Анализ финансовых коэффициентов

В процессе реализации инвестиционного проекта создаются необходимые для его осуществления активы (имущество предприятия), определяется структура пассивов (источников формирования имущества предприятия), планируются и достигаются определенные финансовые результаты (прибыли и убытки), принимаются решения по управлению активами и т.п. Для оценки эффективности соответствующих управленческих решений и служит анализ финансовых коэффициентов.

Финансовые коэффициенты – это отношения, определяемые из финансовой информации о фирме и используемые для сравнения ее с другими предприятиями.

По каждому коэффициенту могут возникать следующие вопросы:

- как он вычисляется?

- что он призван измерять, и чем он интересен для анализа?

- в каких единицах он измеряется?

- о чем говорят высокие или низкие показатели, насколько обманчивыми они могут быть?

- как можно улучшить такой критерий?

Существует большое количество финансовых показателей. Обычно для целей анализа инвестиционной привлекательности их группируют следующим образом (рис. №):

1. Коэффициенты краткосрочной платежеспособности (ликвидности).

2. Коэффициенты долгосрочной платежеспособности (финансового рычага).

3. Коэффициенты управления активами (показатели оборачиваемости).

4. Коэффициенты прибыльности (рентабельности).

5. Коэффициенты рыночной стоимости.

Последняя группа коэффициентов может быть адекватно рассчитана лишь по действующим предприятиям в форме открытых акционерных обществ, акции которых котируются на рынке ценных бумаг. Они будут рассмотрены ниже, при описании методик оценки инвестиционной привлекательности предприятия.

Рис. 9.1. Группы коэффициентов, традиционно применяемые для финансового анализа инвестиционной привлекательности предприятия