Обучение гигиеническим навыкам пациентов разных возрастных групп

Например, проводя беседы среди беременных женщин, можно рассказать об особенностях ухода за полостью рта при беременности, о вреде алкоголя, курения, приема лекарственных средств без назначения врача, о закладке и формировании зубной ткани плода, о грибковом стоматите у детей первого года жизни и т.д. Программа занятий и график работы с беременными утверждается главным врачом стоматологической поликлиники и женской консультации. Занятия проводятся на базе школы матерей. Санитарно-просветителъские мероприятия среди беременных рекомендуется проводить:

- в первые 20 недель беременности - 1 раз в месяц;

- после 20 недель - 2 раза в месяц;

- после 32 недель - 3-4 раза в месяц.

 

Санитарно-просветительская работа может быть индивидуальной, коллективной и массовой. При организации и проведении санитарного просвещения в системе профилактики стоматологических заболеваний акцент делается на детей и их родителей.

Санитарно-просветительская работа и гигиеническое воспитание среди детей должны быть строго дифференцированными по целям и содержанию в зависимости от возраста.

 

Основная форма воздействия на ребенка- это обучение с повседневным повторением при обязательном личном примере взрослых. Прививать детям гигиенические навыки должны родители, воспитатели, педагоги. Чем меньше возраст ребенка, тем легче формируется гигиенический навык по уходу за полостью рта, переходящий в стойкую привычку. Поэтому начинать санитарно-просветительную работу следует с родителями и воспитателями детских учреждений. Необходимо не только привлечь внимание этой категории взрослых к состоянию зубов и органов полости рта у детей, но и приобрести, таким образом, убежденных помощников. Гигиеническое воспитание - это система привития полезных навыков и привычек на основе знания правил здорового образа жизни и убежденности в необходимости их соблюдения.

В условиях детского сада обучение детей методам чистки зубов проводится с учетом возраста.

С детьми трех-четырех лет работу рекомендуется строить с использованием игровых элементов, с использованием рисунков, плакатов, игрушек, кукол, зубных щеток, паст и т.д. Такая игра-беседа должна быть короткой и продолжаться на нескольких занятиях. Дети через сказочные персонажи должны усвоить, что надо употреблять овощи, фрукты, чтобы зубы не болели, что после еды необходимо полоскать рот, меньше кушать сладостей и чистить зубы. При этом рекомендуется в форме игры показать детям, как правильно чистить зубы. Обучая детей правилам чистки зубов, важно повторять, закреплять полученный навык и поощрять тех детей, которые успешно им овладели.

Детям четырех-семи лет занятия необходимо проводить в популярной форме, используя персонажи сказок, рассказывая и показывая, как надо правильно чистить зубы. При обучении чистке зубов необходимо окрасить фронтальные зубы красителями и показать окрашенный налет ребенку в зеркало.

Обращают внимание на размер щеток для детей, их состояние и уход за ними. В ходе беседы выясняют, имеет ли ребенок свою зубную щетку, объясняют, какая зубная паста лучше. Для закрепления знаний можно использовать загадки об овощах, фруктах и т.д. Также задавать детям вопросы.

Для формирования осознанных культурно-гигиенических навыков у младших школьниковнужно применять метод медико-педагогического убеждения. Метод является совокупностью мер по санитарному просвещению, которые направлены на повышение гигиенических навыков. Составными частями метода являются беседа, рассказ, демонстрация диафильмов, кинофильмов, наглядных пособий, демонстрация техники чистки зубов и средств ухода за полостью рта. Обучение методам гигиены лучше проводить в специальных комнатах или классах гигиены (класс гигиены и профилактики).

Классы гигиены и профилактики рассчитывают на 15-20 учащихся. Их размещают вблизи стоматологических кабинетов. На двух стенах класса устанавливают туалетные раковины, над которыми крепят зеркала. На третьей стене класса во всю ее длину оборудуется шкаф с ячейками для хранения индивидуальных средств гигиены. На окнах класса должны быть шторы, а на одной из стен устанавливается экран для демонстрации фильмов и диапозитивов. На видном месте вывешиваются памятки и информация по уходу за полостью рта. В центре класса размещаются школьные парты или индивидуально изготовленная для проведения уроков гигиены мебель.

На уроках гигиены в младших классах необходимо объяснить строение зуба, функции зубов, значение органов полости рта. Следует обращать внимание на причины заболеваний зубов, десен, слизистой оболочки полости рта. Важно подчеркнуть роль питания, гигиены полости рта в развитии и состоянии зубочелюстной системы. С этой целью можно подготовить памятки для школьников. Выступления перед детьми лучше строить в форме диалога. Можно предложить для младших школьников десять способов сохранить зубы здоровыми без лекарств.

1. Энергично и много жевать, особенно к концу приема пищи, не отказываться от жестких овощей и фруктов.

2. Не есть много сладостей и мучных изделий.

З. Употреблять различные пищевые продукты съедая всю порцию.

Медленно пить, задерживая во рту молоко, чай.

5. После каждого приема пищи, сладостей полоскать рот водой, лучше щелочной минерaльной или раствором питьевой соды.

6. Правильно чистить зубы два раза в день, после завтрака и ужина.

7. После чистки зубов втирать пальцами пасту в поверхности эмали зубов в течение двух минут.

8. Между приемами пищи полоскать рот раствором поваренной соли терпимой крепости два-три раза в день.

9. Выполнять упражнения по тренировке зубов и челюстей, поочередно слабо и крепко сжимая зубы, захлопывая рот легко и с большей силой, отводя нижнюю челюсть вправо и влево со скольжением бугров по буграм.

10. Закаливать организм и заниматься гимнастикой.

 

Формирование навыка должно осуществляться по трем направлениям. Сначала формируется представление о значении культурно-гигиенических навыков по уходу за полостью рта. Затем необходимо обучить последовательность действий, составляющих навык. Третье направление - это закрепление и совершенствование навыка. Для закрепления полученных знаний на уроке гигиены целесообразно, привлекая учащихся старших классов, выпустить санбюллетень. Для первого урока гигиены со школьниками первых-третьих классов можно предложить тему: как ухаживать за зубами, для второго урока - Чтобы зубы не болели, Зубы должны быть не только здоровыми, но и красивыми и т.д. Можно использовать диафильмы, кинофильмы, которые обязательно обсуждаются после просмотра.

Ученики средних и старших классов на уроках гигиены должны получить знания по анатомии и физиологии органов полости рта, сведения о причинах возникновения заболеваний зубочелюстной системы, о способах профилактики стоматологических заболеваний. Выбор тем по профилактике стоматологических заболеваний среди взрослой аудитории зависит от их профессионального состава, возраста, уровня образования, пола и т.д. Например, на педсовете перед педагогами можно выступить с лекцией, беседой по актуальным вопросам стоматологии или провести консультацию во внеурочное время, по вопросам профилактики стоматологических заболеваний. Им могут быть предложены темы: Зубы, их функции, связь зубов с организмом, Значение санации полости рта. Очень эффективно дополнять лекцию (беседу) показом кинофильмов по профилактике болезней зубов и полости рта. Для выступлений перед родителями используются родительские классные собрания, на которых родителям можно предложить прослушать лекцию, беседу на темы: Значение зубов для человека, Вредные привычки у детей, Связь стоматологических заболеваний с заболеваниями органов и систем, Берегите зубы смолоду и т.д.

Ведущая форма работы со взрослым населением - это убеждение и пропаганда.

Так как стоматологический статус взрослых людей отличается большим разнообразием и нередко отягощен тяжелой стоматологической патологией, выбор конкретных средств мотивации, обучения и методов индивидуальной гигиены полости рта для каждого пациента является обязанностью стоматолога.

 

Вопрос 42 . Способы наглядной мотивации пациента к гигиене р.п. . Активное и пассивное гигиеническое обучение .

( методичка от обальяновой )

В процессе проведения санитарно-просветительной работы обя­зательно должны использоваться 2 основных формы, взаимно дополня­ющие друг друга: пассивные и активные.

Пассивные формы включают организацию стендов, выставок, витражей, санитарных бюллетеней, подготовку листовок, памяток, методичек, буклетов и т.д.

Активные формы проводятся в виде игровых композиций, бесед, лекций, показа
кинофильмов и т.д.

Для проведения активных и пассивных форм санпросветработы необходимо создание «центра гигиенического воспитания в школе» в виде комнаты (класса) гигиены и профилактики.

Санитарно-просветительную работу в школах нужно проводить бо­лее интенсивно, чем в дошкольных учреждениях, учитывая меньшую организованность и заинтересованность школьников в профилактичес­ких мероприятиях. От правильной разъяснительной деятельности сре­ди школьников зависит конечный итог профилактики. Именно поэтому, при проведении санитарно-просветительной работы среди них следует учитывать возраст. Так, у детей 7—10 лет отмечаются особенности в восприятии и познавательной деятельности.

Переход от игровой деятельности к учебной стимулирует развитие психических процессов, непосредственного познания окружающего мира, общеизвестна острота их восприятия, любознательность, яркость воображения. У них хорошо развита наглядно-образная память. В младшем школьном возрасте формируется характер, усваиваются мо­ральные нормы и правила поведения, обогащается жизненный опыт. Младший школьник имеет желание учиться, он охотно признает авто­ритет взрослых, поэтому основным методом формирующего экспери­мента является метод медико-педагогического убеждения.

Метод медико-педагогического убеждения — это совокупность мер по санитарному просвещению, направленных на повышение гигиени­ческих знаний, формирование, закрепление и совершенствование гигие­нических навыков. Составными частями метода являются беседа, рас­сказ, демонстрация диафильмов, кинофильмов, наглядных пособий, тех­ники чистки зубов, средств ухода за полостью рта. Обычно в 7-летнем возрасте дети уже встречались со стоматологом и знают азы ухода за полостью рта. Беседу с детьми этого возраста следу­ет начать с объяснения, почему надо сохранять зубы здоровыми и какие мероприятия для этого необходимы. Это надо делать в популярной фор­ме, но с намерением дать детям определенную сумму знаний об органах полости рта и уходе за ними. Вступительная беседа должна быть крат­кой и ее продолжение должно проходить в форме игры и обучения детей уходу за полостью рта. В беседах необходимо касаться значения пита­ния, особенно очищающего полость рта, для сохранения зубов. Уроки здоровья по стоматологии в начальной школе обычно делятся на две ча­сти — санитарно-просветительную и практическую. Лучше их прово­дить в специально оборудованном классе гигиены.
Наглядные средства также должны иметь иной характер, чем в младших классах. Здесь хорошо помогают в агитации и пропаганде фотографии, цветные слайды отдельных людей, наглядные примеры эффективности профилактики в стоматологии. Следует помнить, что только сильные факторы, воздействующие как на эмоциональную, так и на интеллектуальную сферы, способны выработать убеждения в этих возрастных группах, которые склонны в определенной степени к скеп­тицизму, не воспринимают на веру сообщаемые им знания. Это необ­ходимо делать путем возбуждения интереса, затрагивая больные места слушателей. Пассивные формы агитации и пропаганды также должны быть приспособлены к возрасту школьников. В одних случаях (для младших школьников) санбюллетени, плакаты, газеты должны содержать минимум текста и много красочных рисунков и иллюстрации, а в других (для средних и старших школьников) — иметь максимум тек­ста и одну-две запоминающиеся иллюстрации.

 

Вопрос 43. Особенности ухода за полостью рта у детей различных возрастных групп.( см выше)

Вопрос 44. Особенности ухода за полостью у пациентов с кариесом .

1.средства оральной гигиены Мануальная гигиеническая з.щ.
2. Мануальная профилактическая з.щ.
3. зубные пасты Гигиенические з.п.
4 Лечебно-профилактические з.п.
4а. Лечебно-профилактические з.п. типа Sensitive c F.
4б. .Лечебно-профилактические з.п. типа Sensitive оригинальная формула
5. Зубные эликсиры
6. Ополаскиватели для рта
Лечебно-профилактический ополаскиватель для рта.
6б. Ополаскиватель типа Sensitive .
7. Зубочистки
8. Флосы
9. Тэйпы
10. Суперфлос
11. Ультрофлос
11а. Сэтинфлос
11б. Сэтинтэйп
12 Межзубные ёршики
12а. Губчатый ёршик
13. Электрическая з.щ. с прямоугольной головкой , совершающие возвратно-поступающие движения .
14. Электрическая з.щ. с круглой головкой , совершающая возвратно-поступающие движения.
15. Электрический флос
16. Монопучковая з.щ.
17. Малопучковая з.щ.
18. Оральный центр (электрическая з.щ. и ирригатор )
19. Жевательная резинка
20. Гигиеническая з.щ. типа Sensitive .
20а. Профессиональная з.щ. типа Sensitive .
21 Бальзамы и тоники для десны
22. З.щ. «сулькус»
23. Ирригаторы
24 Вода для рта
25 Флоссеты
26 З.щ. «орто»
27 З.щ. «денчер»
28 Специальная паста для очищения съёмных пластинчатых и зубных протезов .
29 Таблетки для чистки съёмных протезов
30 Антисептические р-ры для чистки съёмных зубных протезов .

Необходимо учитывать следующие особенности :

1. При кариесе контактных поверхностей затруднительно использовать флосс ,особенно при введении или выведение его сверху в контактный пункт . в этих ситуациях рекомендуется использовать : межзубной ёршик или суперфлосс

2. При гиперторофии межзубного сосочка и его врастании в кариозную полость любое интернатальное ср-во приведёт к боли и кровоточивости .

3. При разрастании коронковой части пульпы внутри кариозной полости , использование щётки, интернатильных и вспомогательных средств приведёт к острой боли , травмам и кровоточивости .

4. Кариозная полость на жевательной поверхности имеет маленькое входное отверстие и обширную полость = > затруднено вычищение остатков пищи. Рекомендуются : ирригаторы , ёршики . Не рекомедуется : зубочистки .

5. При наличии стад.(?) кариеса важную роль приобретает рем.терапия и фторирование .

6. При развитом множественном кариозном процессе , который даже при условии готовности пациента к сонационныс мероприятиям будет завершён не завтра , необходимо назначение антибактериальных ср-в , ср-в для торможения распространения инфекции в п.р. и назначение рем.ср-в . для укрепления границ кариес-здоровые ткани ,т.к. сформируются более плотные ткани при препарировании и постановки пломбы .

Вопрос 45. Особенности ухода за р.п. для пациентов с некариозными поражениями .

Некариоз поражения - клиновидные деффекты, эррозии, повышенная стираемость, гиперостезия, флюороз, гипоплазия, разнообразные виды некроза эмали и дентина.
Могут влиять на усугубление и возникновение:
- абразивность щетки
- абразивность пасты
- РН пасты
-кол-во чисток в течении дня
-продолжительность чистки
-степень нажатия щеткой на зубы
-кол-во движений в части поражения
-характер движения при чистке.
Рекомендуется:

1. Оч мягк щётка;

2. избегать вертикал и горизонтал движений, излишнего давления щёткой.

3. RDA пасты до 50. Нельзя пасты отбеливающие, для курильщиков, содержащие кислоты, пероксиды, мел,

4. также нельзя электрические щетки.

5. Рекомендуются пасты и ополаскиватели с минерализующими, фтористыми компонентами, гидротированный кремний, ферменты, пирофосфаты.

6. Рекомендуется реминерализующая терапия! Аппликации с каппами, покрытие зубов фтор лаком и глубокое фторирование.

7. Рекомендуется исключить кислое питание. В случае употребления кислого сразу же после приема пищи воздержаться от чистки зубов.

8. Возможно, через день чистить зубы без зубной пасты.

9. Проведение проф манипуляций -щадящее.

 

Важно объяснить пациенту необходимость качественной индивид гиг и возможность побочных последствий проф мероприятий(пигментированный налет). При флюорозе контроль за содержанием фтора в воде, пище и зуб пасте.

Вопрос 46. Особенности ухода за р.п. пациентов с заболеванием пародонта и слизистой оболочки ротовой полости .

ГИГИЕНА ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ПОРАДОНТА .

Мягкий з.н. ,скапливаясь в области шеек зубов и в межзубных промежутках способствует запуску механизмов деструкции всего пародонтального комплекса , начиная с воспаления десны , продолжаясь раздражением зудодесневого прикрепления и потом тяжёлые диструктивные процессы в костной ткани альвиолярных отростков челюстей .

Правильная индивидуальная гигиена р.п. –это первое из методов лечения заболеваний пародонта .

Наиболее важные места :

· Шейка зуба

· Межзубной промежуток

· Десневой край

· Поддесневые области

· Наличие ятрогенных факторов ( нависающие края коронки и т.д.)

1. набор ср-в гигиены р.п.

2. з.щ. с мягкой щениной + техника Басса

3. З.щ. с очень мягкой щетиной типа Sensitive , ультрасофт для использования в участке воспаления .

4. Лечебно-профилактическая паста и ополаскиватель безалкогольный и противовоспалительный , содержащий триклазан и хлор-гексидин .

5. З.п. и ополаскиватель с экстрактами трав и растений , которые содержат витамин С , бальзамические смолы , хлорофил-на период лечения .

6. З.п. , содержащие солевые добавки – устраняют з.н. , неприятный запах , воспаления , кровоточивость .

7. При хранических заболеваниях рекомендуется : пасты обладающие дубящими , связывающими компанентами ( кора дуба )

8. З.щ. Sensitive при гиперстезии , при оголении шеек .

9. Флоссы . им учат заходить в зубодесневую борозду .

10. Суперфлоссы , периофлоссы при наличии конструкций .

11. Межзубные ёршики – подбираются по размеру , необходимо использовать после каждого приёма пищи .На первичном этапе при наличии отёчных десневых сосочков для атравматичности диаметр ёршика можно выбрать меньше , чем межзубной промежуток . после снижения отёка размер ёршика выбирают повторно .

12. Монопучковые з.щ. – для очистки труднодоступных мест .

13. Ирригаторы – в режиме душа

14. Звуковые и ультозвуковые з.щ. при затруднённых мануальных навыков .

Не рекомендуются : жевательные резинки и зубочистки .

Вопрос 47 .особенности ухода за ротовой полостью пациентов с травмами ЧЛО.

Уход за р.п. , промывание ,очистка шин , конструкзий ,зубов имеет ведущее значение в системе лечения такого больного.

Важным моментом является предупреждение развития аспирационной пневмании.

Проводим ирригацию с целью прочищения ран от остатков пищи и от выделяемого ран.

Чтобы не было осложнений ирригаторы используют с :

· Хлоргексидином

· Маргансовый кислотный К

· Перманганат 1:5000

· Фурацилин 1:5000

Для смывания слизи – щелочные р-ры 1-2% гидрокарбоната .

Механическая очистка:

1. Ватные палочки ,смоченные в перекиси водорода.

2. Начинать сзади-наперёд.

3. Потом хлоргиксидин спереди-назад

4. Использовать пучковые щётки,ёршики.

5. Повторное промывание (шприц+ канюля).Входим канюлями в промежутки между зубами .

§ В стадии нарушения целостности эпителиального покрова : ферменты ,которые помогают очистить поверхность от некратической плёнки . Ферменты : проолитические ,хемотрипсин , трипсин , и т.д.Противовоспалительные ,антисептики в аппликациях ,обезболивающие ср-ва .

§ В стадии заживления используют аппликации кератопластических ср-в .( галоскарбин , каратолин , масло шиповника , масленные р-ры витамина А и витамина Е , салкосерил -мазь.

Вопрос 48 . особенности по уходу за р.п. при наличии ортопедических конструкций .

 

Конструкции : 1) одиночные коронки ( метал или плосмасса )

2) мостовидные протезы

3) частично и полностью съёмные протезы

ОДИНОЧНАЯ ОТДЕЛЬНО СТОЯЩАЯКОРОНКА :

Любая коронка должна заходить в зубодесневую борозу на 1 мл и плотно прилегать к поверхности корня , имея плавный переход . это теория , а на практике мы видим выступы ,щелевидные пространства , нависающие края коронки , где интенсивно накапливаются пищевые остатки и з.н. => это способствует более быстрому разрушению зуба под коронкой, к тому же , если учесть , что все твёрдые ткани уже удалены .

В этих случаях следует прибегать к особоинтенсивному очищению межзубных промежутков десневой борозды и пространств под нависающими краями коронки .

Сама поверхность коронки имеет очень низкую шероховатость , поэтому абсорбирует меньшее кол-во з.н. , чем поверхность эмали . Поэтому не требуется специальных агрессивных средств для очистки коронок .

Рекомендуется :

1. Флоссы , суперфлоссы , периофлоссы . Суперфлосс обводят вокруг корня с искусственной коронкой и делают протягивающие возвратные движения . За счёт разрыхлённой части нити проходит лучшая очистка и впитывание .

2. Ёршики ( необходимо подобрать по размеру )

3. Пучковые щётки ( для тчательной очистки десневой борозды в дистальных отделах .

4. Ванночки с опаласкивателями , содержащие хлоргексидин , травы и т.д.

5. З.п. с противовоспалительными компанентами .

6. Ирригаторы в режиме струи , способствуют очищению подкоронковых пространств от остатков пищи .

7. З.щ. – мягкая , т.к. особое внимание уделяется придесневой области .

МОСТОВИДНЫЕ НЕСЪЁМНЫЕ З. ПРОТЕЗЫ :

Гигиеническая процедура будет состоять из следующих этапов :

1. Очищение наружних и боковых частей тела МНЗП .

2. Очищение внутренний части МНЗП ( вычищение промывного пространства , воизбежании образования пролежней под ними.)

3. Очищение собственно коронок ( наружних , внутренних пр-в вокруг коронок .)

4. Очищение краевых , опорных коронок десневой борозды , вокруг них происходит также , как очищение одиночной коронки .

ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА :

· Профилактическая мягкая з.щ.

· Лечебно-профилактическая з.п. ( с умеренными противовоспалительными св-вами , лечебно-профилактическими ополаскивателями (лучше безалкогольные , содержащие экстракты или масла растений )

· Суперфлосс , ультрофлосс , периофлосс .

· Ёршики – могут использоваться как в межзубных промежутках , так и для очищения промывного пространства , если позволяет размер .

· Монопучковые , малопучковые з.щ. – для очищения пришеечных областей .

· Существуют ирригаторы в режиме струи для выведения пищи .

· Электрические .щ. для очищения десневой борозды

· Звуковая з.щ. –(т.к. работает на расстоянии)

ГИГИЕНА ЧАСТИЧНО И ПОЛНОСТЬЮСЪЁМНЫХ З. ПРОТЕЗОВ .

Гигиена для лиц с ЧСЗП -это индивидуальный гигиенический ходза оставшимися зубами , языком , слизистой обалочкой и за ЧСЗП .

Она включат в себя :

1. Профилактическую з.щ.

2. Лечебно-профилактическую з.п.

3. Ополаскиватель

4. Флоссы , суперфлоссы

5. Ёршики

6. Монопучковые з.щ.

7. Ирригаторы .

ГИГИЕНА ДЛЯ ЛИЦ С ПОЛНОСТЬЮ СЪЁМНЫМИ ПРОТЕЗАМИ .

Самый простой и дешёвый способ-это замочить протез ненадолго в р-ре воды и уксуса 1:3

Современные ср-ва :

· Щётка для чистки ПСЗП – Denture

· Контейнер для хранения и замачивания , ультрозвуковые ванны , ультрофиалетовая очистка , вибрационная очистка .

· Специальные ср-ва для очистки протеза (гели ,жидкости , растворимые шипучие таблетки) . :

1)Corega tabs –очищающие растворимые таблетки , высвобождающие активный кислород..

2)Corega Parts – очищаюшие растворимые таблетки ,защищающие металические части от карозии. .

3)Corega Раухер –очищающие растворимые таблетки для курильщикLocalut dents –таблетки с индикатором .(около10 мин).

4)Protefi[-растворимые таблетки ,высвобождающие активный кислород .

5)Denture repid clining tablets -таблетки , высвобождающие активный кислород .

6)Denture гель- гель отбеливающий ,очищающий . Наноситсяна поверхность протеза + специальная з.щ.

7)Kurodent daily гель- каждодневный гель ,наносится на поверхность. Включает в себя лимонную кислоту ,эвкалиптовое масло ,морскую соль .

8)Kurodent weekly –концентрат для очищающих ванночек . 1 рз в неделю на 6 часов . ( концентрат подвергается разведению .) тоже натуральный состав .

 

Вопрос 49 . особенности по уходу за р.п. при наличии ортодонтических съёмных и несъёмных конструкций

 

Ухудшается самоочищение , накапливается з.н. в местах ретенции , увеличивается отложение з.к. , и как следствие – воспалительные процессы на тканях пародонта => нарушаются обменные процессы в твёрдых тканях зубов => преобладает деминерализация => кариесы , заболевания пародонта .

ОСОБЕННОСТИ ИГПР :

1. Более сложная техника проведения манипуляций

2. Большие временные затраты

3. Более быстрый износ предметов гигиены

4. Большая частота проведения гигиенических мероприятий в течении дня

5. Требуются усилия со стороны пациента на овладение навыками гигиены

6. Обязательное использование индикаторов з.н.

7. Более частое проведение профессиональной гигиены р.п.

8. Регулярная корректеровка индивидуальной гигиенической программы в связи с меняющийся ситуацией в р.п.

9. Увеличиваются денежные затраты .

Средства гигиены :

1) З.п. , воздействующие на твёрдые ткани зубов и на десну. Рекомендуется их чередовать ( 10 дней – F , 10 дней Са , 10 дней –противовоспалительные )

2) З.щ. для поверхности на которой нет ортодонтических конструкций ( мягкая и т.д. )

3) Orto-щётка

4) Sulcus-щётка

5) Монопучковая з.щ.

6) Щётки-ёршики (для дуги ,для зубов и для межзубных промежутков )

7) Суперфлоссы

8) Ополаскиватели (чередование)

9) Спрей-пенки

10) Индикаторы з.н.

РЕКОМЕНДАЦИИ:

· Чистить зубы после каждого приёма пищи (можно без зубной пасты –пучковая щётка ,ёршики )

· Использовать в течение дня ополаскиватель .

· Не забывать чистить саму конструкцию

· Съёмные ортодонтические конструкции чистить специальными средствами . особое внимание к поверхностям ,прилегающим к слизистой оболочке .

 

Вопрос 50 .особенности гигиены ротовой полости при наличии реставраций .

Особенности гигиены полости рта при наличии реставрации.

Профилактическая мануальная зубная щетка Наиболее эффективна и целесообразна в своем применении щетка с многоуровневым щеточным полем, силовым выступом, щетиной средней степени жесткости и индикацией степени износа.
Лечебно-профилактическая зубная паста Наиболее приемлемой пастой является паста средней степени абразивности, обладающая мягкими противовоспалительными и вяжущими свойствами (за счет экстрактов и/или масел трав и/или растении) и умеренными антимикробными свойствами (за счет фтористых соединений, действие которых направлено исключительно на патогенную микрофлору, но не на сапрофитную).
Гигиенические зубные эликсиры Использовать можно, но они малоэффективны Лечебно-профилактические зубные эликсиры Использовать можно, их эффективность несколько выше, чем предыдущей позиции
Гигиенические ополаскиватели для рта Использовать можно, мало чем отличается от эликсиров. Лечебно-профилактические ополаскиватели. Наиболее оптимальный вариант, особенно безалкогольный, содержащий экстракты и/или масла трав и/или растений и обладающие противокариесным, противовоспалительным, антимикробным, вяжущим, дезодорирующим действием. Использовать в конце гигиенической процедуры.
Флоссетта представляет собой устройство для натяжения зубной нити. Она изготовлена из прочного негибкого материала, имеет ручку с U-образной дужкой с двумя браншами, между которыми натягивается нить. В настоящее время используются флоссетты двух основных форм: луковидные и вилочкообразные.
Ими очищают межзубные промежутки зубов без МНЗП, а также межзубные промежутки или любые пространства у зубов, покрытых искусственными коронками, а также мезиальные поверхности впереди стоящих опорных коронок и дистальные поверхности позади стоящих опорных коронок.

Ультрафлосс Неотъемлемый компонент гигиенического набора для лиц с МНЗП. За счет жесткой направляющей суперфлосс вводится в промывное пространство, а разрыхленной частью наиболее эффективно собирается, а затем удаляется налет с внутренней поверхности тела МНЗП.
Щетка-ершик Если позволяют межзубные промежутки, то с ее помощью они хорошо очищаются, но еще лучше ее использовать для очищения промывного промежутка.
Монопучковые, малопучковые зубные щетки специального назначения Применяются для очищения пришеечных областей Электрические зубные щетки Обеспечивает превосходное качество гигиены полости рта Ваших пациентов.
Ирригаторы Очень эффективны для вымывания остатков пищи в режиме "струи" и проведения массажа десен в режиме "душа". Струйно – перед началом гигиенических процедур; душ – в конце.
Основные индивидуальные средства оральной гигиены, используемые при наличии в полости рта частичных и полных съемных зубных протезов, и особенности их применения

Индивидуальные средства оральной гигиены Показания и особенности применения Профилактическая мануальная зубная щетка При наличии неполного набора зубов в полости рта сокращается число зубов, требующих индивидуального гигиенического ухода. Однако это не означает, что можно, как и раньше, игнорировать проведение индивидуальных гигиенических мероприятий в полости рта.

Щетка должна быть подобрана по размеру в соответствии с величиной полости рта и размером зубов. Лечебно-профилактические зубные пасты В первую очередь, предпочтение отдается "травяным" пастам. Фтористые компоненты играют роль антимикробных веществ, и их присутствие в пасте для лиц, относящихся к данному контингенту, не играет существенного значения.
Лечебно-профилактические ополаскиватели для рта Если раньше у человека не было возможности правильно ухаживать за собственной ротовой полостью, хотя бы утратив их большую часть, необходимо приложить максимум усилий для сохранения оставшихся зубов. Необходимо понимать, что никакие, даже самые лучшие протезы, не способны полностью компенсировать и выполнять функции естественных зубов. Поэтому необходимо использовать ополаскиватели, обладающие мягкими противовоспалительными, вяжущими и выраженными дезодорирующими и умеренными антимикробными свойствами.
Флосс Тейп Сетинфлосс Сетинтейп ФлоссеттыЛюбыми из них следует пользоваться для очищения промежутков между оставшимися зубами. Их выбор определяется величиной промежутка. Сетинфлосс значительно прочнее на разрыв и так не волокнится, как другие зубные нити.
Щетка-ершик Суперфлосс, Ультрафлосс Если межзубные промежутки позволяют, то обязательно надо очищать их одним из указанных видов интердентальных средств.
Профилактические электрические зубные щетки с круглой головкой Их использовать можно так же успешно, как и мануальные профилактические, предпочтительно, чтобы у них была двухуровневая щетина, индикация степени износа щетины, два вида жесткости щетины, закругленные и отполированные кончики щетинок.
Монопучковые, малопучковые зубные щетки специального назначения Одним из видов этих щеток необходимо пользоваться, так как только с их помощью можно максимально эффективно удалить зубной налет с пришеечной области, в особенности с язычной и небной поверхностей зубов.
Ирригаторы Когда собственных естественных зубов осталось не так много, все-таки следует за них побороться, а ирригаторы можно применять неограниченное число раз в день. Если после каждого приема пищи струйно удалить остатки пищи и сделать легкий массаж прилегающей десны, то полость рта приобретет былую молодость и свежесть.
Научите своих пациентов правильно ухаживать за полостью рта, особенно в таких сложных ситуациях, как наличие всевозможных зубных протезов различных видов и в различных сочетаниях, и они будут вам благодарны.

Вопрос 51 . особенности и правила осуществления гигиены ротовой полости при наличии имплантов .

ИМПЛАНТЫ – требуют такого же ухода ,а возможно и большого , чем зубы .

Ухода требует супро-структура импланта ( часть имплпланта , выступающая над десной ) и нижняя часть , прилегающая к десне .

Для ухода в зоне имплантов необходимы специальные предметы ,которые недолжны царапать поверхность импланта .

Любое механическое повреждение импланта приведёт к увеличению скорости и количества образуемого з.о.

СРЕДСТВА ГИГИЕНЫ :

1. Щётка с мягкой з.щ.

2. З.щ. типа Sensitive или постхирургическая з.щ. для использования в участках после апераций .

3. Суперфлоссы , флоссы ,имплфлоссы .

4. Специальные межзубные ёршики для имплантов

5. Однопучковая з.щ.

6. З.п. с хлор-гексидином 0.2% + ополаскиватели с хлор-гексидином 0.2%

7. Противовоспалительная з.п. ,содержащая эрстракты трав и растений +ополаскиватели (безалкогольные )

8. Ирригаторы

9. Звуковая з.щ.

10. Более частый контроль ( особенно первый год )

Ворос 52 . индивидуальный подбор предметов гигиены полости рта и особенности применения для детей дошкольного возраста .

(см выше )

Вопрос 53 . индивидуальный подбор предметов гигиены полости рта и особенности применения для детей младшего и среднего школьного возраста . (см . выше )

Вопрос 54 . индивидуальный подбор предметов гигиены полости рта и особенности применения для подростков (см .выше )

Вопрос 55 ., 56 ,57 ,58 ,59 , 60 ,61 ,62 ( см выше )