Структура и содержание практической части исследования.

Практическая глава представляет собой описание практической части исследования. Она может состоять из следующих частей или параграфов: описание констатирующего эксперимента и его результатов; описание замысла и опыта реализации формирующего эксперимента; описание и анализ его результатов; методические рекомендации для педагогов. В практической части подробно дается характеристика испытуемых, их возраст, количество, условия проведения исследования, описывается материал, используемый в опытной работе, если возможно, он вставляется в текст или в приложения. Здесь указывается, какое оборудование (приборы, аппаратура) использовалось; необходимо описать и весь ход работы, включая инструкцию, которая давалась испытуемым. Следует упомянуть, каким способом обрабатывались полученные данные.

Результаты опытно-экспериментальной работы могут быть представлены в таблицах, графиках, диаграммах и т.д. К таблицам, рисункам следует сделать краткие и понятные подписи, под рисунком можно поместить пояснения, расшифровку сокращений (см. пример ниже). Все иллюстрации нужно выполнять аккуратно. Здесь же можно привести выдержки из словесных отчетов.

В дипломной работе не всегда удается ограничиться констатирующим экспериментом. Чаще всего используется эксперимент формирующий. Суть его заключается в том, что явления и процессы изучаются в строго контролируемых и управляемых условиях. Основной принцип любого эксперимента – изменение в каждой исследовательской процедуре только одного какого-либо фактора при неизменности остальных.

Можно выделить следующие этапы практической части экспериментальной работы:

1. Построение гипотезы, формулировка основной цели и задач экспериментальной работы.

2. Создание программы эксперимента.

3. Разработка путей и способов фиксирования результатов исследования.

4. Осуществление эксперимента.

5. Количественная и качественная обработка результатов.

6. Обобщение, объяснение результатов, формулирование выводов.

Не останавливаясь подробно на всех этапах, обратим внимание на то, что вызывает особые затруднения.

Успех педагогического эксперимента во многом зависит от того, как разработана программа, насколько осознанно то, что собирается осуществить педагог. В соответствии с современными разработками в области педагогического прогнозирования формирующий эксперимент может быть оформлен в виде педагогического проекта или образовательной (учебной, воспитательной, досуговой и др.) программы.

Будущие учителя, осваивающие исследовательскую деятельность, могут взять за основу общую структуру программы эксперимента, разработанную А. Сиденко (34).

 

 

Пункт программы Содержание Вопрос
1. Исполнитель эксперимента Фамилия, имя, отчество  
2. Педагогическая цель Ожидаемый результат педагогической деятельности, выраженный в позитивных изменениях, появившихся у учащихся благодаря экспериментальной разработке Что хотите изменить в ученике? Какие качества личности хотите воспитать в ученике за счет экспериментальных действий? Какие способности хотите развить? Какие изменения в обученности ученика предполагаете?
3. Цель эксперимента Ожидаемый результат деятельности экспериментатора, выраженный в получении нового знания о педагогической действительности Что хотите разработать и апробировать? Что (какие экспериментальные разработки) будете внедрять в учебный процесс и проверять? Что будет апробироваться: программа, концепция, методика и т.п.?
4. Гипотеза Логически обоснованное предположение, совокупность педагогических воздействий Что предполагаете? В чем состоит совокупность педагогических действий, направленных на достижение цели? Что будете проверять?
5.Диагностический инструментарий Средства оценивания результатов эксперимента: контрольные работы, анкеты, тесты, стенограммы уроков С помощью чего будет осуществляться контроль за результатами? С помощью какого типа задач или заданий для учащихся будет проверяться результативность эксперимента?
6. Критерии оценки ожидаемых результатов Признаки, на основании которых проводится оценка эффективности экспериментальной разработки. С помощью каких признаков в изменении состояния учащихся будет оцениваться результативность экспериментальных материалов? Как вы предполагаете их фиксировать, диагностировать, какие изменения произошли в учащихся.

 

Последняя позиция вызывает особые затруднения: как определить признаки, свидетельствующие об изменениях? Как их фиксировать? Как измерять?

Для переработки информации о свойстве с целью его изменения предполагается следующее:

· принять некоторые теоретические положения измеряемого свойства и разработать соответствующие показатели, критерии, описывающие его внешние измеряемые проявления, выделить уровни его сформированности по предложенным критериям;

· разработать методики сбора информации о проявлении данного свойства у каждого испытуемого;

· определить нормы первичной оценки по некоторой системе ранговых баллов;

· составить матрицы описаний (ранговые оценки или протоколы наблюдений)

Следующим важным моментом является обобщение и анализ результатов, в ходе которого необходимо ответить на такие вопросы: Почему так получилось? В чем причины? Как можно объяснить тот или иной факт? На этом этапе необходимо привлечь теоретические и практические данные, полученные другими авторами, проанализировать соответствие или несоответствие собственных данных результатам других исследований, дать интерпретацию, объяснить полученные результаты. Для выявления факторов, в значительной мере повлиявших на результаты исследования, необходимо перегруппировывать данные и рассчитывать среднее значение результата для различных детей (например, для мальчиков и девочек; для хорошистов и троечников; для детей из полных и неполных семей и т. д.). Такая работа позволит выделить условия, факторы, влияющие на развитие предмета анализа, понять механизм их влияния Анализ результатов целесообразно осуществлять в той же последовательности, в какой представлены результаты в тексте, а затем сопоставлять и обобщать полученные материалы в целом. Это обеспечивает стройность и логику изложения.

Анализируя полученные в ходе работы сведения о состоянии и развитии детей, мы можем выяснить, подтвердилась или нет гипотеза в практической части исследования.

 

Раздел 2. Методы диагностического и формирующего эксперимента