Стиль и жанр в музыке

«Стиль – система музыкального мышления, музыкальных образов и средств их воплощения» (определение Л. Мазеля). Действительно, в это понятие входят не только особенности мелодики, гармонии и прочих выразительных средств, но и характер музыки, её жанр, контрасты и др. Стиль – явление историческое, т.е. он всегда связан со своей эпохой. Даже нечастые примеры стилизации несут в себе не только приметы стилизуемой эпохи, но, в ещё большей степени черты автора и его эпохи (например, «Классическая» симфония Прокофьева, музыка Свиридова к «Метели» Пушкина). Понятие «Стиль» можно рассматривать более широко или более узко: в отношении к целой эпохе (Классицизм, Романтизм, Барокко), к отдельному композитору (стиль Шопена, Шумана, Прокофьева), к периоду в творчестве композитора (если он долго жил или стремительно эволюционировал) – ранний Бетховен, поздний Скрябин и даже иногда к отдельному произведению, особо значительному, знаменующему какой-либо стилистический поворот в эпохе или творчестве автора: стиль «Тристана» Вагнера, стиль «Весны священной» Стравинского.

Жанры – это «виды музыкальных произведений, исторически сложившиеся в связи с жизненным назначением музыки» (определение Мазеля). Первые жанры возникли на заре человечества: мать пела колыбельные песни, воины или охотники воодушевляли себя героическими фанфарами и кличами, пастух игрой на рожке сзывал стадо и т.д. По мере развития человечества развивались и обогащались жанры – одни отмирали, уходили в прошлое, другие возникали. Всегда молодёжь любила танцевать и каждая эпоха выдвигала свои танцы, например, вальс появился лишь в XIX веке. Всё это так называемые «бытовые», первичные жанры. На каком-то этапе развития музыки исполнитель отделился от слушателя и появились «вторичные», профессиональные жанры. Разумеется, они впитали в себя многое от бытовых жанров. Например, менуэты в классических симфониях, вальсы в симфониях романтиков, колокольные звоны во многих произведениях русских композиторов (Рахманинов, Римский-Корсаков, Мусоргский). Иногда это отмечено самим композитором (Чайковский V симфония III часть «Вальс»), чаще это никак не обозначено, но очень важно для понимания содержания – в увертюре Бетховена «Эгмонт» мотив сарабанды во вступлении (сарабанда – испанский танец) напоминает нам, что Нидерланды находились под властью Испании, о борьбе с испанским владычеством и идёт речь. Между тем этот мотив никак автором не обозначен – мы узнаём его по так называемым жанровым признакам (мощное хоральное звучание, размер 3/2, характерная синкопа). В симфониях Чайковского кроме знаменитого вальса из V есть множество необозначенных вальсовых тем – особенно в IV симфонии (Главная партия, обе Побочные.партии.) – вальс всегда – олицетворение красоты, поэзии, юности, влюблённости, т.е. его звучание определяет характер образа, а значит и характер исполнения. Все мы знаем характерные признаки вальса и легко его узнаём. Т.о. определение жанровых связей в произведении очень важная задача – они вносят в музыку «предметность», уточняют содержание. Целый кладезь жанровых «проникновений» у Шопена. Он почти никогда не давал своим произведениям точных программных названий – в отличие, например, от Шумана, у которого: «Вечером», «Порыв», «Охотник, подстерегающий дичь», т.е. конкретные названия. У Шопена же циклы: Ноктюрнов, Мазурок, Прелюдий и т.д. Между тем, хотя название Ноктюрн предполагает любовную лирику на фоне пейзажа и есть произведения. соответствующие этому пониманию жанра (№1 b-moll и №2 Es-dur), многие ноктюрны Шопена имеют совсем другое содержание и понять это можно во многом через те же жанровые связи. Например, Ноктюрн №13 c-moll: героико-трагическая тональность, суровая маршевая поступь в двудольном размере, характерная гармоническая последовательность с «погружением» по терциям вниз, в мелодии – патетические возгласы, неожиданные «срывы», общая нисходящая направленность мелодической линии – всё это позволяет трактовать этот образ как траурное шествие (марш и трагический монолог). И действительно, этот ноктюрн посвящён памяти жертв польского восстания. Тогда становится понятным и соотношение тем в ноктюрне: вторая тема – хорал-гимн (C-dur) воспринимается как вечная слава героям, как «вознесение в небеса», а динамическая реприза как взрыв гнева и возмущения. Во многом схоже и содержание Ноктюрна №11 g-moll, только там на траурную поступь накладывается тема-плач, элегия, а хорал в центральном эпизоде звучит сдержанно, аскетично – как средневековое монашеское пение, как отпевание. Ноктюрн №12 – явная баркарола, №6 g-moll – колыбельная (и хорал в центральном эпизоде мягкий, нежный как молитва «на сон грядущий»). Столь же разнообразно и содержание мазурок Шопена, раздвигающее рамки танцевального жанра, например, есть мазурки-mesto (№17 b-moll, №25 h-moll), мазурка №13 a-moll – драматический (даже трагический) монолог на фоне хорала. Т.о., в теме могут сочетаться признаки двух (иногда и трёх) жанров. Например, в теме 1 П.п. сонаты h-moll Листа соединены жанры хорала (плотные хоральные аккорды сопровождения), сарабанды (характерная синкопа) и трубной фанфары – восходящее напористое движение по звукам пентатоники.