Рациональность и понятие научного исследования

Истоки рациональности (рационализма) относят к периоду ста­новления античной философии, в которой мышление по своим целям и методам изначально отличалось от мифологического и религиозно­го. Античная философия решительно акцентировала свое внимание на истинно сущем, понятии, логике, факте. Она формирует культуру дефиниций, что иногда признается первой европейской интеллекту­альной революцией. «Превосходство понятий над чувственными об­разами, умозрений над впечатлениями и мнениями, дедукции над индукцией, рефлексии над обыденным сознанием лучше и раньше других уловил и использовал Сократ - первый теоретический человек» (Новиков А.А. Рациональность в ее истоках и утратах // Вопр. фило­софии.-М., 1998.- №1.- C. l82).

«Существует лишь одна правильная монета, писал его после­дователь Платон, - разум, и лишь в обмен на нее должно все отда­вать» (Платон. Соч. - 11., 1972. - Т.2. - С.28).Оценивая объективную значимость и рациональный смысл понятий, он создает свою фило­софско-понятийную систему, в центре которой лежит идея как интел­лектуальная модель, по которой рациональная деятельность должна осуществляться по определенным правилам. Затем специальное изу­чение форм мыслей и символическое их обозначение осуществил Аристотель, которого по сути можно считать создателем логики (с греч. - слово, мысль, речь, разум). Именно соблюдение правил логи­ки, различение правильных умозаключений и неверных предохраняет наши рассуждения от ошибочных выводов.

Постепенно формируются системы правил мышления как осно­вы научной рациональности. К ним надо отнести, например, «Новый органон, или истинные указания для истолкования природы» Фрэнси­са Бэкона, «Правила для руководства ума» Рене Декарта, «Математи­ческие начала натуральной философии» Исаака Ньютона и др. (См.:

Бэкон Ф. Соч. в 2 т. – Т.2. –М., 1972; Декарт Р. Избранные произведе­ния. -М., 1950; он же. Соч. в 2 т. - T.l. -М., 1989-1994; Ньютон И. Математические начала натуральной философии / Собр. трудов акад. А.Н. Крылова. -М.-Л., 1963; и др.).

Выделяются различные акценты рационального подхода к дея­тельности и в трудах Гоббса, Лейбница и Канта. «Однако сущность его оставалась одной и той же: рациональность рассматривалась как деятельность по правилам, абстрагированным из практики построе­нием естественнонаучных теорий и математических доказательств. Эта традиция находит завершение в трансцедентальной феноменоло­гии Гуссерля, представляющей собой синтез картезианских и канти­анских традиций» (Ракитов А.И. Философия компьютерной револю­ции. -М., 1991. - С. 17).

Современные исследования рациональности опираются на два ее ключевых момента - разумность и целесообразность. Поэтому ра­циональность понимается, во-первых, как способность человека мыс­лить и действовать на основе разумных норм, и, во-вторых, как соответствие деятельности разумным (рассудочным) правилам, приводя­щим к цели. В этом широком смысле рациональность можно опреде­лить в развернутой форме как «совокупность стандартов, эталонов, норм поведения, принципов деятельности, правил и ценностных ус­тановок, общезначимых для членов данного социума и транслируе­мых от поколения к поколению, зафиксированных в языке социума и осуществляющих функцию адаптации и выживания в социоприрод­ной среде обитания» (Там же. - С. 18).

В научной рациональности соотносят процесс познания с исто­рически устоявшимися образцами, стандартами и логико-­методологическими нормами исследования, которые базируются на критериях доказательности и обоснованности знания. В научной ра­циональности также господствует идея ее формирования по законам разума. Ставится вопрос о разграничении рациональности научного знания, научного метода и деятельности ученых. Центральное место, естественно, занимает вопрос о рациональности научной деятельно­сти. В этом плане четкий вариант обоснования ее понятия приводит А.Л. Никифоров, опираясь на общее определение деятельности как активности субъекта, направленной на достижение цели. Логика движения к определению понятия научно рациональной деятельности следует по цепочке:

1. Рациональной является та деятельность, которая в данных ус­ловиях приводит к поставленной цели (критерий рациональности ­достижение цели).

2. Цель науки - получение истинного знания о мире.

3.Научно рациональна та деятельность, которая приводит к по­лучению истинного знания о мире.

4. Научно рациональна та деятельность, которая приводит к по­лучению относительно истинного знания о мире (поскольку относительная истина актуально достижимо в реальном научном исследова­нии).

5. Относительно истинное знание в некоторый период развития науки воплощено в совокупности понятий, законов, теорий и т.п., принимаемых наукой в этот период.

Поэтому «научно рациональной является та деятельность, кото­рая направлена на получение, разработку, совершенствование, уточ­нение и т.п. теорий, признаваемых истинными в настоящее вре­мя» (Никифоров А.Л. Философия науки: История и методология. ­М., 1998. - С. 247-253).

Однако следует заметить, что создаваемые теории как таковые малоинтересны обществу, если они не обусловлены практикой. Осно­вой существования общества является материальное производство, которое развивается путем разрешения противоречий в производи­тельных силах и главным образом - в технико-технологической сфе­ре. Затем новый импульс качественного движения развития переме­щается в надстрочные образования, в том числе в науку и социальную деятельность в целом. Решение практических проблем, к которым подключается наука, вызывает, в свою очередь, необходимость раз­решения собственных научных противоречий. Таким образом, ученый в своей исследовательской деятельности прямо или косвенно подчи­нен общественной практике и научному разрешению проблем и, сле­довательно, в центре структуры научного исследования лежит науч­ная проблема.

Наука заканчивается там, где возникает ситуация беспроблемно­сти. Любая же нормально функционирующая наука, накапливая фак­ты, выдвигая гипотезы и т.д., стремится получить целостное, в идеале - системное знание об объекте науки и предметах ее исследования. В результате относительно упорядоченное знание об объекте на опреде­ленном этапе развития представляет такую знаковую картину, которая всегда будет располагать «белыми пятнами» непознанного. Отсюда для исследователя возникает понимание научной проблемы как такого незавершенного субъективного образа объективно существующего объекта, который он должен заполнить недостающими фрагментами, сторона, связями и отношениями.

Возникшие задачи по преодолению познавательных трудностей могут быть решены только профессионально через общие механизмы научной рациональности и рациональные нормы научного исследова­ния, обоснованные научной практикой. Некоторые задачи могут быть решены чисто технически, путем поиска существующей, но в данном случае недостающей информации, или изменением структуры имею­щейся технологической базы исследования. Другие задачи приводят к проблемной ситуации как совокупности отношений между необходи­мостью и возможностью получения нового научного или методологи­ческого знания. Особенность проблемной ситуации в том, что указан­ные отношения приобретают форму противоречия: с одной стороны, достигнутый объем и уровень научного и методологического знаний, с другой - необходимость и невозможность на их основе описать и объяснить заданные в задачах фрагменты реальности. Языковым вы­ражением проблемной ситуации является понятие научной проблемы. Научная проблема ~ это вид научной задачи, обязательным условием которой является разрешение противоречия между необходимостью в новых знаниях и невозможностью их получения на базе существую­щих теоретических представлений, средств и методов научного исследования.

Среди научных проблем, определяющих особенности научного исследования, в первую очередь выделяют предметные проблемы, связанные с изучением свойств, связей и отношений реальных объек­тов. Предметные проблемы разделяются на эмпирические и теорети­ческие, исследование которых приводит, с одной стороны, к новым фактам и совокупности опытных обобщений, а с другой - к открытию законов, принципов и построений теорий, где раскрывается сущность объектов.

Однако по мере расширения исследований макроуровня различных форм материи и углубления в их микроуровни, открытия новых объектов и явлений появляется необходимость и в новых исследова­тельских технологиях, включающих в себя инструментальную (прибо­ры, аппараты), установки и др.) и операционную (подходы, методы, приемы, методики и др.) составляющие, которые порождают сложные комплексы методологических проблем. История науки свидетельству­ет, что крупные прорывы в научных исследованиях, появление новых научных направлений, областей и наук в первую очередь обусловлены экспериментальной и методологической основой. Дальнейшее расши­рение научных фронтов связано с развитием теории и разработкой ме­тодов теоретического исследования. Несмотря на то, что метод харак­теризуется взаимодействием и взаимопроникновением эксперимен­тальных и теоретических начал, это не только не исключает, но и под­черкивает качественное различие эмпирических методов и методов научного мышления. Поэтому методологические проблемы подразделя­ются на эмпирико-методологические и теоретико-методологические.

Не без оснований считается, что правильная постановка пробле­мы - половина успеха в ее решении. Однако, как правило, ученый не получает проблему в готовом виде с корректной формулировкой. Бо­лее того, опытный исследователь проблему «как она дана» обязатель­но стремится перевести в форму «как я ее понимаю», поскольку ему предстоит разрешить не формально-логическое, а диалектическое противоречие. Иными словами, научное исследование начинается не с попыток прямого решения объективной проблемы, а с анализа про­блемной ситуации, в которой следует преодолеть ряд субъективных противоречий. А это значит, что надо отыскать и упорядочить налич­ную информацию, выделить в ней недостающие звенья, определить цели исследования, проанализировать условия и инструментально-­методологические возможности, выбрать общий для знания и метода понятийный аппарат, сформулировать основную проблему, проверить правильность ее постановки в соответствии с принятыми рациональ­ными нормативами, условиями приемлемости решения и способами его проверки. Решение основной проблемы, как правило, сопровож­дается появлением вторичных проблем, связанных с необходимостью предварительного решения частных методологических, эмпирических или теоретических вопросов. Тем самым постепенно определяются предметы, задачи, формируются план и структура основного этапа исследования.

Связывая в конечном итоге рациональность и научное исследо­вание, можно выделить следующие основные положения:

- Начала рациональности возникают в античной философии, ко­торая в отличие от мифологии и религии вместо чувственных обра­зов, впечатлений, мнений, принятых на веру догматов ставит не ве­дущее место в осмыслении мира и деятельности истинность сущего, понятие, логику, факт.

- Современная рациональность, продолжая традиции древних философов, также опирается на разумность и целесообразность, спо­собность мыслить и действовать на основе выработанных в социуме общезначимых разумных принципов и норм.

- Научная рациональность в познавательной деятельности, руко­водствуясь критериями доказательности и обоснованности, воплоща­ется в научных знаниях (понятиях, законах, теориях и т.д.), призна­ваемых истинными в настоящее время.

- Конкретной формой научного познания объектов реальности является научное исследование, нормы рациональности которого обоснованы успешно развивающейся научной практикой.

- Научное исследование по основному содержанию представляет собой процесс получения и систематизации нового знания путем раз­решения обусловленных практикой научных проблем.

- Специфика научного исследования определяется качественным различием разрешаемых научных проблем, которые в основном под­разделяются на предметные (эмпирические и теоретические) и мето­дологические (экспериментальные и концептуальные).

- Цель научного исследования - новые достоверные знания, ко­торые должны не только описать и объяснить обнаруженные явления, но предсказать новые, дать выход в методологию науки и практики.

Таким образом, научное исследование - это конкретный процесс разрешения обусловленных практикой научных проблем, получения и систематизации нового эмпирико-теоретического и методологического знания об объектах и способах их освоения.