Рациональность и понятие научного исследования
Истоки рациональности (рационализма) относят к периоду становления античной философии, в которой мышление по своим целям и методам изначально отличалось от мифологического и религиозного. Античная философия решительно акцентировала свое внимание на истинно сущем, понятии, логике, факте. Она формирует культуру дефиниций, что иногда признается первой европейской интеллектуальной революцией. «Превосходство понятий над чувственными образами, умозрений над впечатлениями и мнениями, дедукции над индукцией, рефлексии над обыденным сознанием лучше и раньше других уловил и использовал Сократ - первый теоретический человек» (Новиков А.А. Рациональность в ее истоках и утратах // Вопр. философии.-М., 1998.- №1.- C. l82).
«Существует лишь одна правильная монета, писал его последователь Платон, - разум, и лишь в обмен на нее должно все отдавать» (Платон. Соч. - 11., 1972. - Т.2. - С.28).Оценивая объективную значимость и рациональный смысл понятий, он создает свою философско-понятийную систему, в центре которой лежит идея как интеллектуальная модель, по которой рациональная деятельность должна осуществляться по определенным правилам. Затем специальное изучение форм мыслей и символическое их обозначение осуществил Аристотель, которого по сути можно считать создателем логики (с греч. - слово, мысль, речь, разум). Именно соблюдение правил логики, различение правильных умозаключений и неверных предохраняет наши рассуждения от ошибочных выводов.
Постепенно формируются системы правил мышления как основы научной рациональности. К ним надо отнести, например, «Новый органон, или истинные указания для истолкования природы» Фрэнсиса Бэкона, «Правила для руководства ума» Рене Декарта, «Математические начала натуральной философии» Исаака Ньютона и др. (См.:
Бэкон Ф. Соч. в 2 т. – Т.2. –М., 1972; Декарт Р. Избранные произведения. -М., 1950; он же. Соч. в 2 т. - T.l. -М., 1989-1994; Ньютон И. Математические начала натуральной философии / Собр. трудов акад. А.Н. Крылова. -М.-Л., 1963; и др.).
Выделяются различные акценты рационального подхода к деятельности и в трудах Гоббса, Лейбница и Канта. «Однако сущность его оставалась одной и той же: рациональность рассматривалась как деятельность по правилам, абстрагированным из практики построением естественнонаучных теорий и математических доказательств. Эта традиция находит завершение в трансцедентальной феноменологии Гуссерля, представляющей собой синтез картезианских и кантианских традиций» (Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. -М., 1991. - С. 17).
Современные исследования рациональности опираются на два ее ключевых момента - разумность и целесообразность. Поэтому рациональность понимается, во-первых, как способность человека мыслить и действовать на основе разумных норм, и, во-вторых, как соответствие деятельности разумным (рассудочным) правилам, приводящим к цели. В этом широком смысле рациональность можно определить в развернутой форме как «совокупность стандартов, эталонов, норм поведения, принципов деятельности, правил и ценностных установок, общезначимых для членов данного социума и транслируемых от поколения к поколению, зафиксированных в языке социума и осуществляющих функцию адаптации и выживания в социоприродной среде обитания» (Там же. - С. 18).
В научной рациональности соотносят процесс познания с исторически устоявшимися образцами, стандартами и логико-методологическими нормами исследования, которые базируются на критериях доказательности и обоснованности знания. В научной рациональности также господствует идея ее формирования по законам разума. Ставится вопрос о разграничении рациональности научного знания, научного метода и деятельности ученых. Центральное место, естественно, занимает вопрос о рациональности научной деятельности. В этом плане четкий вариант обоснования ее понятия приводит А.Л. Никифоров, опираясь на общее определение деятельности как активности субъекта, направленной на достижение цели. Логика движения к определению понятия научно рациональной деятельности следует по цепочке:
1. Рациональной является та деятельность, которая в данных условиях приводит к поставленной цели (критерий рациональности достижение цели).
2. Цель науки - получение истинного знания о мире.
3.Научно рациональна та деятельность, которая приводит к получению истинного знания о мире.
4. Научно рациональна та деятельность, которая приводит к получению относительно истинного знания о мире (поскольку относительная истина актуально достижимо в реальном научном исследовании).
5. Относительно истинное знание в некоторый период развития науки воплощено в совокупности понятий, законов, теорий и т.п., принимаемых наукой в этот период.
Поэтому «научно рациональной является та деятельность, которая направлена на получение, разработку, совершенствование, уточнение и т.п. теорий, признаваемых истинными в настоящее время» (Никифоров А.Л. Философия науки: История и методология. М., 1998. - С. 247-253).
Однако следует заметить, что создаваемые теории как таковые малоинтересны обществу, если они не обусловлены практикой. Основой существования общества является материальное производство, которое развивается путем разрешения противоречий в производительных силах и главным образом - в технико-технологической сфере. Затем новый импульс качественного движения развития перемещается в надстрочные образования, в том числе в науку и социальную деятельность в целом. Решение практических проблем, к которым подключается наука, вызывает, в свою очередь, необходимость разрешения собственных научных противоречий. Таким образом, ученый в своей исследовательской деятельности прямо или косвенно подчинен общественной практике и научному разрешению проблем и, следовательно, в центре структуры научного исследования лежит научная проблема.
Наука заканчивается там, где возникает ситуация беспроблемности. Любая же нормально функционирующая наука, накапливая факты, выдвигая гипотезы и т.д., стремится получить целостное, в идеале - системное знание об объекте науки и предметах ее исследования. В результате относительно упорядоченное знание об объекте на определенном этапе развития представляет такую знаковую картину, которая всегда будет располагать «белыми пятнами» непознанного. Отсюда для исследователя возникает понимание научной проблемы как такого незавершенного субъективного образа объективно существующего объекта, который он должен заполнить недостающими фрагментами, сторона, связями и отношениями.
Возникшие задачи по преодолению познавательных трудностей могут быть решены только профессионально через общие механизмы научной рациональности и рациональные нормы научного исследования, обоснованные научной практикой. Некоторые задачи могут быть решены чисто технически, путем поиска существующей, но в данном случае недостающей информации, или изменением структуры имеющейся технологической базы исследования. Другие задачи приводят к проблемной ситуации как совокупности отношений между необходимостью и возможностью получения нового научного или методологического знания. Особенность проблемной ситуации в том, что указанные отношения приобретают форму противоречия: с одной стороны, достигнутый объем и уровень научного и методологического знаний, с другой - необходимость и невозможность на их основе описать и объяснить заданные в задачах фрагменты реальности. Языковым выражением проблемной ситуации является понятие научной проблемы. Научная проблема ~ это вид научной задачи, обязательным условием которой является разрешение противоречия между необходимостью в новых знаниях и невозможностью их получения на базе существующих теоретических представлений, средств и методов научного исследования.
Среди научных проблем, определяющих особенности научного исследования, в первую очередь выделяют предметные проблемы, связанные с изучением свойств, связей и отношений реальных объектов. Предметные проблемы разделяются на эмпирические и теоретические, исследование которых приводит, с одной стороны, к новым фактам и совокупности опытных обобщений, а с другой - к открытию законов, принципов и построений теорий, где раскрывается сущность объектов.
Однако по мере расширения исследований макроуровня различных форм материи и углубления в их микроуровни, открытия новых объектов и явлений появляется необходимость и в новых исследовательских технологиях, включающих в себя инструментальную (приборы, аппараты), установки и др.) и операционную (подходы, методы, приемы, методики и др.) составляющие, которые порождают сложные комплексы методологических проблем. История науки свидетельствует, что крупные прорывы в научных исследованиях, появление новых научных направлений, областей и наук в первую очередь обусловлены экспериментальной и методологической основой. Дальнейшее расширение научных фронтов связано с развитием теории и разработкой методов теоретического исследования. Несмотря на то, что метод характеризуется взаимодействием и взаимопроникновением экспериментальных и теоретических начал, это не только не исключает, но и подчеркивает качественное различие эмпирических методов и методов научного мышления. Поэтому методологические проблемы подразделяются на эмпирико-методологические и теоретико-методологические.
Не без оснований считается, что правильная постановка проблемы - половина успеха в ее решении. Однако, как правило, ученый не получает проблему в готовом виде с корректной формулировкой. Более того, опытный исследователь проблему «как она дана» обязательно стремится перевести в форму «как я ее понимаю», поскольку ему предстоит разрешить не формально-логическое, а диалектическое противоречие. Иными словами, научное исследование начинается не с попыток прямого решения объективной проблемы, а с анализа проблемной ситуации, в которой следует преодолеть ряд субъективных противоречий. А это значит, что надо отыскать и упорядочить наличную информацию, выделить в ней недостающие звенья, определить цели исследования, проанализировать условия и инструментально-методологические возможности, выбрать общий для знания и метода понятийный аппарат, сформулировать основную проблему, проверить правильность ее постановки в соответствии с принятыми рациональными нормативами, условиями приемлемости решения и способами его проверки. Решение основной проблемы, как правило, сопровождается появлением вторичных проблем, связанных с необходимостью предварительного решения частных методологических, эмпирических или теоретических вопросов. Тем самым постепенно определяются предметы, задачи, формируются план и структура основного этапа исследования.
Связывая в конечном итоге рациональность и научное исследование, можно выделить следующие основные положения:
- Начала рациональности возникают в античной философии, которая в отличие от мифологии и религии вместо чувственных образов, впечатлений, мнений, принятых на веру догматов ставит не ведущее место в осмыслении мира и деятельности истинность сущего, понятие, логику, факт.
- Современная рациональность, продолжая традиции древних философов, также опирается на разумность и целесообразность, способность мыслить и действовать на основе выработанных в социуме общезначимых разумных принципов и норм.
- Научная рациональность в познавательной деятельности, руководствуясь критериями доказательности и обоснованности, воплощается в научных знаниях (понятиях, законах, теориях и т.д.), признаваемых истинными в настоящее время.
- Конкретной формой научного познания объектов реальности является научное исследование, нормы рациональности которого обоснованы успешно развивающейся научной практикой.
- Научное исследование по основному содержанию представляет собой процесс получения и систематизации нового знания путем разрешения обусловленных практикой научных проблем.
- Специфика научного исследования определяется качественным различием разрешаемых научных проблем, которые в основном подразделяются на предметные (эмпирические и теоретические) и методологические (экспериментальные и концептуальные).
- Цель научного исследования - новые достоверные знания, которые должны не только описать и объяснить обнаруженные явления, но предсказать новые, дать выход в методологию науки и практики.
Таким образом, научное исследование - это конкретный процесс разрешения обусловленных практикой научных проблем, получения и систематизации нового эмпирико-теоретического и методологического знания об объектах и способах их освоения.