Тема: «ЛЕС. ДЕРЕВЬЯ. ГРИБЫ»

Знания детей расширяются и дополняются знакомством с грибами. Дети должны знать, что грибы бывают съедобные и несъедобные, ядовитые; запомнить их распространенные названия.

Активный словарь Пассивный словарь
Имена существительные
Гриб, белый (боровик), подберезовик, подосиновик, лисичка, сыроежка, опенок, масленок, мухомор, поганка, шляпка, ножка, корзинка, нож Грибница, лукошко
Глаголы
Расти, прятаться, искать, находить, срезать  
Имена прилагательные
Съедобный, несъедобный, ядовитый, толстый, тонкий, круглый, красный, красивый, коричневый, желтый, белый, скользкий, соленый, вареный, жареный, полный, пустой, грибной, вкусный Консервированный, маринованный
Наречия
Трудно, легко, тяжело, красиво, вкусно, осторожно  

 


Примерное перспективное тематическое планирование работы учителя- логопеда

Тема, цель изучения Расширение словарного запаса. Развитие словообразования Закрепление правильного употребления грамматических категорий Развитие самостоятельной речи Развитие психических процессов
1 период
«Человек. Мое тело». Повторение и обобщение знаний и навыков, сформированных в 1-й год обучения, на более речевом материале (3 занятия) Перевод пассивной лексики первого года в активную.   Уточнение малоупотреби­тельных слов по теме (ноздри и др.).   Дифференциация понятий: тело — туловище, брови —ресницы, ногти — когти — локти, нос — клюв — хобот — пятачок, ноги — лапы и др.   Подбор антонимов: левый - правый, вверху - внизу, впереди - сзади, длинный - короткий, румяный- бледный, темны- светлый, быстро- медленно, громко — тихо. Знакомство с многозначностью слов: спинка, ручка Трудные случаи слово­изменения: лоб - лбы - на лбу - со лба - лбов, рот - рты - во рту. - изо рта - ртов, ухо - уши -- в ухе - ушей глаз - глаза - много глаз.   Согласование этих существительных с числитель­ными один, два, пять и наречием много. Закрепление родовой принадлежности существительных: мой, моя, мое; один — одна, два — две. Употребление в речи глаголов в разных временных формах: что делать? что делает? что делал? что будет делать? Заучивание доступных потешек, загадок, стихов.   Пересказ рассказа Е. Пермяка «Для чего руки нужны».   Выборочный пересказ диалога в лицах (дедушка и внук).   Соблюдение повествовательной и вопросительной интонаций в диалоге Развитие пространственной ориентировки в строении собственного тела.   Формирование представлений о направлении в пространстве: впереди — сзади, вверху — внизу, слева — справа, слева — направо. Закрепление представлений о соотношении части и целого. Развитие слухо­вого внимания и памяти
  Дифференциация нейтральных и уменьшительных существительных.   Активизация предметной и глагольной лексики по теме.   Введение в активную речь пространственных наречий Закрепление навыка употребления в речи предложений с однородными сказуемыми (Глазами мы смотрим и видим). Формирование навыка пра­вильного построения пред­ложения с обращением (Алеша, смотри, у мальчика во рту свисток). Практическое употребление конструкции сложнопод­чиненного предложения с союзом чтобы    
«Предметы гигиены». Развитие интереса к логопедическим занятиям (3 занятия) Дифференциация понятий: мыть –купать- стирать - вытирать. Закрепление навыка слово образования с помощью приставок: лить - наливать - выливать, мыть - вымыть - смыть причесать - расчесать, Трудные случаи словоизме­нения: (чем?) мылом, поло­тенцем, платком, водой, щеткой, пастой... Закрепление понимания одушевленности и неоду­шевленности. Самостоятель­ная постановка вопросов: Повторение стихов и потешек из программы первого года обучения. Заучивание наизусть стихотворения С. Капутикян Закрепление представлений о соотношении части и целого (сутки). Развитие временных представлений.
  Подбор антонимов: день — ночь, утро — вечер, чистый — грязный и др. Введение в самостоятель­ную речь детей понятий сутки, части суток: утро, день, вечер, ночь. Образование прилагатель­ных от существительных: мыло — мыльная (пена), нос — носовой (платок), туалет — туалетное (мыло), рот — ротовой (выдох), зубы — зубная (щетка). Образование однокоренных слов: мыло — мыльница, мылить, намыливать, мыльная, мыльце; вода — водичка, водица, водный, водопровод. Знакомство с многознач­ностью слова кран Согласование прилагатель­ных с существительными единственного числа в тво­рительном падеже без пред­лога: носовым платком. Личная и возвратная формы глагола: моет — моется. Закрепление понимания завершенности и незавер­шенности действия: мыл — вымыл, вытирает — вытер. Закрепление навыка упо­требления простого пред­ложения с однородными членами. Союз и при одно­родных членах предложения (Таня вымыла кукле голову, шейку и ушки). Закрепление навыка построе­ния сложного предложения с союзом чтобы (Я возьму зубную щетку и пасту, чтобы чистить зубы) Дидактическая игра «Поездка в деревню» (Я возьму с собой расческу, чтобы расчесывать волосы). Составление рас­сказа по сюжетной картинке «Игра с куклой» с использованием готового плана Закрепление про­странственного ориентирования в конкретной ситуации (по отношению к себе и собеседнику)
2 период
  «Посуда. Столо­вые приборы». Продолжить рабо­ту по насыщению связной речи детей качествен­ными и относи­тельными прилагательными (2 занятия) Уточнение и активизация словаря по теме. Дифференциация понятий: кухонная — столовая — чайная, чашка — стакан — кружка — бокал — банка, класть — ставить — вешать. Закрепление представлений о соотношении части и целого (чайник — стенки, дно, ручка, носик, крышка). Продолжение работы по ознакомлению с многозначностью слов (носик, ручка, ножка, дно). Введение в активную речь сложных слов (скороварка, самовар и т.д.). Образование относительных прилагательных (стекло — фарфоровый и др.)   Активизация в речи глаголов (уход за посудой: мыть, чистить, беречь, сушить, выбирать) и наречий (чисто — грязно, сухо— мокро, бережно, осторожно, аккуратно и др.) Употребление существи­тельных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (кувшин — кувшинчик, ведро — ведерко). Образование и употреб­ление существительных с суффиксами -иц-, -ник-(салатница, салатник). Согласование прилагатель­ных с существительными в косвенных падежах (из фарфоровой чашки, в глубокую тарелку). Согласование существи­тельных с числительными (одно блюдце, два блюдца, пять блюдец). Практические упражнения в употреблении существительных множественного числа в родительном падеже (много тарелок, чашек, кувшинов, стаканов, ножей, кастрюль; дно — донья, много доньев). Употребление глаголов совер­шенного и несовершенного вида (класть — положить, ставить — поставить, сушить — высушить). Адекватное употребление в речи предлогов в — из, на — с (со), под — из-под, без. Закрепление и активизация в практических упражне­ниях и в речи детей всех типов простых и сложных предложений, отработанных в 1-м периоде обучения Заучивание коротких стихов и потешек с движениями типа «Мыть посуду сам люблю...». Составление загадок о пред­метах посуды по называнию их частей. Составление рас­сказов-описаний (по выбору: с опо­рой на таблицу или без нее). Составление рас­сказа по сюжетной картинке типа «За обедом» (см. «Русский язык в картинках», ч. 1, с. 85).Составление рас­сказа по серии картинок «Мячик» (см. «Дидактиче­ский материал по исправлению произношения у дошкольников»Г.А. Каше, Т.Б. Филичевой) Развитие зрительного и слухового восприятия. Закрепление понятия о частях рассказа, деление рассказа-описп пня на части (словесно-логическое мышление). Развитие мысли­тельных операций анализа, синтеза, сравнение, обобщения. Развитие наблюдательности
«Продукты питания». Развивать слово­образовательную функцию речи (2 занятия) Подбор однокоренных слов (хлеб — хлебушко, хлебный, хлебница, хлебцы, хлебороб; соль — солить, соленый, солонка). Согласование прилагательных с существительными единственного и множественного числа во всех падежах. Составление слож­ных предложений со значением про­тивопоставления (союзы а, но; сна­чала а потом...) Развитие творче­ских способно­стей в выборе содержания и использовании речевых средств
  Активизация в речи анто­нимов (горький сладкий горячий холодный, соленый пресный). Упражнения в образование относительных прилага­тельных и употреблении их в речи (хлебный, грибной и т.д.).   Обозначение словом раз­личных свойств и качеств продуктов (полезный, вкусный, аппетитный, ароматный). Формирование умения об­разовывать сравнительную степень прилагательных (сладкий слаще, вкусный вкуснее, кислый кислее, горячий горячее). Развитие понимания словосложения как способа образования новых слов (кислосладкий, свежемороженый) категорий Самостоятельная поста­новка вопросов: что это? кто это? что делает? какой? какая? какое? какие: Выделение в составе пред­ложения слов-действий и слов-признаков. Графи­ческая схема предложения.   Составление предложений с несклоняемыми суще­ствительными (кофе, какао меню). Дифференциация вопросов чем? с чем? (вилкой, ножом с хлебом, с маслом). Знакомство с формой родительного падежа существительных в значении частичности объекта (стакан молока, чашка чая(ю), кусочек сахара(у), ведро воды) Совершенствова­ние разговорно-диалогической речи (игры-диалоги «Маленькая хозяйка»). Составление конц. рассказа «Мама готовит обед». Составление рас­сказа по картинкам на фланелеграфе «Магазин "Продукты"» при составлении рассказов. Развитие перцептивных способностей детей (вкус, обоняние, осязание, зрительное восприятие)
3 период
«Сложные слова» (на материале пройденных лексических тем). Обобщение и закрепление полученных сведений о словосложении как способе образования новых слов (2 занятия) Активизация в речи детей сложных существительных и прилагательных: носорог, рыболов, пароход, листопад, самолет, трубочист и др.; быстроногий, длинноногий, красногрудый, светло-, темно-, рыжеволосый, голубоглазый и др. Составление словосочетаний типа рыбу ловит рыболов, снег падает снегопад, сады разводит садовод. Составление предложений описательного характера о сверстниках, о маме (У Димы светлые волосы. Он светловолосый. У моей мамы голубые глаза. Она голубоглазая). Согласование прилагатель­ных с существительными в роде, числе, падеже. Закрепление понимания процесса сложения корней двух слов в одно слово Заучивание корот­ких стихов, отрыв­ков со сложными словами (самолет, водопроводчик и др.). Пересказ рассказа «Все работают» с творческим зада­нием (замена второстепенных персонажей с использовани­ем словосочетаний типа длинноухий заяц, красногрудый снегирь, быстро­крылая ласточка, голубоглазая девочка и т.д.). Построение связ­ных высказываний о своей маме по соб­ственным рисун­кам-портретам Развитие языкового чутья. Развитие вербаль­ного запоминания и припоминания. Развитие творческого воображения. Развитие положительных эмоций