V. Новые виды преступлений и преступления, с трудом поддающиеся статистическому измерению

21. Помимо достоверных и сопоставимых показателей по общеуголовным преступлениям, от официальной статистики все чаще требуется представление точных данных, позволяющих получить более полное представление о более сложных и новых видах преступлений, таких как торговля людьми, незаконный ввоз мигрантов, незаконный оборот природных ресурсов, киберпреступления, отмывание денег и коррупция. Статистическое измерение таких преступлений сопряжено с дополнительными проблемами, обусловленными самой природой этих преступлений, их разнообразием и транснациональным характером. Такие преступления совершаются очень изощренными способами, с трудом поддают­ся выявлению и иногда не имеют конкретной жертвы. Такие преступления за­частую совершаются организованными преступными группами, а статистиче­ское измерение организованной преступности само по себе является трудно­разрешимой задачей для официальных статистических органов на националь­ном и международном уровнях.

22. Конвенция Организации Объединенных Наций против транснациональ­ной организованной преступности закладывает основу и определяет ряд важ­ных понятий, которые можно использовать для разработки базовых принципов статистического измерения организованной преступности, например для выра­ботки критериев определения организованных преступных групп как на на­циональном, так и на международном уровне. Тем не менее необходимо про­должить работу над подготовкой функциональных критериев статистического измерения организованной преступности и определением круга статистиче­ских данных и соответствующих источников. Схожее указание содержится и в Конвенции Организации Объединенных Наций, в статье 28 которой четко го­ворится, что «...должны разрабатываться и использоваться общие определения, стандарты и методология».

Вставка 5

Примеры новых и с трудом поддающихся статистическому измерению преступлений:

  • торговля людьми
  • незаконный ввоз мигрантов
  • незаконный оборот природных ресурсов
  • киберпреступления
  • отмывание денег
  • коррупция

23. Следует обеспечить четкое применение всеобъемлющих базовых принци­пов статистического измерения организованной преступности к преступлени­ям, связанным с участием в деятельности организованных групп, а также к свя­зям с организованной преступностью в различных ее проявлениях в иных пре­ступлениях (таких как убийство). Это значит, например, что системы сбора данных о зарегистрированных преступлениях следует модифицировать таким образом, чтобы выявлять преступления, совершенные организованными груп­пами, с тем чтобы результаты статистического измерения организованной пре­ступности более точно отражали истинное положение дел.

24. Аналогичные проблемы существуют и применительно к другим сложным видам преступлений, которые могут не иметь никакого отношения к организо­ванной преступности, таким как незаконный ввоз мигрантов, отмывание денег, киберпреступления или коррупция. Как на национальном, так и на междуна­родном уровнях уже проделана определенная работа по подготовке статистиче­ских стандартов и сбору и анализу данных по некоторым из этих видов пре­ступлений. Например, в 2010 году Евростат подготовил первый обзор данных и показателей по отмыванию денег на уровне Европейского союза[8]. Благодаря этой новаторской работе, проведенной по просьбе Европейской комиссии, уда­лось выявить ряд конкретных проблем в области сбора данных и расчета пока­зателей в этой сфере.

25. Еще одной областью, где все острее ощущается потребность в количест­венных показателях, является статистическое измерение коррупции. В послед­ние десятилетия оценки уровня коррупции проводились как на национальном, так и на международном уровнях. Однако многие из этих оценок — зачастую рассчитываемые с использованием косвенных методов и/или на базе опросов общественного мнения — страдают серьезными методологическими недостат­ками. Проведенные недавно выборочные обследования[9], в рамках которых выяснялось, приходилось ли респондентам из числа физических или юридиче­ских лиц непосредственно сталкиваться с коррупцией, показали, что сбор дос­товерных и объективных данных по коррупции — задача вполне выполнимая. Тем не менее единой методологии расчета достоверных стандартизованных показателей коррупции не существует, а применение различных апробирован­ных на сегодняшний день подходов не привело к выработке стандартного ста­тистического аппарата (понятий, методов и инструментов обследований, пока­зателей).

26. Для того чтобы усовершенствовать систему статистического измерения этих сложных и чрезвычайно важных видов преступлений, необходимо пред­принять ряд шагов. Следует с учетом уже достигнутых результатов вести мето­дологическую работу по определению параметров этих показателей и изыска­нию возможных путей модификации традиционных систем сбора данных (ад­министративный учет или обследования), чтобы более эффективно выявлять и регистрировать такие преступления. Ввиду транснационального характера большинства этих явлений и необходимости определения масштабов и интен­сивности потоков между странами и регионами, необходимо разрабатывать международные стандарты таким образом, чтобы данные по отдельным стра­нам легко поддавались сопоставлению и корреляции.

27. Это вытекает из наличия международно-правовых документов, таких как Конвенция Организации Объединенных Наций против транснациональной ор­ганизованной преступности и протоколы к ней и Конвенция Организации Объ­единенных Наций против коррупции, в которых страны уже заявили о своей твердой решимости работать сообща и которые являются основой для всей деятельности по статистическому измерению.