Методы педагогического эксперимента.
Эксперимент как метод исследования используется для изучения конкретных педагогических явлений, искусственно отделённых от других, с целью выявления связей и зависимостей между педагогическими воздействиями и их результатами. Его определяют как «научно поставленный опыт или наблюдение явлений воспитания в точно учитываемых условиях, при этом устанавливается зависимость между тем или иным педагогическим воздействием или условием воспитания и обучения и его результатами» (Педагогический словарь).
В зависимости от условий протекания он может быть естественным и лабораторным; а по способу организации исследовательской работы: констатирующим и формирующим.
В констатирующем эксперименте с помощью методов педагогической диагностики устанавливаются (констатируются) количественные и качественные характеристики, изучаемого педагогического явления. Для получения достоверных данных рекомендуется использовать несколько различных методов, диагностирующих один и тот параметр (например: использовать наблюдение и анализ результатов деятельности; анкетирование и экспертные оценки; тестирование и интервьюирование).
Данные, собранные в ходе констатирующего эксперимента, анализируются, обобщаются и представляются в следующей последовательности:
1. Название метода исследования;
2. Цель исследования.
3. Условия его проведения;
4. Результаты, представленные в обобщенном виде с помощью таблиц, графиков, диаграмм, схем и т.д.;
5. Характеристика результатов и их анализ;
6. Выводы по данной диагностике.
Пример 5: Метод тестирования – игра «Светофор».
Цель: выявление уровня интереса учащихся к урокам русского языка.
В качестве материала для теста будем использовать кружки трех цветов: зеленый – высокий уровень, желтый – средний уровень, красный – низкий уровень. Перед началом теста с детьми проводится инструктаж.
- У вас на столах лежат три кружочка, положите их так, чтобы получился светофор. Что обозначает каждый цвет светофора?
- Наш светофор будет гореть для русского языка. Если вам интересно на уроках русского языка, вы узнаете много нового и с охотой выполняете все задания, то в своем светофоре вы включаете зеленый цвет. Если уроки русского языка проходят для вас обычно, вы не испытываете к ним особого интереса, но выполняете все задания и стараетесь запомнить все, то у вас загорается желтый цвет. Но если же вам на уроках русского языка совсем не интересно, вы не хотите узнавать что-то новое, потому что считаете этот урок скучным, тогда ваш цвет красный. Подпишите выбранный вами кружочек.
Этот тест проводился в двух классах. Из таблицы № 1 видно, что результаты в обоих классах примерно одинаковые: большинство детей оценили свой интерес к урокам русского языка как средний, количество детей с интересом высокого и низкого уровней также примерно одинаково.
Таблица № 1.
Класс. | Уровни познавательного интереса. |
2 “а” класс (контрольный) | 17% - высокий уровень 63% - средний уровень 20% - низкий уровень |
2 “б” класс (экспериментальный) | 17% - высокий уровень 54% - средний уровень 29% - низкий уровень |
Незначительность различий в уровнях интереса в классах позволяет оценивать эффективность экспериментальной работы через сравнение динамики уровня интереса к урокам русского языка в двух классах. Для повышения валидности можно вести экспериментальную работу в классе с немного более низкими исходными показателями, таким образом, 2”б” класс становится экспериментальным, а 2 “а” – контрольным.
Проведение опытно – экспериментальной работы предполагает, во – первых, получение достоверных значимых результатов, которые позволят правильно оценить изучаемое педагогическое явление, педагогический процесс; во – вторых - вмешательство в учебно–воспитательную практику, изменяя условия, в которых протекает изучаемое явление (одни условия ослабляются или исключаются, другие усиливаются или вводятся вновь). Для соблюдения этих позиций, а также для исключения влияния на формирование личности стихийных процессов, констатирующие эксперименты (начальный и конечный) проводят в двух группах. Первая группа, в которой осуществляется полный комплекс экспериментальной работы, получила название - экспериментальная группа. Вторая группа, выбираемая для чистоты эксперимента, называется контрольной.
При выборе экспериментальной и контрольной групп следует помнить, что они должны быть равнозначны по всем параметрам и характеристикам (по возрасту, полу, численности, уровню развития формируемого качества и т.д.). Но так как участвующие в педагогическом процессе педагоги, воспитанники, ученики отличаются по очень многим показателям как общим для некоторых групп, так и индивидуальным, то контрольная группа подбирается равнозначной по объективным параметрам (возрасту, полу, численности) и более подготовленной в области изучаемого явления. Если в этом случае, у более «слабой» экспериментальной группы после проведения формирующего эксперимента результаты будут выше или четче будет выражена положительная динамика, то можно говорить о правильном выборе методов формирующего эксперимента и достоверности полученных результатов.