Требования по обучению работе с САРП

При работе с САРП судоводитель освобожден от механически рутинных операций: съема и обработки радиолокационных пеленгов и дистанций. Это позволяет сосредоточить внимание на наиболее ответственных функциях - непрерывном квалифицированном наблюдении, отборе целей для АС, оценке навигационной ситуации, выборе и выполнении оптимального маневра для обеспечения безопасного расхождения и плавания судна по заданному маршруту.

При этом САРП рассматривается лишь в качестве датчика навигационной информации, необходимой для успешного расхождения с целями, но не как система предупреждения столкновений, чем подчеркивается ведущая роль судоводителя в обеспечении безопасности мореплавания. Принципиально новая для судовождения система радиолокатор-компьютер-человек создает определенные проблемы при эксплуатации САРП и связанные с этим опасности неграмотного или неквалифицированного использования САРШ ИМО особо отмечает, что САРП с низкими технико-эксплуатационными характеристиками или обслуживаемые недостаточно обученным персоналом могут нанести ущерб безопасности мореплавания.

Ассамблея ИМО в своей Резолюции А.422 (XI) рекомендовала правительствам стран-членов ИМО обеспечить надлежащее обучение капитанов, старших помощников и помощников капитана, несущих ходовую вахту, правильному использованию САРП с тем, чтобы судоводители понимали основные принципы применения этих средств, их возможности, ограничения и погрешности.

Каждый капитан, старший помощник и помощник капитана, несущий ходовую вахту на судне, на котором установлено САРП, должен пройти соответствующий курс обучения (включая тренажерное ) по использованию САРП.,

Минимальные требования по обучению методам использования САРП сформулированные в Резолюции ИМО А.482(12) от 19 ноября 1981 г. и рассматриваются как дополнение к главе - 11 Международной Конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 г. Согласно Резолюции А.482(12) капитаны, старшие помощники и помощники капитана, несущие ходовую вахту, должны [49]:

уметь оценить риск передоверия данным САРП;

знать основные типы САРП и характеристики их индикаторов; требования ИМО к технико-эксплуатационным характеристикам САРП; факторы, влияющие на работу САРП и его точность; возможности САРП и его ограничения; задержки в обработке радиолокационной информации;

знать и уметь продемонстрировать:

правила включения и настройки индикаторов САРП;

правила использования предупредительной сигнализации, ее достоинства и недостатки;

правила проверки функционирования САРП;

принципы использования информации в режимах истинного и относительного движения, включая идентификацию опасных эхо-сигналов. Применение запретных зон в режиме автозахвата, относительный курс и скорость целей, время и дистанцию кратчайшего сближения, курс и скорость целей, определение изменения курса и скорости цели и ограничения, свойственные этой информации, влияние изменения элементов движения собственного судна и проигрывание маневра;

методику ручного и автоматического захвата целей и связанных с ними истинного и относительного движения;

типовое графическое представление информации о цели и ее опасной зоне;

использование информации о следах сопровождаемых целей;

применение Международных правил предупреждения столкновений судов в море.

Только четкое и ясное представление об эффективном совместном использовании возможностей человека и техники является фундаментом для достижения основной цели обучения - овладения профессиональными знаниями и навыками, обеспечивающими безопасное судовождение в любых условиях плавания. По выражению английских специалистов, хорошего судоводителя САРП делает еще лучше, плохого - еще хуже.

САРП не решает задачу предупреждения столкновений судов, а лишь обеспечивает судоводителя необходимой для этого информацией, которую необходимо грамотно анализировать и эффективно использовать. Поэтому и обучение судоводителей методам работы с САРП не должно сводиться к изучению только технической стороны вопроса (управлению прибором). Особое внимание необходимо уделять самому слабому участку в обработке информации - анализу ситуации судоводителем с использованием данных САРП, грамотному обоснованию принимаемого решения с учетом международных и отечественных документов по безопасности мореплавания (в частности, МППСС-72) и требований хорошей морской практики.

Успешное освоение САРП как технического устройства должно обеспечивать способность судоводителя квалифицированно осуществлять выбор режимов наблюдения, использование графической (в том числе векторной) и буквенно-цифровой информации, надлежащее использование оперативной и предупредительной аппаратурной сигнализации. Захват и сопровождение опасных целей, очистку индикатора САРП от ненужной информации, снятие и использование данных по сопровождаемым целям для принятия решения о действии, выполнение маневра для избежания чрезмерного сближения с другими судами с последующим контролем за его результатом.

Необходимо также четко представлять опасность передоверия принятия решения режиму автоматического захвата и сопровождения целей и не полагаться полностью на показания САРП при выдаче предупредительной сигнализации.