Тема: «ЛЕС. ДЕРЕВЬЯ. ГРИБЫ»
Знания детей расширяются и дополняются знакомством с грибами. Дети должны знать, что грибы бывают съедобные и несъедобные, ядовитые; запомнить их распространенные названия.
Активный словарь | Пассивный словарь |
Имена существительные | |
Гриб, белый (боровик), подберезовик, подосиновик, лисичка, сыроежка, опенок, масленок, мухомор, поганка, шляпка, ножка, корзинка, нож | Грибница, лукошко |
Глаголы | |
Расти, прятаться, искать, находить, срезать | |
Имена прилагательные | |
Съедобный, несъедобный, ядовитый, толстый, тонкий, круглый, красный, красивый, коричневый, желтый, белый, скользкий, соленый, вареный, жареный, полный, пустой, грибной, вкусный | Консервированный, маринованный |
Наречия | |
Трудно, легко, тяжело, красиво, вкусно, осторожно |
Примерное перспективное тематическое планирование работы учителя- логопеда
Тема, цель изучения | Расширение словарного запаса. Развитие словообразования | Закрепление правильного употребления грамматических категорий | Развитие самостоятельной речи | Развитие психических процессов |
1 период | ||||
«Человек. Мое тело». Повторение и обобщение знаний и навыков, сформированных в 1-й год обучения, на более речевом материале (3 занятия) | Перевод пассивной лексики первого года в активную. Уточнение малоупотребительных слов по теме (ноздри и др.). Дифференциация понятий: тело — туловище, брови —ресницы, ногти — когти — локти, нос — клюв — хобот — пятачок, ноги — лапы и др. Подбор антонимов: левый - правый, вверху - внизу, впереди - сзади, длинный - короткий, румяный- бледный, темны- светлый, быстро- медленно, громко — тихо. Знакомство с многозначностью слов: спинка, ручка | Трудные случаи словоизменения: лоб - лбы - на лбу - со лба - лбов, рот - рты - во рту. - изо рта - ртов, ухо - уши -- в ухе - ушей глаз - глаза - много глаз. Согласование этих существительных с числительными один, два, пять и наречием много. Закрепление родовой принадлежности существительных: мой, моя, мое; один — одна, два — две. Употребление в речи глаголов в разных временных формах: что делать? что делает? что делал? что будет делать? | Заучивание доступных потешек, загадок, стихов. Пересказ рассказа Е. Пермяка «Для чего руки нужны». Выборочный пересказ диалога в лицах (дедушка и внук). Соблюдение повествовательной и вопросительной интонаций в диалоге | Развитие пространственной ориентировки в строении собственного тела. Формирование представлений о направлении в пространстве: впереди — сзади, вверху — внизу, слева — справа, слева — направо. Закрепление представлений о соотношении части и целого. Развитие слухового внимания и памяти |
Дифференциация нейтральных и уменьшительных существительных. Активизация предметной и глагольной лексики по теме. Введение в активную речь пространственных наречий | Закрепление навыка употребления в речи предложений с однородными сказуемыми (Глазами мы смотрим и видим). Формирование навыка правильного построения предложения с обращением (Алеша, смотри, у мальчика во рту свисток). Практическое употребление конструкции сложноподчиненного предложения с союзом чтобы | |||
«Предметы гигиены». Развитие интереса к логопедическим занятиям (3 занятия) | Дифференциация понятий: мыть –купать- стирать - вытирать. Закрепление навыка слово образования с помощью приставок: лить - наливать - выливать, мыть - вымыть - смыть причесать - расчесать, | Трудные случаи словоизменения: (чем?) мылом, полотенцем, платком, водой, щеткой, пастой... Закрепление понимания одушевленности и неодушевленности. Самостоятельная постановка вопросов: | Повторение стихов и потешек из программы первого года обучения. Заучивание наизусть стихотворения С. Капутикян | Закрепление представлений о соотношении части и целого (сутки). Развитие временных представлений. |
Подбор антонимов: день — ночь, утро — вечер, чистый — грязный и др. Введение в самостоятельную речь детей понятий сутки, части суток: утро, день, вечер, ночь. Образование прилагательных от существительных: мыло — мыльная (пена), нос — носовой (платок), туалет — туалетное (мыло), рот — ротовой (выдох), зубы — зубная (щетка). Образование однокоренных слов: мыло — мыльница, мылить, намыливать, мыльная, мыльце; вода — водичка, водица, водный, водопровод. Знакомство с многозначностью слова кран | Согласование прилагательных с существительными единственного числа в творительном падеже без предлога: носовым платком. Личная и возвратная формы глагола: моет — моется. Закрепление понимания завершенности и незавершенности действия: мыл — вымыл, вытирает — вытер. Закрепление навыка употребления простого предложения с однородными членами. Союз и при однородных членах предложения (Таня вымыла кукле голову, шейку и ушки). Закрепление навыка построения сложного предложения с союзом чтобы (Я возьму зубную щетку и пасту, чтобы чистить зубы) | Дидактическая игра «Поездка в деревню» (Я возьму с собой расческу, чтобы расчесывать волосы). Составление рассказа по сюжетной картинке «Игра с куклой» с использованием готового плана | Закрепление пространственного ориентирования в конкретной ситуации (по отношению к себе и собеседнику) | |
2 период | ||||
«Посуда. Столовые приборы». Продолжить работу по насыщению связной речи детей качественными и относительными прилагательными (2 занятия) | Уточнение и активизация словаря по теме. Дифференциация понятий: кухонная — столовая — чайная, чашка — стакан — кружка — бокал — банка, класть — ставить — вешать. Закрепление представлений о соотношении части и целого (чайник — стенки, дно, ручка, носик, крышка). Продолжение работы по ознакомлению с многозначностью слов (носик, ручка, ножка, дно). Введение в активную речь сложных слов (скороварка, самовар и т.д.). Образование относительных прилагательных (стекло — фарфоровый и др.) Активизация в речи глаголов (уход за посудой: мыть, чистить, беречь, сушить, выбирать) и наречий (чисто — грязно, сухо— мокро, бережно, осторожно, аккуратно и др.) | Употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (кувшин — кувшинчик, ведро — ведерко). Образование и употребление существительных с суффиксами -иц-, -ник-(салатница, салатник). Согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах (из фарфоровой чашки, в глубокую тарелку). Согласование существительных с числительными (одно блюдце, два блюдца, пять блюдец). Практические упражнения в употреблении существительных множественного числа в родительном падеже (много тарелок, чашек, кувшинов, стаканов, ножей, кастрюль; дно — донья, много доньев). Употребление глаголов совершенного и несовершенного вида (класть — положить, ставить — поставить, сушить — высушить). Адекватное употребление в речи предлогов в — из, на — с (со), под — из-под, без. Закрепление и активизация в практических упражнениях и в речи детей всех типов простых и сложных предложений, отработанных в 1-м периоде обучения | Заучивание коротких стихов и потешек с движениями типа «Мыть посуду сам люблю...». Составление загадок о предметах посуды по называнию их частей. Составление рассказов-описаний (по выбору: с опорой на таблицу или без нее). Составление рассказа по сюжетной картинке типа «За обедом» (см. «Русский язык в картинках», ч. 1, с. 85).Составление рассказа по серии картинок «Мячик» (см. «Дидактический материал по исправлению произношения у дошкольников»Г.А. Каше, Т.Б. Филичевой) | Развитие зрительного и слухового восприятия. Закрепление понятия о частях рассказа, деление рассказа-описп пня на части (словесно-логическое мышление). Развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнение, обобщения. Развитие наблюдательности |
«Продукты питания». Развивать словообразовательную функцию речи (2 занятия) | Подбор однокоренных слов (хлеб — хлебушко, хлебный, хлебница, хлебцы, хлебороб; соль — солить, соленый, солонка). | Согласование прилагательных с существительными единственного и множественного числа во всех падежах. | Составление сложных предложений со значением противопоставления (союзы а, но; сначала а потом...) | Развитие творческих способностей в выборе содержания и использовании речевых средств |
Активизация в речи антонимов (горький — сладкий горячий — холодный, соленый — пресный). Упражнения в образование относительных прилагательных и употреблении их в речи (хлебный, грибной и т.д.). Обозначение словом различных свойств и качеств продуктов (полезный, вкусный, аппетитный, ароматный). Формирование умения образовывать сравнительную степень прилагательных (сладкий — слаще, вкусный — вкуснее, кислый — кислее, горячий — горячее). Развитие понимания словосложения как способа образования новых слов (кислосладкий, свежемороженый) | категорий Самостоятельная постановка вопросов: что это? кто это? что делает? какой? какая? какое? какие: Выделение в составе предложения слов-действий и слов-признаков. Графическая схема предложения. Составление предложений с несклоняемыми существительными (кофе, какао меню). Дифференциация вопросов чем? — с чем? (вилкой, ножом — с хлебом, с маслом). Знакомство с формой родительного падежа существительных в значении частичности объекта (стакан молока, чашка чая(ю), кусочек сахара(у), ведро воды) | Совершенствование разговорно-диалогической речи (игры-диалоги «Маленькая хозяйка»). Составление конц. рассказа «Мама готовит обед». Составление рассказа по картинкам на фланелеграфе «Магазин "Продукты"» | при составлении рассказов. Развитие перцептивных способностей детей (вкус, обоняние, осязание, зрительное восприятие) | |
3 период | ||||
«Сложные слова» (на материале пройденных лексических тем). Обобщение и закрепление полученных сведений о словосложении как способе образования новых слов (2 занятия) | Активизация в речи детей сложных существительных и прилагательных: носорог, рыболов, пароход, листопад, самолет, трубочист и др.; быстроногий, длинноногий, красногрудый, светло-, темно-, рыжеволосый, голубоглазый и др. | Составление словосочетаний типа рыбу ловит — рыболов, снег падает — снегопад, сады разводит — садовод. Составление предложений описательного характера о сверстниках, о маме (У Димы светлые волосы. Он светловолосый. У моей мамы голубые глаза. Она голубоглазая). Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Закрепление понимания процесса сложения корней двух слов в одно слово | Заучивание коротких стихов, отрывков со сложными словами (самолет, водопроводчик и др.). Пересказ рассказа «Все работают» с творческим заданием (замена второстепенных персонажей с использованием словосочетаний типа длинноухий заяц, красногрудый снегирь, быстрокрылая ласточка, голубоглазая девочка и т.д.). Построение связных высказываний о своей маме по собственным рисункам-портретам | Развитие языкового чутья. Развитие вербального запоминания и припоминания. Развитие творческого воображения. Развитие положительных эмоций |