V. Новые виды преступлений и преступления, с трудом поддающиеся статистическому измерению
21. Помимо достоверных и сопоставимых показателей по общеуголовным преступлениям, от официальной статистики все чаще требуется представление точных данных, позволяющих получить более полное представление о более сложных и новых видах преступлений, таких как торговля людьми, незаконный ввоз мигрантов, незаконный оборот природных ресурсов, киберпреступления, отмывание денег и коррупция. Статистическое измерение таких преступлений сопряжено с дополнительными проблемами, обусловленными самой природой этих преступлений, их разнообразием и транснациональным характером. Такие преступления совершаются очень изощренными способами, с трудом поддаются выявлению и иногда не имеют конкретной жертвы. Такие преступления зачастую совершаются организованными преступными группами, а статистическое измерение организованной преступности само по себе является трудноразрешимой задачей для официальных статистических органов на национальном и международном уровнях.
22. Конвенция Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности закладывает основу и определяет ряд важных понятий, которые можно использовать для разработки базовых принципов статистического измерения организованной преступности, например для выработки критериев определения организованных преступных групп как на национальном, так и на международном уровне. Тем не менее необходимо продолжить работу над подготовкой функциональных критериев статистического измерения организованной преступности и определением круга статистических данных и соответствующих источников. Схожее указание содержится и в Конвенции Организации Объединенных Наций, в статье 28 которой четко говорится, что «...должны разрабатываться и использоваться общие определения, стандарты и методология».
Вставка 5
Примеры новых и с трудом поддающихся статистическому измерению преступлений:
- торговля людьми
- незаконный ввоз мигрантов
- незаконный оборот природных ресурсов
- киберпреступления
- отмывание денег
- коррупция
23. Следует обеспечить четкое применение всеобъемлющих базовых принципов статистического измерения организованной преступности к преступлениям, связанным с участием в деятельности организованных групп, а также к связям с организованной преступностью в различных ее проявлениях в иных преступлениях (таких как убийство). Это значит, например, что системы сбора данных о зарегистрированных преступлениях следует модифицировать таким образом, чтобы выявлять преступления, совершенные организованными группами, с тем чтобы результаты статистического измерения организованной преступности более точно отражали истинное положение дел.
24. Аналогичные проблемы существуют и применительно к другим сложным видам преступлений, которые могут не иметь никакого отношения к организованной преступности, таким как незаконный ввоз мигрантов, отмывание денег, киберпреступления или коррупция. Как на национальном, так и на международном уровнях уже проделана определенная работа по подготовке статистических стандартов и сбору и анализу данных по некоторым из этих видов преступлений. Например, в 2010 году Евростат подготовил первый обзор данных и показателей по отмыванию денег на уровне Европейского союза[8]. Благодаря этой новаторской работе, проведенной по просьбе Европейской комиссии, удалось выявить ряд конкретных проблем в области сбора данных и расчета показателей в этой сфере.
25. Еще одной областью, где все острее ощущается потребность в количественных показателях, является статистическое измерение коррупции. В последние десятилетия оценки уровня коррупции проводились как на национальном, так и на международном уровнях. Однако многие из этих оценок — зачастую рассчитываемые с использованием косвенных методов и/или на базе опросов общественного мнения — страдают серьезными методологическими недостатками. Проведенные недавно выборочные обследования[9], в рамках которых выяснялось, приходилось ли респондентам из числа физических или юридических лиц непосредственно сталкиваться с коррупцией, показали, что сбор достоверных и объективных данных по коррупции — задача вполне выполнимая. Тем не менее единой методологии расчета достоверных стандартизованных показателей коррупции не существует, а применение различных апробированных на сегодняшний день подходов не привело к выработке стандартного статистического аппарата (понятий, методов и инструментов обследований, показателей).
26. Для того чтобы усовершенствовать систему статистического измерения этих сложных и чрезвычайно важных видов преступлений, необходимо предпринять ряд шагов. Следует с учетом уже достигнутых результатов вести методологическую работу по определению параметров этих показателей и изысканию возможных путей модификации традиционных систем сбора данных (административный учет или обследования), чтобы более эффективно выявлять и регистрировать такие преступления. Ввиду транснационального характера большинства этих явлений и необходимости определения масштабов и интенсивности потоков между странами и регионами, необходимо разрабатывать международные стандарты таким образом, чтобы данные по отдельным странам легко поддавались сопоставлению и корреляции.
27. Это вытекает из наличия международно-правовых документов, таких как Конвенция Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности и протоколы к ней и Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции, в которых страны уже заявили о своей твердой решимости работать сообща и которые являются основой для всей деятельности по статистическому измерению.