Практические задания к занятию №3
1. Произнесите 10 русских звуков, при артикуляции которых голосовые связки дрожат (работают), и 10 звуков, при артикуляции которых голосовые связки не работают.
2. Определите, работой каких органов различаются звуки: (п, б, м), (т, д, н), (ш, ж, р).
3. Опишите экскурсию, выдержку и рекурсию звуков: (б, м, ч); (р, л, т); (г, х, ц).
4. Определите согласные звуки, образованные с помощью следующей артикуляции:
а) передняя часть спинки языка сближается с твердым небом, голосовые связки дрожат, небная занавеска поднята;
б) нижняя губа сближается с верхними зубами, голосовые связки дрожат, небная занавеска поднята,
в) кончик языка поднимается и загибается назад, периодически соприкасаясь с твердым небом, голосовые связки дрожат, небная занавеска поднята,
г) губы сомкнуты, голосовые связки дрожат, небная занавеска опущена;
д) кончик языка смыкается с верхними зубами, голосовые связки дрожат, небная занавеска прижата к стенке зева, боковые края языка опущены,
е) губы сомкнуты, голосовые связки не дрожат, небная занавеска прижата к стенке зева.
5. Определите гласные звуки, образованные с помощью следующей артикуляции:
а) голосовые связки дрожат, губы округлены, но не вытянуты, средняя часть спинки языка поднимается к средней части неба;
б) голосовые связки дрожат, губы нейтральны, язык задней частью спинки высоко поднят к мягкому небу;
в) голосовые связки дрожат, губы нейтральны, кончик языка упирается в нижние зубы, рот широко раскрыт;
г) голосовые связки дрожат, губы растянуты в стороны, передняя часть спинки языка высоко поднята к твердому небу;
д) голосовые связки дрожат, губы нейтральны, язык слегка приподнят средней частью спинки к средней части неба, рот широко раскрыт;
е) голосовые связки дрожат, губы вытянуты вперед, задняя часть спинки языка высоко поднята к небу.
6. Определите русские согласные звуки, у которых:
а) акустически выдержка равна нулю;
б) экскурсией является смычка, а рекурсией - проход воздуха через щель,
в) экскурсией является смычка, за которой следует взрыв;
г) экскурсией является смычка, а рекурсией - свободный проход воздуха через носовую полость,
7. Определите, встречаются ли в русском языке следующие соединения движений органов речи (если встречаются, то при образовании каких звуков):
а) губ и небной занавески (подъем небной занавески),
б) губ и средней части спинки языка,
в) нижней челюсти и небной занавески (подъем небной занавески);
г) небной занавески (опущение небной занавески) и передней части спинки языка.
8. Решите следующие «звуковые пропорции»:
а) (д : т = б : ? = ? : х),
б) (с : с' = б : ? = ? : л'),
в) (п : т = б : ? = ? : ш = м : ?),
г) (п : ф = б : ?).
9. Какие получатся слова, если звуки, из которых они состоят, произнести в обратном порядке: ель, лен, куль, толь, ноль, лед, лоб, ток, ешь, лезь, ложь, мог, топот.