Тема 7. Культура древних цивилизаций
План занятия
1. Памятники первобытной культуры в разных регионах мира.
2. Культура Междуречья (современный Ирак):
а) Шумерско-Месопотамская культура (VI – III вв. до н. э.);
б) Вавилонская культура (III – I вв. до н. э.);
в) Ассирийская культура.(VIII – VII вв. до н. э.).
3. Древнеегипетская культура: природно-климатические, религиозно-мировоззренческие, художественно-этнографические, цивилизационные (раннегосударственные институты) характеристики.
4. Античная культура: преемственность древнегреческой и древнеримской культуры.
5. Культура устойчивых цивилизаций: Китай, Индия, Япония.
Методические указания
Сложность темы состоит в ее фактической необъятности. Культура древних цивилизаций – объект современных наук от археологии до химии, оснащенных новейшими технологиями, которые в свою очередь постоянно развиваются. Новые открытия в области культуры древних цивилизаций происходят почти ежедневно и с помощью современных средств коммуникации включаются в информационное пространство, становятся известными во всем мире, изменяя многие устаревшие представления. Можно сказать, что культура древних цивилизаций имеет открытые границы в прошлое всех народов и, естественно, не может изучаться как догматическая наука.
Вторая сложность изучения темы связана с исключительным многообразием материала, представленным целым рядом самостоятельных наук: египтология, востоковедение, эллинизм, русистика и др., постоянно увеличивающим объем знаний по культуре древних цивилизаций. Учитывая, что курс «Культурологии» представляет собой синтез разных наук, имеет междисциплинарный характер, а в техническом вузе имеет общеобразовательный статус, рекомендуется использовать свои знания по всем гуманитарным дисциплинам, предусмотренным школьными и вузовскими учебными программами. Необходимо следовать программе курса «Культурология», соответствующей Госстандарту и включенной в данные методические указания.
Знакомство с культурой древних цивилизаций принято начинать с восточных государств – Египетского и Шумеро-Вавилонского. Можно взять за основу хронологический метод и рассматривать, к примеру, культуру Египта поэтапно: Раннее царство (ок. 2500 – 1700 гг. до н. э.), Новое царство (ок. 1580 – 1070 гг. до н. э.), Поздний период (ок. 1070 – 332 гг. до н. э.). В 331 г. до н. э. Египет был завоеван А. Македонским. В греко-римский период (332 г. до н. э. – 395 г. н. э.) Египет стал частью эллинического мира. Продуктивна при изучении данной темы и периодизация культуры древней Греции: крито-микенский (эгейский), гомеровский и классический периоды. Такой подход эффективен и при изучении культуры Междуречья; древнегреческой и древнеримской культуры; культуры устойчивых цивилизаций (Китай, Индия, Япония).
Хронологический подход значительно облегчает систематизацию культурно-исторической информации. Нужно обратить внимание на преемственность греко-римской и египетской культуры, на влияние материальной культуры древних цивилизаций на культуру Римской империи, которая, в свою очередь, стала основой западноевропейского культурно-исторического типа. Рекомендуется активно использовать сравнительный анализ, позволяющий выявить общие тенденции и существенные различия в генезисе древних видов культуры, проявляющиеся и в современных культурных типах Ирана, Индии, Китая, Японии и России.
Рекомендуется обратить внимание на достижения древних цивилизаций: просвещение, техника и технологии, наука, медицина, искусство. При изучении темы рекомендуется также использовать фонды и технические возможности библиотеки ОмГУПСа.
Словарь-справочник
Мифология (гр. mythos – предание + logos – слово) – отражение действительности в сознании в специфических художественно-образных формах. Миф – возникающее на определенных этапах истории повествование, фантастические образы которого (боги, легендарные герои, события) являются попыткой объяснить различные явления природы и общества.
Мистика, мистицизм (гр. mystikos – таинственный) – вера в сверхъестественное, в духов, в возможность общения с потусторонним миром.
Мистерии (гр.– таинство) – тайные религиозные обряды и церемонии, возникшие у древних греков, римлян и у народов древнего востока.
Древнеегипетская мифология – совокупность египетских преданий, центральное место в которых занимают сотворение мира – рождение бога Солнца Ра, из уст которого вышли первые боги, а из слез – люди и наказание человечества за грехи; борьба Ра с силами зла и мрака в образе змея; смерть и воскресение Озириса; бессмертие и эволюция человеческого сознания.
Древнеегипетские культы – совокупность обычаев и обрядов, связанных с земледельческим культом Озириса и культом погребения.
Ирригационные сооружения – в Древнем Египте гсударственная система оросительных каналов, контролируемая наместниками фараонов.
Египетское письмо – тип символически-знакового, ребусного, словесно-слогового письма. Древнейшая разновидность рисунчатых иероглифов.
Иероглифы (гр.– священные письма) – фигурные знаки, обозначающие целые понятия, отдельные слоги и звуки речи. Иероглифы служат для письма в Китае, их насчитывается несколько десятков тысяч.
Антропоморфизм – 1) представление, будто животные, растения и явления природы (стихии) обладают человеческими свойствами – мыслями, чувствами, волей; 2) представление Бога или богов в человеческих образах.
Зооморфизм – представление богов в образе животных.
Сфинкс – 1) в Древнем Египте – каменная фигура лежащего льва с человеческой головой; 2) в Древней Греции – мифологическое крылатое существо с туловищем льва, с головой и грудью женщины.
Касты – группы людей со строго определенными правилами и обязанностями, принадлежность к касте носит наследственный характер.
Семь чудес света – название уникальных древних сооружений: древнеегипетские пирамиды; храм Артемиды в Эфесе (ок. 550 г. до н. э.); Мавзолей в Галикарнасе (середина IV в. до н. э.); террасные висячие сады Семирамиды в Вавилове (VII в. до н. э.; статуи Зевса и Олимпии (ок. 430 г. до н. э.); маяк в Александрии, построенный Птолемеем II (ок. 280 г. до н. э.); колосс Родосский – статуя Аполлона в гавани г. Родоса (ок. 292– 280 гг. до н. э.).
Дионисии – празднества в честь бога виноградарства и виноделия Дионисия. Торжества сопровождались процессиями и состязаниями драматургов.
Элевсинии – ежегодные праздники в честь богини земледелия Деметры в древнегреческом городе Элевсии способствовали зарождению искусств.
Триумф – торжественное вступление в Рим полководца-победителя с войском. Устраивался по решению сената как высшая награда полководцу.
Катарсис – очищение через страдание или сострадание.
Римское право – система права Древнего Рима, включавшая в себя публичное и частное право, в том числе различные виды имущественных отношений. Римское право было заимствовано западноевропейскими странами.
Цирк – в Древнем Риме эллипсовидная арена с трибунами, на которой проводились гонки колесниц, выступали дрессировщики, комики.
Колизей (лат.– громадный) – амфитеатр Флавиев в Древнем Риме. Служил для гладиаторских боев и зрелищ, вмещал около 50 тыс. человек.
Темы рефератов и докладов
1. Мифология – источник культурно-исторических знаний.
2. Памятники первобытной культуры на карте мира.
3. Культура Междуречья: особенности и преемственность.
4. Особенности культуры Индии.
5. Культ иероглифа, письменность и грамотность в древнем Китае.
6. Преемственность культуры древнего и современного Китая.
7. Культура и искусство Древнего Египта.
8. Искусство Древней Греции и Древнего Рима.
9. Философия древней Греции: Сократ, Платон, Пифагор, Аристотель.
10. Гладиаторские бои: «высокая» культура или варварство?
11. Римское право и его влияние на западноевропейскую культуру.
Литература
[3 – 5; 18; 24; 30; 35; 44; 50; 51; 55; 56; 60; 69; 73; 75– 77; 81; 92].