Понятие научной рефлексии
Философы давно обратили внимание на тот факт, что человеческое сознание отображает не только внешний мир сам по себе, но и познающий, осознающий мир субъекта. В этой связи целостное в норме сознание (групповое или индивидуальное) диалектически противоречиво раздваивается на отношение к миру, его объектам и отношение к себе. Последнее отношение охватывает сферу рефлексии.
Рефлексия в широком смысле - это актуализированная само обращенность сознания человека. Такая способность (способность рефлексии) трактуется в философии, как принцип человеческого мышления, направляющий его па осмысление и осознание собственных форм и предпосылок.
Рефлексия как актуализированная самообращенность сознания человека может быть представлена тремя видами или уровнями:
1. Элементарная рефлексия - включает в себя рассмотрение и анализ знаний и поступков самой личности, суждения об их значимости, границах применения и т.д.
2. Рефлексия среднего уровня - охватывает все основные виды человеческой деятельности, в том числе и научной. Сейчас о ней говорят философы и психологи, педагоги и социологи, научные работники и инженеры, специалисты в области управления, конструирования, проведения деловых и организационно-деятельностныx игр и т.д. Секрет популярности: осознание рефлексии является необходимым компонентом и средством процесса адаптации индивида и коллектива к динамике и условиям протекания деятельности.
3. Высший ypoвень рефлексии - философский, касается осмысления предельных оснований бытия и мышления.
Сущность и содержание научной рефлексии можно представить в следующих положениях:
1. Рефлективность современной науки - это принцип любого научного исследования, выражающийся в сознательном контроле над познанием и выступает как форма научного самосознания, направленная на анализ существующего знания и механизмов его формирования.
2. Рефлексивное исследование, рефлексивные установки распространяются на любые компоненты, средства, условия и результаты научной деятельности и знания.
3. Конкретная научная рефлексия - это сложный комплекс процессов и явлений, к которому относятся различные формы осознания ученым особенностей, условий, трудностей, задач и т.п. своей деятельности, состояния своей области знания, ее основных проблем, тенденций и перспектив развития.
4. Крупные предметные блоки научной рефлексии:
а) философские, мировоззренческие основания науки;
б) формирование и организация новой научной дисциплины;
в) содержательные (онтологические) основания науки;
г) концептуальные основания научной теории;
д) вся «пирамида» научного знания (от научных фактов до научных теорий).
5. Функции научной рефлексии:
а) критико-рефлексивная;
б) рефлексивно-аналитическая;
в) преобразующая (эвристическая).
Научная рефлексия, следовательно, - это критика и анализ научного знания, научной деятельности и организации науки, основанные на рефлексивных механизмах данной научной области.
6. Рефлексивные механизмы - это системы понятий (категорий), методов научного исследования, форм и структур знания, операций и приемов, критериев оценки действий по формированию и развитию знания, критериев истинности и обоснования исходных посылок и т.д. - в целом обеспечивающие критику, анализ и преобразование предметов научной рефлексии.
Продуктом научной рефлексии является новое знание о знании и процессах его получения, что является основой формирования новых нормативов исследовательской деятельности и методологии в целом. Рефлексивному анализу может быть подвергнута и сама методология.