Практические задания к занятию №7

1. Опишите разницу в значениях тождественных слов в нижеследующих предложениях. Чем обусловлена эта разница? Какие из этих значений вы считаете обобщенными? Ответы аргументируйте:

а) Он вошел в столовую, где уже собралась вся семья. После занятий мы всей гурьбой отправились в институтскую столовую.

б) Капуста- любимая пища кроликов. Капуста - огородное растение, употребляемое в пищу. На стол подали капусту, заправленную сметаной. Достань капусту из корзинки.

в) Время шло незаметно. Поезд быстро шел на восток. Он шел, задумавшись. Веселой гурьбой ребята шли в школу. Дождь шел весь день.

г) В комнату вошли двое. В шкаф вошло много книг. В моду снова вошли меховые шапки. В состав членов бюро вошел и мой новый друг. У него вошло в привычку начинать день зарядкой.

д) Мальчик нес под мышкой пакет. Ветер несет тучи. Фашизм несет гибель культуре.

2. Можно ли считать словами и можно ли хотя бы только «произнести» следующие русские написания (графические изображения):

пермисат, мыргамат, мырмылет, судумахалока, фриктамани, мякирикота, молмошота, левкорат, мускалет, гундукир, пурнет, пурсит, пурча, корголго, пуркалбан, молкорыт, култутурт, куручим, волдар, вырдугуть, выкороть, высолость, сумпуркул, кулекур? (Упражнение взято из кн. Бодуэн де Куртене И.А. Сборник задач по «Введению в языкознание» по преимуществу применительно к русскому языку. - СПб, 1912. - с.15.).

Свой ответ аргументируйте.

3. Из приведенных ниже примеров выпишите те слова, которые обладают номинативной функцией. Укажите слова, которые этой функцией не обладают. Ответ мотивируйте.

Человек, увы, благодаря, поле, через, курлыкать, окно, мой, браво, телевизор, га-га, лаять, тьфу, кто-нибудь, гав-гав, красивый, медленно, фи, гавкать, черный, она, аи, посылка, пятнадцать, ибо, над, Селигер, наверное, ура, Иванов, хлестаковщина, ах, Москва, Волга, Жучка, кукарекать, студентка, донжуан, потому что, ватт, Сатурн, но, конечно, вследствие, так, «Жигули».

4. Из приведенных ниже слов выделите те, которые имеют коннотативное значение. Укажите, какой добавочный оттенок в них выражен.

Драгоценный, парнишка, стол, лазурный, прибежать, волокитчик, море, умник, почивать, тетрадь, заботливый, графомания, старушенция, грач, приехать, откушать, утюг, девица, флакон, дворняга, гуляка, добрый, дребедень, выскочка, чтение, удариться, упрямец, очи, договориться, высокий, быстро, сердцеед.

5. Какие из нижеследующих слов вы считаете мотивированными, какие -нет? Ответы аргументируйте. Для справок используйте Этимологический словарь русского языка М.Фасмера.

Шило, подушка, подснежник, колесо, окно, завтрак, сверстник, чернила, порошок, жатва, творог, дуло, мышь, боровик, устье, рубаха, пояс, масло, говядина, петля, видеть, метель, зелье, перстень, белье, время, сокровище, плотник, весло, сугроб, полотенце, битва, колдун, свидетель, обличье, крыльцо, прибавка, окорок, увалень, кружево, водка, окрошка, валенок.

6. Ниже представлены группы слов, обозначающих сходные или даже одинаковые предметы. Объясните, какой признак положен в основу каждого из этих названий:

плетень-частокол-ограда, сад-роща, перчатки-рукавицы, постель – логово, клюв-рыло,

7. Слова, перечисленные ниже, существовали в древнерусском языке и сейчас не употребляются или имеют ограниченное употребление, но некоторые производные от них сохранились:

велий (означало: большой), вага (вес, тяжесть),

перст (палец), шелом (шлем).