Глава 3: Публичная устная защита реферата и задачи рецензента (оппонента).
Реферат, написанный студентом, но не прошедший этапа публичной защиты и коллективного обсуждения в студенческой группе, не может считаться полностью завершенной самостоятельной научной работой студента, ибо выпадает такая важная дидактическая часть научной работы, как развитие у студента умения кратко и доказательно устно излагать суть реферата, аргументировано отстаивать им выводы своей научной работы при публичной её защите.
В процессе устной защиты своего доклада по реферату студенты развивают навыки владения речью, общения с аудиторией, а также умение грамотно, научно, тактично аргументировано доказывать свою мысль, отстаивать свои взгляды, убеждения. Это происходит в процессе проявления ими при защите реферата уровня своих знаний по исследуемой проблеме, логики анализа и находчивости, когда докладчик выслушивает рецензии своих оппонентов, а затем отвечает на их и других студентов группы вопросы, соглашаясь или доказательно отвергая их замечания и поправки.
Для студентов важно знать примерный срок не только написания, но и защиты реферата, а также, кто из сокурсников будет у каждого из них официальным оппонентом (рецензентом), поэтому преподаватель каждому из них и их оппонентов (рецензентов) в начале семестра указывает конкретную дату выступлений и докладчиков и их оппонентов (рецензентов).
Из своей многолетней практики педагогической деятельности в вузе автор убедился в том, что помимо официальных оппонентов (рецензентов) должно быть и не менее 2-4-х - неофициальных, назначаемых в день защиты из числа студентов этой же группы, для активизации участия всех студентов группы в обсуждении выносимых на устную защиту рефератов.
Этим, во-первых, увеличивается число активно работающих сокурсников на семинарском занятии.
Во-вторых, повышается эффект как неожиданности и готовности знать материал доклада для его анализа в качестве неофициального оппонента для студентов группы (никто из них не знает, кого из них преподаватель назначит неофициальным оппонентом), так и для автора реферата, т.к. последний не знает, кто и какие из сокурсников вопросы и замечания приготовил для него по его реферату и устному докладу.
В-третьих, первоначальное использование вроде бы «добровольно-принудительного» метода при назначении оппонентов (рецензентов) постепенно переходит в «добровольно-сознательное», на основе роста интереса и включения все большего числа студентов в процесс активной работы на каждом семинарском занятии через письменное рецензирование и устное оппонирование, соответственно, как реферата, так и устного выступления докладчика по нему.
Взаимовыручка студентов, по мере их втягивания в процесс написания и защиты реферата, должна проявляться не в подсказках-выкриках автору реферата, как это часто «классически» происходит на школьном уроке, а в тактичной конструктивной критике и в помощи по устранению отмеченных недостатков, упущений через аргументированное их обоснование в процессе выступления сокурсников в качестве официальных и неофициальных оппонентов при публичной защите реферата на семинарском занятии.