IV. Международные стандарты статистики преступности
14. Разработка международных стандартов может способствовать сбору, распространению и анализу статистических данных о преступности и уголовном правосудии, поскольку такие стандарты повысят сопоставимость данных разных стран и послужат для стран руководством в вопросах разработки и использования систем сбора данных. В вопросах преступности и порядка функционирования систем уголовного правосудия добиться перехода разных стран к использованию сопоставимых показателей особенно трудно, поскольку данные административного учета о преступности и уголовном правосудии определяются национальным (уголовным) законодательством и различными юридическими определениями. Кроме того, процедуры сбора данных, методы регистрации данных и алгоритмы подсчета в разных странах сильно различаются. Возможности правоохранительных учреждений и органов уголовного правосудия по подготовке качественной статистической информации также существенно разнятся, поскольку многим странам недостает ресурсов для обеспечения эффективной координации и найма сотрудников, специализирующихся на ведении документации и составлении статистической отчетности.
15. Хотя обязательных международных стандартов для подготовки статистических данных по преступности не существует, Организация Объединенных Наций уже давно пропагандирует набор широко признанных руководящих принципов по подготовке данных статистики преступности и уголовного правосудия и признает ведущую роль национальных статистических управлений в координации процесса подготовки таких данных. В Руководстве по разработке системы статистических данных в области уголовного правосудия[5] содержатся подробные указания в отношении различных методов организации, количественного и качественного состава статистических данных по системе уголовного правосудия, в том числе данных по полиции, прокуратуре, судам и тюрьмам, а также ценные рекомендации по сбору, обработке, анализу и распространению таких статистических данных. В отношении обследований виктимизации ЕЭК и Управление Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности совместно подготовили Руководство по проведению обследований викти-мизации, в котором содержатся подробные руководящие указания относительно всех этапов обследования виктимизации, начиная с планирования, разработки, определения методологии и составления вопросника и заканчивая обработкой данных, их распространением и анализом результатов обследования. На региональном уровне унификации стандартов и определений способствуют осуществляемые инициативы в области статистики (например, в рамках Европейского союза), о чем подробно говорилось в подготовленном Управлением Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности в 2010 году докладе Developing Standards in Justice and Home Affairs Statistics — International and EU Acquis («Разработка стандартов для сбора и анализа статистических данных в области правосудия и внутренних дел: международное законодательство и законодательство ЕС»).
16. КЕС начала разрабатывать концептуальную базу общей классификации преступлений и в 2009 году создала Целевую группу Управления Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности/ЕЭК по классификации преступлений. Целевая группа разработала общую концепцию классификации всех преступных деяний и событий преступления на основе «событий», а не (существенно различающихся) юридических определений, что позволяет проводить обоснованные сопоставления статистических данных по преступности и уголовному правосудию. Бюро КЕС одобрило предварительные результаты работы Целевой группы, подготовившей принципы международной классификации преступлений для целей статистики («Рамочная классификация преступлений»), предусматривающие три уровня детализации и ряд дополнительных горизонтальных параметров. КЕС продлила мандат Целевой группы до конца 2012 года и поручила ей продолжить разработку рамочной классификации преступлений путем проведения дополнительных тематических исследований и продолжения работы по классификации отдельных уголовных преступлений. Работа КЕС и ее целевой группы обещает быть очень плодотворной, и некоторые страны — участники КЕС указали, что они могли бы приводить представляемые ими данные в соответствие с уже разработанной рамочной классификацией. Чтобы обеспечить более широкую применимость этой классификации, необходимо привлечь к деятельности по ее апробации и разработке и страны из других регионов, помимо Европы. Созданный ИНЕГИ-Управлением Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности Центр передового опыта в области статистической информации включил в свою программу работы задачу апробирования рамочной классификации преступлений в латиноамериканском регионе. Можно надеяться, что и в других регионах начнется осуществление аналогичных инициатив и что Статистическая комиссия будет внимательно наблюдать за процессом разработки этой классификации.
17. Участники шестой сессии Статистической конференции стран Америки, проведенной 16-18 ноября 2011 года в Пунта-Кане, Доминиканская Республика, обсудили серьезные проблемы, с которыми сталкиваются национальные статистические управления при анализе данных статистического измерения преступности, и заслушали выступление о работе созданного ИНЕГИ-Управлением Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности Центра передового опыта.
18. Конференция одобрила рекомендацию, касающуюся оказания странам помощи в их усилиях по сбору, обработке и распространению информации о преступлениях, в частности путем включения обследований виктимизации в регулярную программу работы национальных статистических управлений. Конференция обратилась к международным организациям с просьбой содействовать разработке международных стандартов проведения обследований вик-тимизации и классификаций преступлений. Она также приветствовала создание Центра передового опыта и обратилась к нему с просьбой оказывать странам поддержку в их усилиях по составлению статистической отчетности в этой сфере, а также разрабатывать стандарты статистического измерения преступности.
19. Конференция обратилась к Статистической комиссии с просьбой включить рассмотрение вопроса о статистике преступности в ее регулярную программу работы[6].
20. Что касается сбора и распространения данных на международном уровне, то Управление Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности является уполномоченной организацией, которая регулярно собирает данные по преступности и уголовному правосудию. Поскольку Управление является единственным глобальным органом, уполномоченным содействовать осуществлению эффективных мер борьбы с преступностью, наркотиками и терроризмом, в том числе через распространение знаний, статистических данных и аналитических выкладок, ему поручено регулярно осуществлять сбор данных административного учета о преступлениях и уголовном правосудии у государств-членов посредством направления в страну Обследования тенденций в области преступности и функционирования систем уголовного правосудия Организации Объединенных Наций. Это обследование, впервые возникшее в начале 1970-х годов, сейчас проводится ежегодно и включает набор основных модулей, которые повторяются из года в год, и специальные разовые модули, посвященные конкретным вопросам, касающимся преступности. Структура Обследования была утверждена Комиссией по предупреждению преступности и уголовному правосудию. С тем чтобы помочь странам повысить качество, увеличить количество и обеспечить большую межстрановую сопоставимость представляемых данных, Управление Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности оказывает консультативные услуги и организует специальные учебные семинары для стран, обратившихся с соответствующей просьбой. Кроме того, важным шагом на пути к увеличению количества и повышению качества заполненных в рамках Обследования анкет стало создание сети национальных координаторов по вопросам статистики преступности и уголовного правосудия. Лишь в нескольких странах национальный координатор, назначенный государственным органом власти, входит в структуру национального статистического управления. На региональном уровне Управление Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности тесно сотрудничает с региональными организациями, такими как Статистическое бюро Европейского союза (Евростат) и Организация американских государств, в вопросах согласования инструментов сбора данных и в сборе заполненных государствами-членами в рамках Обследования анкет. Собранные Управлением Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности данные распространяются через Интернет и публикуются в печатных изданиях, при подготовке которых проводится анализ этих данных, чтобы у читателя сложилось четкое понимание того или иного конкретного вопроса. Последняя такая публикация — это подготовленное в 2011 году исследование 2011 Global Study on Homicide: Trends, Contexts, Data («Глобальное исследование по вопросам убийств: тенденции, условия, данные»)[7].