Взаимодействия спроса и предложения. Механизм формирования равновесной рыночной цены и равновесного объёма продаж. Условия равновесия и неравновесия рынка

Взаимодействие спроса и предложения осуществляется на основе ценового механизма, что приводит к ситуациям равновесия и неравновесия рынка отдельного товара. Используя данные таблицы 3, совместим графики спроса и предложения товара Х на рис. 10.

Таблица 3

Шкала спроса и предложения товара Х

 

Цена за единицу товара Х, руб. Объем спроса, тыс. шт. Объем предложения, тыс. шт. Разница между объемом спроса и объемом предложения, тыс. руб.
-60
-40
-20
+20
+40
+60

 

 

 
 

На рис. 10 графики спроса и предложения пересекаются в точке Е – точке рыночного равновесия. Равновесие рынка – это ситуация, при которой интересы продавцов и покупателей товара взаимно согласуются, а объем спроса равен объему предложения. Параметрами равновесия являются равновесная рыночная цена товара (РЕ =4руб. за еденицу товара Х) и равновесный рыночный объем продаж (QE=40 тыс. шт. товара Х).

Рыночное равновесие может нарушаться из-за введения государством контроля над ценами. Если цена товара Х будет выше равновесной и составит 60 руб., то возникнет рыночное неравновесие, при котором объем предложения (60 тыс. шт.) превысит объем спроса (20 тыс. шт.) и избыток товара Х составит 40тыс. шт. (рис. 10). Если цена товара Х будет ниже равновесной и составит 2 руб., то также возникнет рыночное неравновесие, при котором объем спроса (60 тыс. шт.) превысит объем предложения (20 тыс. шт.) и дефицит товара Х составит 40 тыс. шт.

В ситуации избыточного предложения (затоваривание) продавцы вынуждены снижать цену товара, чтобы увеличить сбыт и ликвидировать излишки. При избыточном спросе (дефиците) продавцы повышают цену предлагаемого товара (таблица 3, рис. 10). Таким образом, рыночный механизм координирует действия продавцов и покупателей.