвал, В. Ванчура, К. Библ). Проза 20-х гг., связанная с пролет, направлением, представлена всемирно известным антимилитарист. романом Гашека “Похождения бравого солдата Швейка во время мировой войны”, отличающимся острым сатирич. гротеском, реалистич. романами М. Майеровой “Лучший из миров”, И. Ольбрахта “Анна-пролетарка”, изображающими революц. борьбу против бурж. республики, романом-притчей Ванчуры “Пекарь Ян Маргоуль”, показывающим бесчеловечность капиталистич. уклада жизни. Линию критич. реализма продолжали А. М. Тилыпова, К. Новый и др. Своеобразным явлением были романы и пьесы крупнейшего чеш. писателя общедемократич. направления К. Чапека. Его произв. сочетают элементы резкой критики мн. сторон бурж. общества, антимещанской сатиры и социальной утопии (“R. U. R.”, “Средство Макропулоса”, “Фабрика Абсолюта”).

 

С нач. 30-х гг. экономич. кризис и социальные противоречия в стране, угроза фаш. опасности усилили идейно-эстетич. поляризацию в Ч. л. В борьбе против клерикально-националистич., профашистских тенденций сложился широкий фронт прогрес. интеллигенции. В дискуссиях в среде левых писателей была подвергнута критике авангардист, концепция автономности иск-ва. В полемике с группой сюрреалистов (создана Незвалом в 1934, распущена им в 1938) критики-марксисты (Б. Вацлавек, К. Конрад, Л. Штолл, Нейман) разрабатывали эстетику социалистич. реализма, на что существ, влияние оказал 1-й съезд сов. писателей (1934). Видное место заняла гражд. и антифаш. лирика Неймана, В. Завалы, Ф. Галаса, Горы, И. Тауфера. Незвал наряду с сюрреалистическими создавал злободневные политич. стихи. Развитие прозы 30-х гг. ознаменовалось расцветом романа социалистич. реализма. Социальная направленность и глубокий психологизм отличают романы Майеровой, М. Пуймановой, Т. Сватоплука, Я. Кратохвила, Ванчуры. Междунар. признание получили антифаш. произв. Чапека: роман “Война с саламандрами”, драма “Белая болезнь” и “Мать” — сатира на милитаризм и расовые теории.

 

Гитлеровская оккупация страны (1939—45) нанесла тяжелый урон Ч. л., мн. писатели погибли в фаш. лагерях и тюрьмах. Жестокие преследования не сломили единства передовых сил Ч. л., определяющими стали идеи антифаш. сопротивления (см. Сопротивления литература). Всемирную известность полу• чил “Репортаж с петлей на шее” Фучика.

 

После освобождения Чехословакии от фашизма (1945) центр, тема Ч. л.— борьба и победа над фашизмом. На первом этапе сохраняли позиции представители бурж. идеологии; после победы над реакцией в февр. 1948 начался новый этап в борьбе за социалистич. лит-ру. В марте 1949 состоялся первый съезд чехословац. писателей, созданный на нем Союз чехословац. писателей принял в качестве своей программы концепцию социалистич. реализма. Его теоретич. разработкой занимались Неедлы, Штолл и др. В 50-е гг. социалистич. реализм стал ведущим направлением в Ч. л. Обозначилось тяготение к крупным эпич. полотнам, поев. переломным моментам в истории чеш. народа (романы Пуймановой, А. Запотоцкого), социалистич. строительству (романы В. Ржезача, Б. Ржиги); актуальной оставалась тематика антифаш. борьбы. Мировую известность получили произв. Незвала. Поэзия отразила духовный мир современника, антимилитарист, пафос (Завада, Ф. Грубин, И. Кайнар); широко представлена интимная и пейзажная лирика (М. Флориан). В сер. 50-х гг. развернулась борьба с нормативистскими тенденциями; появились произв., в к-рых писатели стремились показать реальную сложность и противоречивость историч. процесса и движения современности (Я. Отченашек, 3. Плугарж).

 

К сер. 60-х гг. стали нарастать нигилистич. тенденции; усилилось влияние зап. модернизма, •“нового романам, абсурда драмы и т. п. Политич. кризис в Чехословакии (1968—69) оказал негативное влияние и на развитие Ч. л. После Апрельского пленума ЦК КПЧ (1969) в ходе развернутой партией коммунистов борьбы за преодоление последствий кризиса в области идеологии, культуры и лит-ры созданный в 1972 Союз чеш. писателей поставил своей гл. задачей объединение лит. сил на базе социалистич. реализма.

 

Начало 70-х гг. отмечено восстановлением преемственности с прогрес. традициями прошлого, укреплением связей с лит-рами социалистич. стран. Историч. проза утверждает незыблемость истинных человеческих ценностей. Отстаивание социалистич. идеала в Ч. л. обусловило появление произв. с острой морально-этич. и обществ, проблематикой современности. Одной из центр, тем 70-х гг. остается также тема 2-й мировой войны и антифаш. Сопротивления. Достижения совр. Ч. л. связаны с романами Я. Козака, Ржиги, Плугаржа, Я. Коларовой, В. Неффа, поэтич. произв. Завады, Тауфера, И. Скалы, Флориана.

 

С. Л. Шерлаимова.

 

Лит. периодика: журналы <Ceska literatura> (с 1953), изд. Союза чеш. писателей <Literarni mйsiinik” (с 1972) и еженедельник “Kmen” (с 1982).

 

Изд.: Антология чеш, поэзии XIX—XX вв., т. 1—3, М., 1959; см. также изд. при ст. Чехословакии литература.

 

• Петрмихль Я., Пятнадцать лет чеш. лит-ры (1945—1960), пер. с чеш., М., 1963; Очерки истории чеш. лит-ры XIX—XX вв., М., 1963; Шерлаимова С. А., Чеш. поэзия XX в. 20—30-е гг., М., 1973; Бернштейн И. А., Чеш. роман XX в. и пути реализма в европ. лит-рах, М., 1979; Кузнецова P.P., Чеш. межвоенный роман. Эволюция жанра и стиля, М., 1980; Никольский C.B., Две эпохи чеш. лит-ры, М., 1981; Dejiny ceskй literatury, dl 1—3, Praha, 1959—61; Slovnik cesk$-ch spisovatelы, Praha, 1964; Ceдti spisovatelй 19 stoleti, Praha, 1971; Ceдti spisovatelй z prelom 19 а 20 stoleti, Praha, 1972.

 

Л. С. Кишкин, С. В. Никольский, С. А, Шерлаимова.

 

“ЧИЖ”, иллюстрир. ежемес. журнал для детей младшего возраста. Выходил в Ленинграде в 1930—41. В составе редколлегии — С. Я. Маршак, Н. М. Олейников, Е. Л. Шварц и др.

 

• Рахтанов И., Рассказы по памяти. [Вступ. ст В. Шкловского], 3 изд., М., 1971.

 

ЧИЛИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра чилийского народа на исп. языке. Арауканы, коренные жители страны, до прихода исп. конкистадоров своей письменности не имели. Выдающиеся произв. 16 в.— поэмы “Араукана” испанца А. де Эрсильи-и-Суньиги, в к-рои изображено героич. сопротивление арауканов колонизаторам, и “Укрощенная Араукания”

 

ЧИЖ — ЧИЛИ

 

==495

 

П. де Оньи. Фольклор креолов представлял собой трансформированную исп. нар. поэзию. В 17—18 вв. чилийская лит-ра дала выдающиеся произв. хроникально'-историч. жанра, авторами к-рых были А. де Овалье (“Историческая хроника королевства Чили”), Д. де Росалес (“Всеобщая история королевства Чили”) и Ф. Нуньес де Пинеда-и-Баскуньян (“Счастливый плен”). В период Войны за независимость исп. колоний в Америке 1810—26 ведущим жанром лит-ры была публицистика. Ее характерный представитель — А. Энрикес, основатель первой чилийской газ. “Aurora de Chile” (1812—13). После завоевания независимости (1818) Чили, благодаря относительной устойчивости политич. жизни, стала пристанищем для мн. литераторов из др. стран Лат. Америки. Значит, вклад в культуру Чили внес венесуэльский поэт и ученый А. Бельо. С именем X. В. Ластаррия, писателя, философа и обществ, деятеля, связано появление программы утверждения нац. самобытности чилийской лит-ры. В то время как в поэзии 1-й пол. 19 в. преобладал романтизм, в прозе определяющей была бытописательская тенденция (костумбризм). Его основоположник X. Вальехо сатирически рисовал в рассказах жизнь чилийского общества. Чертами костумбризма обладала также автобиогр. и мемуарная лит-ра.

 

Особенности социально-историч. развития Чили, вступившей на путь капитализма раньше, чем др. страны Лат. Америки, обусловили появление в сер. 19 в. критич. реализма, крупнейшим представителем к-рого был А. Блеет Гана. В цикле романов “Человеческая комедия Чили” он изобразил чилийское общество сер. 19 в. Центр, тема его соч., в т. ч. романа “Мартин Ривас”,— моральные конфликты, порожденные властью денег. Критически изображал социальную жизнь Чили также Л. Оррего Луко, в романе “Большой дом” показавший деградацию помещичьей аристократии.

 

Поэзия Чили на рубеже 19—20 вв. развивалась в русле т. н. модернизма, чему способствовало пребывание здесь его вождя — никарагуанского поэта Р. Дарио. Под его влиянием чилийские поэты устремились на поиски новых стихотв. форм и новой образности. Следующим шагом в чилийской поэзии была кн. стихов “Чилийская душа” К. Песоа Велиса, проникнутая нар. духом и социальным протестом. Проза нач. 20 в. отразила острые социальные проблемы Чили. В сб. реалистич. рассказов “Под землей” Б. Лильо беспощадно разоблачал эксплуатацию шахтеров иностр. компаниями. Социальная и моральная критика бурж. общества характерна для т. н. романа города, представители к-рого (X. Эдварде Бельо и др.) ориентировались в осн. на эстетику натурализма. На иной эстетич. позиции развивалась лит-ра “креолизма”, изображавшая гл. образом природу и с.ел. жизнь страны. Теоретич. принципы “креолизма” наиб. последовательно были реализованы его вождем М. Латорре, полагавшим, что нац. чилийский характер формируется естеств. средой. В русле “креолизма” написаны произв. Ф.Ганы, Ф. Сантивана, Л. Дуранда. Тяга к символист, восприятию мира характерна для произв. Э. Барриоса П. Прадо. Нек-рое влияние модернизма испытал А. Д'Альмар.

 

Начиная с 20-х гг. преимуществ, развитие получила поэзия. Достигло зрелости творчество Габриель! Мистраль. Ее стихи, насыщенные лиризмом, противостояли изысканному стилю эпигонов модернизма. Сб-ки “Отчаяние”, “Тала” и “Давильня”, как бы вобрав в себя мир индивидуальности поэтессы, отразили в то же время особенности сознания народов Лат. Америки. В русле мирового авангардизма развивалась поэзия В. Уйдобро, теоретика и вождя чилийского “креасьонизма” (от исп. сгеаг — творить); она отразила вместе с тем интерес к социальным и политич. проблемам. Глубокую эволюцию претерпело

 

==496 ЧИТА

 

в 30-х гг. творчество крупнейшего чилийского поэта П. Неруды. От интимной лирики и субъективной поэзии, исполненной трагич. неприятия мира (“Местожительство — Земля”, 1925—35), он пришел к гражд. поэзии (“Испания в сердце”, 1937), а затем к созданию эпич. поэмы “Всеобщая песнь” (1950) о Земле и людях Лат. Америки. Среди литераторов, тяготевших к общественно значимым и политич. темам,— поэт П. де Рока, X. Валье, прозаик X. С. Гонсалес Вера, драматург А. Асеведо Эрнандес и др.

 

С приходом к власти первого правительства Нар. фронта (1938) обострился интерес к социальным вопросам. В прозе заметно возросла тяга лит-ры к исследованию социальных проблем страны. В 40— 50-х гг. вышло значит, число романов, поев. жизни рабочего класса — “Кровь и надежда” Н. Гусмана и др. Историч. оптимизм в изображении рабочих, их политич. и духовной эволюции наиболее полно выражен в романах В. Тейтельбойма (“Сын селитры”). Ф. Колоане в романах “Мыс Горн”, “Огненная земля”, “Дорога китов” создал своеобразный мир обитателей приморского края, борющихся с природной стихией и социальным злом. Процесс формирования пролетарского сознания нашел отражение в романах “Семя на песке” и “Ячейка” Л. Э. Делано. Новый этап развития прозы связан с романами М. Рохаса “Сын вора”, “Слаще вина” и “Тени на стене”, показавшего социальные проблемы в их преломлении через внутр. мир героя. Социальной заостренностью отмечено творчество Э. Лина. Освоение новой повествоват. техники, углубленный психологизм, проникновение в скрытые пласты сознания характерны для прозы 50—60-х гг.: X. С. Гонсалес Вера, К. Дрогет, Ф. Алегрия, X. Доносо. Новаторскими явлениями ознаменовалось в 50—70-х гг. творчество Неруды. Тяга к филос. осмыслению действительности отразилась в его “Одах изначальным вещам” и книге лирико-гротескных стихов “Эстравагарио”. О расширении мира лирики Неруды свидетельствуют его стихи 60—70-х гг., опубл. в сб-ках “Колокола и море” и “Элегии”. Острой социальной заостренностью характеризуется поэзия и проза Лина, поэзия X. Тейльера и др. В период власти Нар. единства 1970—73 получила развитие документально-публицистич. лит-ра (Г. Атиас, “...и потекли деньги”). Фаш. путч (сент. 1973) прервал естеств. развитие лит-ры в Чили: в стране началось преследование прогрес. писателей и издателей. Во второй пол. 70-х гг. сформировалась значит, лит-ра чил. эмиграции, не только в документ, форме, но и в оригинальном худож. воплощении воссоздавшая трагич. историч. опыт нации: А. Скармета (“Мне снился горячий снег”), Тейтельбойм (“Внутренняя война”), Доносо (“Сельский дом”), П. Делано и др. Лит. движение за рубежом имеет своим центром жури. “Araucaria de Chile” (с 1978, гл. ред. Тейтельбойм) и “Literatura Chilena en el Exilio” (с 1977, гл. ред. Алегрия).

 

Изд.: Поэзия борьбы и сопротивления, М,, 1978; Ветер с моря. Чил. лит-ра Сопротивления. Стихи и рассказы, М., 1984.

 

• Алегрия Ф., Горизонты реализма, пер, с исп., М., 1974. В. Н. Кутейщикова.

 

ЧИТАТЕЛЬ И ПИСАТЕЛЬ (взаимодействие Ч. и п., их связь и взаимовлияние). С появлением письменности, а позднее книгопечатания читатель был и остается гл. стимулом и конечной целью лит. деятельности. Читательский спрос, особенности восприятия, культура ^читателя, в значит, степени определяемые доступной ему и понятой им лит-рой, сложно и многозначно воздействуют на ход историко-лит. развития, на труд писателя. Читатель — одновременно и о б ъе к т воздействия лит-ры и субъект лит. процесса, “подстрекающее” начало иск-ва слова. “Вопрос о публике решает вопрос о литературе, и наоборот”,— писал В. Г. Белинский (Полн. собр. соч т 4 1954, с. 431).

 

Лит. предложение в каждый определ. обществ.-историч. период отвечает складывающемуся эстетич. и этич. спросу. Зависимость эта не является прямой. Большие мастера обычно опережают спрос своей эпохи и тем самым способствуют его дальнейшему

 

формированию. Читатель — сознательный, а чаще бессознательный критик, “оценщик” словесности. Суд читателей-современников непременно пристрастен, но в этой пристрастности есть своя закономерность и причинность. Объяснение этой причинности — одна из задач критики литературной.

 

В ст. <0 журнале „Свобода"” В. И. Ленин предлагает принципиально различать литераторов двух типов: истинно популярного и склонного к намеренному “популярничанью”. Только первый творит в пределах иск-ва, приглашая своего читателя к сложному процессу постижения правды. Прямой расчет на примитивный духовный уровень восприятия обнаруживает себя в продукции т. н. “массовой культуры” (см. Массовая литература). Для советских же писателей непреходящ ленинский завет идти не за читателем, а быть “немножко впереди” его.

 

В освоении проблемы “Ч. и п.” принимают участие представители разных наук: литературоведов интересуют характер и степень участия читателя в общественно-лит. и индивидуально-творч. процессе; психологи осмысляют законы худож. восприятия; социологи исследуют статистику читат. спроса, роль лит-ры в жизни разл. социально-демографич. групп (см. Историко-функционалъное изучение литературы); библиотековедов занимает “эффект книги”, учет к-рого необходим для формирования и удовлетворения читат. запросов; педагоги стремятся к решению конкретных вопросов воспитания читателя в школе. Комплексное изучение читателя способствует практич. руководству культурным развитием общества.

 

• Маркс К. и Энгельс Ф., Об иск-ве. [Сб. ст.], т. 1—2, 3 изд.. M., 1976; Ленин В. И., О лит-ре и иск-ве. [Сб. ст.], 6 изд., М., 1979; Белецкий А. И., Об одной из очередных задач историко-лит. науки. (Изучение истории читателя), в его кн.: Избр. труды по теории лит-ры, М., 1964; Храпченко М. Б., Лит. стиль и читатель, в сб.: Проблемы совр. филологии, М., 1965; Рассадин Ст., Книга про читателя, М., 1965; Прозоров В. В., Читатель и лит. процесс, [Саратов], 1975; Л е видов A.M., Автор — образ — читатель, Л., 1977; Общество. Литература. Чтение, пер. с нем., М., 1978; Человек читающий. Homo legens. Писатели XX в. о роли книги в жизни человека и об-ва, сост. С. И. Бэлза, М., 1983. В. В. Прозоров.

 

ЧУАНЬЦЙ (букв.— повествование о необычайном), жанр кит. муз. драмы. Достиг расцвета в 14—17 вв. Ч. построены на чередовании прозаич. диалога и поэтич. арий, но, в отличие от цзаизюй, это пьесы, состоящие из 50 и более актов, вокальные партии

 

в к-рых мог исполнять любой персонаж; литературно более обработаны, отмечены изысканностью стиля. Осн. темы: деяния героев прошлых времен и приключения влюбленных; встречаются сатирич.. и нравоучит. сюжеты. Нек-рые Ч. отразили злободневные политич. события. Наиболее полное собр. Ч. издано в нач. 17 в. (“Люши чжун цюй”) и неоднократно переиздавалось.

 

Термин “Ч.” употребляют также для обозначения ср.-век. новеллы на лит. яз. вэньянь (т. н. танская новелла).

 

ЧУВАШСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра чувашей. Развивается на чуваш, яз. Первые записи чуваш, фольклора (эпич. сказания, историч. и бытовые песни и предания, сказки) относятся к 18 в. В 70-х гг. 19 в. на основе заложенной просветителем И. Я. Яковлевым новой письменности (на базе рус. графики) зародилась оригинальная нац. лит-ра на чуваш, яз. Зачинатель Ч. л. — К. В. Иванов. Вначале в Ч. л. преобладает поэзия, закладываются основы нац. драматургии; с сер. 1920-х гг. развиваются прозаич. жанры. Среди осн. деятелей Ч. л.— М. Сеспель (М. К. Кузьмин), М. Ф. Федоров, Л. Я. Агаков, М. Н. Данилов-Чалдун, А. В. Емельянов, Г. А. Ефимов, И. С. Максимов-Кошкинский, Н. И. Шелеби, А. Ф. Талвир, Н. Т. Терентьев, И. С. Тукташ, М. Уйп (М.Д.Шумилов), В.В.Ухли, Я.Т. Ухсай, Ф. (X.) Е. Уяр, П. П. Хузангай, Н. Шубоссинни (Н. В. Васильев), А. А. Эсхель.