Анализ прибыли по анализируемому предприятию
Наименование показателей | Базисный год | Отчетный год | Отклонение отчетного периода от базисного | |||
тыс. руб. | проценты к итогу | тыс. руб. | проценты к итогу | тыс. руб. | проценты к итогу | |
1. Валовая прибыль | 6216,00 | 1698,36 | 7936,00 | 2287,03 | 1720,00 | -9052,63 |
2. Коммерческие расходы | -5691,00 | -1554,92 | -7335,00 | -2113,83 | -1644,00 | 8652,63 |
3. Управленческие расходы | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 |
4. Прибыль (убыток) от продаж | 525,00 | 143,44 | 601,00 | 173,20 | 76,00 | -400,00 |
5. Прочие доходы | 199,00 | 54,37 | 996,00 | 287,03 | 797,00 | -4194,74 |
6. Прочие расходы | -358,00 | -97,81 | -1153,00 | -332,28 | -795,00 | 4184,21 |
7. Прочие (неучтенные) расходы | 0,00 | 0,00 | -97,00 | -27,95 | -97,00 | 510,53 |
8. Прибыль (убыток) до налогообложения | 366,00 | 100,00 | 347,00 | 100,00 | -19,00 | 100,00 |
Как следует из ее данных, организация достигла невысоких результатов в финансово-хозяйственной деятельности в отчетном периоде по сравнению с базисным. Об этом свидетельствует уменьшение общей суммы прибыли на 19 тыс. руб. (347 – 366),или на 5,19 %. Подобное уменьшение прибыли является результатом увеличения прежде всего прочих расходов (в базисном году отсутствовали).
Более детальный анализ предполагает изучение каждого элемента бухгалтерской прибыли и повлиявших на нее факторов. Их можно классифицировать на внешние и внутренние.
К внешним факторам относятся: социально-экономические условия, природные условия, цены на материально-энергетические ресурсы и тарифы на транспортные перевозки, уровень развития внешнеэкономических связей и т. д.
К внутренним факторам относятся изменения: прибыли от продаж, структуры реализованной продукции, себестоимости продукции, уровня цен на нее, операционных и прочих доходов и расходов.
Взаимосвязь факторов первого и второго порядка с бухгалтерской прибылью прямая, за исключением изменений себестоимости продукции операционных и прочих расходов, снижение которых приводит к увеличению прибыли. Факторы первого порядка оказывают непосредственное влияние на величину бухгалтерской прибыли, а второго порядка – на прибыль от продаж.
Важное значение для оценки финансовых результатов деятельности предприятия имеет факторный анализ прибыли от продажи товаров.
Анализ прибыли от реализации продукции
Важнейшим составляющим элементом бухгалтерской прибыли является прибыль от реализации продукции (прибыль от продаж). Поэтому в первую очередь анализируют общее изменение прибыли от реализации (табл. 22).
Как следует из ее данных, рост прибыли от реализации составил 76 тыс. руб., или 0,14 %. Это вызвано увеличением выручки на 453 тыс. руб., или на 0,01 % и снижением себестоимости на 1267 тыс. руб., или на 0,5 %. Однако увеличились все виды расходов. Следовательно, дальнейшее сокращение затрат на реализацию продукции является основным резервом роста прибыли от продаж. Условная сумма резерва равна 1644 тыс. руб.
Таблица 22