Библиотека Дзенских Текстов, присланных Друзьями ДзенРУ

Айки-тактикА в повседневной жизни
Терри Добсон, Виктор Миллер

к началу

ЧАСТЬ 2

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ АЙКИ-ТАКТИКИ

 

IX

ГЕОМЕТРИЯ:

ФОРМА КОНФЛИКТА

Геометрия суть отражение сознания Божьего.
Иоган Кеплер

Наикратчайшим расстоянием между вами и другим объектом является прямая линия.

Между вами и другим человеком эта линия идет от сердца к сердцу.

Все искреннее, все то, что на самом деле глубоко вас волнует, идет к вам и от вас по этой линии. Это та самая линия, по которой вы ребенком двигались к материнской груди, линия, по которой она вас к ней прижимала. Это также и та самая линия, по которой к вам шли ее упреки. Если вы можете вспомнить те времена, когда ее злость пробуждала в вас настоящий страх, вы вспомните, что вся сила ее гнева обрушивалась на вас жестко и прямо.

Когда вы голодны — действительно чертовски голодны, — вы смотрите на свой обед по этой самой линии. Когда вы любите всем сердцем, вы идете навстречу своему возлюбленному по этой линии, По иронии, когда вас грабят, это та же самая линия, по которой грабитель стремится добраться до вас и вашего бумажника.

Природе свойственна геометрия. И человеческие взаимоотношения здесь не исключение.

Геометрия, которой нас учили в школе, имеет дело с отношениями величин в пространстве: точки, линии, плоскости и тому подобные вещи. Для большинства из нас это было еще одним нудным предметом — сухой наукой, не имеющей никакого отношения к прекрасному солнечному дню за окном классной аудитории. Она попросту не имела ничего общего с нашей жизнью.

Но на самом деле она имела, и имеет по сей день.

Вы спрашиваете кого-то, понимает ли он вашу "точку" зрения; вы говорите о любовных "треугольниках", порочных "кругах", "квадратных" сделках, вы читаете в газетах о надувательстве "пирамидальной" системы торговли; вы смотрите "трубу" и видите новую "звезду" бейсбольного "бриллианта"*( Англ. diamond площадка для игры в бейсбол.) . И в довершение всего этого, наш Президент рассказывает нам из своего "Овального" кабинета о "спиральной" инфляции. Но "Пентагон" этим нисколько не обеспокоен.

Факт в том, что геометрия может быть применима к любой "плоскости" нашего существования. Например, Бризи Бил Силвер-тонг, продавец автомобилей, не отличит равнобедренного треугольника от параллелограмма, но он прекрасно разбирается в треугольнике, который соединяет его с мистером и миссис Марк. Если он не будет интуитивно чувствовать трехсторонние взаимоотношения, возникшие между ним и этой парой, то он упустит сделку быстрее, чем вы успеете сказать "Дейл Карнеги".

Когда все идет гладко, нет необходимости останавливаться и думать о геометрии. Вашей интуитивной мудрости, отточенной личным опытом, вполне достаточно для того, чтобы справиться с любой возникающей ситуацией. Но когда вы начинаете замечать за собой постоянную неспособность правильно реагировать на определенного рода конфликты, это означает, что самое время разобраться в геометрии этих конфликтов.

Таким образом, чтобы освежить ваши знания, мы собираемся преподать краткий курс геометрии как часть программы Айки-тактики. Это не та геометрия, которую вы изучали в школе. Мы научим вас видеть конфликты на основе форм и сил, чтобы вы могли оставаться вне досягаемости ваших эмоций, в более спокойном, ясном и более рассудительном месте — в месте, в котором соответствующие решения возникают спонтанно. Например, если вы сможете увидеть в мистере Линксе из Бухгалтерии силу природы определенной формы, то вы сможете контролировать свой страх и умножите свои шансы на то, что он оставит вас в покое.

Мы научим вас видеть геометрическую структуру и гармонию в хаосе и конфликтах, которые вас окружают.

Это не так уж сложно.

ФОРМЫ КОНФЛИКТА

В нашей системе мы используем формы для того, чтобы отобразить определенные основные отношения качеств. Форма, будучи комбинацией линий силы, является основным отображением энергии. Эта энергия определяет природу формы вне зависимости от ее размеров.

Отношение формы и ее энергии становится очевидным, когда можно потрогать сам материал. Каменный блок устойчив потому, что углы и силы, содержащиеся в нем, благоприятствуют тому, чтобы он был именно таким. Если вы поменяете форму этих линий силы" то вы измените основную энергию, и наоборот.

Блок с измененной формой уже не такой устойчивый, а его качество не такое крепкое. И к тому же теперь он обладает другими качествами, другими линиями силы, другими энергиями. От него исходит "чувство" подвижности, он как будто готов принять свою прежнюю форму.

Очень легко опознать энергию, когда видна форма, лишь немногим сложнее приписать форму к определенному типу энергии. Например, ученики исторического класса мистера Гранита знают, что он закостенелый, негибкий и старомодный. Они чувствуют его энергию и приписывают ему форму: он квадрат.

Со своей стороны, мистер Гранит в какой-то степени даже гордится своим прозвищем. Он видит себя солидным и надежным. Он полагает, что маленькие ничтожества оказались правы, хотя сами и не подозревали об этом.

И не важно, кто прав, суть человека понимается на основе геометрии. Вы можете называть это "вибрациями", "чувствительностью", "интуицией" или "здравым смыслом", но мы действительно обладаем внутренним чувством формы людей и их настроений.

Подумайте о форме энергии, с которой вы сталкиваетесь в своей повседневной жизни. Попробуйте визуализировать или вновь ощутить особенно интенсивный обмен с другим человеком, обмен, в котором было выражено большое количество концентрированной энергии. Если вы были рассержены, какую форму приняла ваша злость? Если злость была направлена на вас, то какую форму она имела для вас? Если обмен был страстной любовью, какой он был формы? Если это была сильная ненависть? ревность? страх?

Если бы вы смогли выйти из этого озлобленного обмена и посмотреть на все это сверху, то это могло бы выглядеть примерно так:

Форма атаки, энергия, исходящая от человека к объекту его злости, треугольная, напоминающая кончик стрелы, пробивающей сердце. Треугольный эффект увеличивается, когда атакующий использует свой палец для того, чтобы сузить фокус и нацелиться прямо между глаз.

Не всегда так уж просто выйти из наших конфликтов и посмотреть на них с высоты птичьего полета. Когда вы стоите лицом к лицу с разозленным человеком, то вы чувствуете себя так, как будто стоите посреди железнодорожного полотна, а грузовой поезд несется прямо на вас. Вы стоите на этой линии, а заостренный нос локомотива сейчас без малейшей заминки пронесется прямо через вас.

А когда вы сами являетесь тем, кто крепко наседает на кого-то другого, вы ощущаете то самое чувство сфокусированной энергии, направленной на вашего оппонента.

ТРИ ФОРМЫ

Формы — это то, как мы будем расценивать конфликт и ответную реакцию на него, но формы — это не просто символы на карте или схемы. Три формы, с которыми мы будем разбираться, на самом деле содержат энергию, которая сопутствует действию или ответной реакции на конфликт. По мере продвижения вы начнете чувствовать, к чему вы склонны, когда становитесь одной из фигур.

Три фигуры ответной реакции на конфликт — это треугольник, квадрат и круг. Как мы увидим более детально, они распределяются по категориям следующим образом:

Отпор Уход Ничегонеделание Обман Переговоры Аики

Давайте рассмотрим их одну за другой.

ТРЕУГОЛЬНИК

Треугольник наиболее часто ассоциируется с Отпором. Его форма указывает на вхождение, движение в пространство атакующего, или, в случае самого атакующего, его движение в ваше пространство.

Но треугольная ответная реакция может быть либо негативной, либо позитивной, центрированной или нецентрированной. Если вы переключитесь в треугольный режим и потеряете свой центр, вы будете очень значительно отличаться от центрированного человека в треугольном режиме:

Отцентрированный Неотцентрированный
динамичный агрессивный
протыкающий входящий
энергичный задиристый
целенаправленный надменный

сильный гордый

Человек, который становится отцентрированным треугольником, движим силой. Попробуйте, всего на несколько мгновений, испытать ощущение этой формы. Станьте прямо и выставьте одну ногу вперед для того, чтобы сохранить равновесие. Разверните тело слегка в сторону так, чтобы ваше правое или левое плечо было направлено вперед. Посмотрите вдоль этого плеча и представьте, что вы развернулись лицом к другому человеку. Отцентрируйтесь, слегка согните колени и поднимите выставленную .вперед руку вверх до уровня плеча так, чтобы вы указывали на "другого человека".

Вы в Виде Отцентрированного Треугольника

Заметьте, как форма треугольника начинает настраивать вашу энергию, ваш дух на основательную атаку. Удар вперед направлен из сильной основы. Намерение ясное и чистое, как стремительное движение сторон треугольника к вершине, а ваша собственная внутренняя энергия начинает трансформироваться в "треугольное чувство".

Теперь постоянно держите в голове, что мы говорим о наилучшем способе "хорошей", сильной треугольной ответной реакции. Слишком часто мы встречаем людей, которые, оказывая Отпор, геометрически больше похожи на это:

Они молотят во все стороны, поскольку не знают, в чем, собственно, дело. Часть их восстает против подлинной несправедливости, другая часть восстает против страхов, оставшихся еще с детства, третья же часть разозлена недавними, не связанными с конфликтом событиями, а четвертая восстает только потому, что "так положено". Ваша основа мечется в истерике, без поддержки, неуверенная в самой себе, скощенная под углом для быстрого побега на случай, если конфликт станет слишком жарким. И к тому же эта неопределенность: часть человека хочет драться, а часть хочет бежать ко всем чертям.

Выступая против объединенного намерения — подлинной основательной треугольной энергии, — этот человек практически сам напрашивается на разгром.

Вы начали ощущать, что такое "быть" отцентрированным треугольником. Вы почувствовали фокус, ток энергии в единственном направлении. Теперь все, что вам нужно сделать, — это напомнить себе — прямо посреди конфликта, — что вы треугольник (если это именно та ответная реакция, которую вы выбрали). Вы будете удивлены тому, как ваше тело отреагирует на эту команду. Заметьте, вы не должны обращаться к самому себе с лозунгами: "Обороняйся!", "Прекрати быть сентиментальным слюнтяем!". Ваш дух не в состоянии быстро отреагировать на подобного рода окрики. Это пораженческие, усложняющие и бесполезные выражения. Треугольная форма уже содержит в себе все, что вам необходимо.

Но треугольная форма или состояние духа важны для Ухода точно так же, как и для атаки. То, что вершина треугольника направлена в сторону от конфликта, означает лишь перемену направления, но не перемену в духе или намерении. Когда вы выбираете Уход, вы должны двигаться быстро и эффективно. ("Какое, к дьяволу, отступление! Мы просто наступаем в другом направлении!")

Большинство людей думает об Уходе как о последней возможности (если они вообще о нем думают). Их застают врасплох. Их "организованное" отступление больше напоминает галлов, бросающихся врассыпную перед ордами вестготов.

Вы практически слышите внутренний монолог, происходящий внутри человека, представленного этой фигурой: "О, Боже мой! Я надеюсь, что он меня не тронет! О, Господи, как мне сейчас влетит! Может, двигаться быстрее, но. Господи, я же неудачник! Помогите! Нет, сбегу, буду бежать как полоумный!"

Люди, которые действительно успешно атакуют других людей, задирают их и направляют на них свою агрессию, просто обожают Уходы такого рода. Они будут продолжать наступать до тех пор, пока их жертвы не научатся быть более треугольными.

Напротив, внутренний монолог цельного, отцентрированного треугольника абсолютно отличен от приведенного выше. По существу, никакого внутреннего монолога и нет. Вы находитесь в расслабленном состоянии осознания, осознания того, что происходит. Вы просто позволяете этому происходить, доверяете своим импульсам и следуете им. В этом и заключается разница между тем, чтобы пытаться заставить брак "работать", и между тем, чтобы просто любить своего мужа или жену.

Опять же, как и в случае с треугольником в режиме атаки, треугольник в режиме Ухода обеспечит вас абсолютно всем, что вам необходимо знать. Почувствуйте себя треугольником —и вы будете двигаться, думать и реагировать как треугольник. Ваше намерение станет цельным, а когда вы почувствуете, что паника пытается завладеть вами, просто сконцентрируйтесь и ощутите себя в пространстве треугольником, и ваш Уход будет совершенным.

Когда освоитесь с треугольностью, проверьте свои собственные ощущения применительно к выражениям, которые наиболее часто ассоциируются с треугольником, независимо то того, в какую сторону он направлен: вход, выход, нападение, сражение, бегство, уклонение, преследование, выслеживание, борьба, попытка свести концы с концами, толкание, удирание, повышение ставок, перескакивание на другую тему, разделение, наседание на кого-то, отступление, дезертирство, пристрелка.

КВАДРАТ

Наиболее часто квадрат ассоциируется с такой ответной реакцией, которую мы называем Ничегонеделанием. Эта форма выражает стабильность, защиту и безопасность. К тому же она несет в себе энергию негибкости и нежелания перемен.

Как и треугольник, квадрат может быть как позитивным, так и негативным; отцентрированным и неотцентрированным. Если вы примете квадратную форму и потеряете свой центр, то вы будете весьма отличаться от отцентрированного квадрата:

Отцентрированный Неотцентрированный
солидный стабильный несокрушимый тяжеловесный застрявший упрямый
надежный отстаивающий позиции скучный боящийся сдвинуться с места

Человек, который становится отцентрированным квадратом, действует от силы. Попробуйте, всего на несколько мгновений, поэкспериментировать с формой квадрата. Почувствуйте себя квадратом.

Станьте, стопы на ширине нескольких дюймов, колени слегка согнуты. "Квадратно" (прямо) посмотрите вперед. Выставьте вперед одну ногу и восстановите равновесие. Найдите свой центр.

Если вы позволите своим рукам свободно раскачиваться впереди назад (как это показано на диаграмме), то область, занимаемая вашим телом, если смотреть на нее сверху, грубо будет представлять собой квадрат. У него есть четыре прямых угла, каждый из которых зависит от других и поддерживает их. И он предоставляет атакующему все свои четыре укрепленные стороны. Он позволяет вам разворачиваться и встречать лицом любой натиск. Пусть ощущение стабильности и мощи течет через вас, позволяя вам почувствовать себя крепко заземленным, отцентрированным квадратом. Сохраняйте свои центр и помните, что у вас полное право стоять там, где вы стоите, и думать так, как вы думаете. Позвольте себе держаться своих убеждений, но стойте спокойно. Не пытайтесь скрежетать зубами и царапать землю ногтями. Ваш центр удержит вас.

Вот те вещи, которые вы должны начать ощущать, когда во время конфликта вы выбираете Ничегонеделание. Вы не нерешительны, вы ничего не проигрываете. Просто вы квадрат — но вы стали им по собственному выбору.

Для того чтобы проникнуться духом и энергией квадрата и начать чувствовать природу трансформации, взгляните на эти квадратные выражения: держаться своего мнения, сохранять спокойствие, рассматривать альтернативы, воздерживаться от суждений, оставаться непоколебимым, "позволить ему наказать себя самому", выждать, быть несокрушимым, отдать якорь, пережидать бурю, удерживаться, держаться своего, быть надежным, быть крепким, быть основательным и прочным.

КРУГ

Дух круга является основным для трех возможностей разрешения конфликта: Обмана, Переговоров, Айки. Каждая из этих возможностей, как мы это уже видели, отличается от других, но всем им присущи многие аспекты кругообразности. Более того, в каждом случае кругообразность эта особого рода, в зависимости от того, говорим ли мы об Обмане, Переговорах или Аики. Это не кругообразность ради кругообразности; это не кругообразность ради того, чтобы быть скользким и неуловимым. Это скорее имеет отношение к тому свойству круга, которое позволяет вам "поворачиваться вместе с ударами" и в результате "развернуться" и увидеть вещи с точки зрения другого человека. Нам всем знакомы люди, с которыми мы не можем поладить. Они держатся в стороне, они сами по себе сдержанны, или все что угодно, и мы реагируем на них по-разному, они возбуждают в нас все, начиная от легкого любопытства до настоящей враждебности. Это не дух круга, о котором мы говорим.

Мы предлагаем вам стать кругом, который может принимать силу, поворачиваться вместе с ней и перенаправлять ее в безопасном направлении.

Как и со всеми остальными формами, с которыми мы имели дело до сих пор, круг имеет позитивные — отцентрированные и негативные — неотцентрированные стороны. Помните, все зависит от того, будете ли вы делать все из своего центра или нет.

Отцентрированный Неотцентрированный
текучий непостоянный/ветреный
в состоянии принимать силу можно скатить с места
видит все стороны справедливый не имеет своего мнения
неожиданный гуманный благоразумный слабый противник
принимающий хитрый невротичный
осторожный трусливый испуганный

Человек, который, будучи круглым, сохраняет свой центр, может двигаться, вращаться, течь и расслабляться, подобно листку дерева в бурных потоках реки. Неотцентрированный кругообразный человек постоянно уклоняется, увиливает, прячется, хитрит и просто каменеет от мысли, что его поймают.

В этом-то вся разница.

Представьте себя кругом. Станьте удобно, одна нога выставлена вперед. Повращайте бедрами из стороны в сторону, а затем пусть ваши руки последуют за бедрами. Важно не размахивать руками, просто позвольте своим отцентрированным бедрам раскручивать ваше тело, увлекая за собой руки. Опустите свой центр и сохраняйте его там. Если сможете, провернитесь так, чтобы стоящая сзади нога стала передней. Не беспокойтесь о своей форме, просто сознательно почувствуйте себя кругом, который может двигаться, катиться и течь в ответ на любое воздействие.

Прочувствуйте этот круг изнутри. Вспомните, как было весело в детстве, когда вы описывали бесконечные круги до тех пор, пока не падали от головокружения и смеха. (Если большинство из нас попробует проделать это сегодня, то нас, по меньшей мере, хватит легкий удар!)

Вращаясь от бедер, осознайте это чувство и помните, что в конфликтной ситуации вы сможете свободно течь с любой силой. Знайте, что, поворачиваясь, вы можете видеть все и со всех сторон, что вы можете воспринять все, что может быть брошено в вас в любом из 360 возможных направлений, и по-прежнему катиться или течь вместе с атакой.

Сохраняйте воспоминания об этих ощущениях, когда мы будем рассматривать особенности кругообразности трех круговых ответных реакций.

Круг Обмана

Мы привыкли, что люди, использующие Обман, чаще всего предстают в некой странной форме, подобной этой:

Да, кстати, вы не слышите, что происходит в голове этого человека? Это очень похоже на десятилетнего ребенка, явившегося в школу неподготовленным к занятиям:

"Если она меня вызовет, я просто выйду! Нет, не надо этого делать! Если она спросит, как пишется это слово, я скажу, что мой старший брат умер вчера вечером и у меня не было возможности выучить урок. Нет, она никогда этому не поверит. О Боже, почему я этого не выучил?" Учительница вполне может почувствовать своим центром ту агонию, которая происходит в этом ребенке. И что она делает? Она атакует, конечно же. "Билл, произнеси, пожалуйста, по буквам слово "независимый"".

"Мисс Моран, я не выучил это слово, потому что вчера мой отец попал в автомобильную катастрофу и нам пришлось ему помогать, это было ужасно..." Ну, остальное вы знаете. Вместо того чтобы просто получить двойку за урок, Билл начинает переживать настоящую драму по поводу лжи, морали и этики, и в результате он вообще начинает думать о том, что лучше бы он умер.

Ну что, вы уже переросли Билли? У вас уже нет ничего общего с этим десятилетним ребенком? Что-то мы в этом сомневаемся. Большинство из нас по-прежнему подходят к обману — белому, серому или черному — с отношением и настроением Билли. Нам не нравится наше собственное вранье, мы чувствуем себя виноватыми за свои чувства и презираем себя за то, что не смогли соврать что-нибудь поприличней! Люди всегда говорят: "Я не могу делать этого не краснея", "Меня всегда выдает лицо".

Будьте круглыми.

Почувствуйте этот круг и двигайтесь вместе с атакой. Избавьтесь от чувства вины, просто осознайте, что круг действует в духе защиты. Айки-тактика не требует от вас того, чтобы вы выкручивались на контрольной работе по правописанию, и не учит вас обманывать из желания повеселиться или ради выгоды. Мы надеемся, что вы не будете использовать свою кругообразность не по назначению. Вы должны быть сфокусированы на разрешении конфликта и на восстановлении гармонии, а не на спасении собственной шкуры или на желании разделаться с кем-нибудь.

Если в конфликте вы выбрали Обман, будьте центрированными и круглыми.

Круг Переговоров

Сколько из вас вступало в Переговоры подобным образом?

Вы хотите быть кругообразными, но вы не можете отделаться от своей слабой карты, атаки. Вы хотите быть рассудительными или вы даже говорите, что вы рассудительны, но этот треугольник выскакивает прямо из вашей дискуссии! Если атакующий достаточно чувствителен, то он может почувствовать, что половина вас округлая, но он будет вынужден реагировать на ваш треугольник, поскольку именно это ему угрожает. Происходит же то, что вы пытаетесь сочетать или просто забыли не сочетать две разные ответные реакции на конфликт. Например, вы пытаетесь быть рассудительным, стараетесь понять точку зрения другого человека:

Вы: Да, я тебя понимаю, Эд, но ты не понимаешь. Вероятно, это больше твоя проблема, чем моя...

В самый разгар Переговоров выскакивает треугольник. Что-то в вас хочет разделаться со стариной Эдом, и Эд, если он хоть в малейшей степени боец, сделает так:

Эд: Неужели? А как тебе понравится такая проблема! (С этими словами Эд врезает вам по носу.)

Это сложно, поскольку очень часто мы не осознаем тех сигналов, которые сами же посылаем. Мы думаем, что мы кругообразны, но через два часа после перебранки мы начинаем понимать, что были скорее треугольными. Это вопрос постоянного повышения уровня нашего осознания, контроля своей формы и извлечения ее сущности.

Переговоры, таким образом, требуют не того, чтобы вы полностью капитулировали, а того, чтобы вы были текучими, гибкими и достаточно кругообразными для того, чтобы разворачиваться и видеть все стороны, при этом сохраняя свой центр.

Круг Айки

И наконец, ответная реакция Айки, реакция, которая требует от вас самого совершенного круга, которого вы только можете добиться. Если вы кривобоки или неотцентрированны, ваша реакция будет так же эффективна, как долгоиграющая пластинка с дыркой на два дюйма в стороне от положенного места.

Это клякса, а не ответ на конфликт. Она не в состоянии двигаться, ну разве что подобно клетке, одно движение ложноножкой за один раз. В то время как передняя часть продвигается вперед, ее задняя часть ожидает своей очереди убраться с линии надвигающейся атаки. Она постоянно представляет собой уязвимую мишень для любого, кто быстрее и проворнее. Она не может направлять или вести, поскольку на самом деле сама не знает, в какую сторону двигается.

Типичным примером подобного рода кривобокого подхода к Айки могла послужить такая ситуация:

Марк: Шейла, мне не нравятся твои друзья. Совершенно не нравятся.

Шейла: Как ты можешь так говорить? Ну, я хочу сказать, почему ты мне это говоришь? Допустим, с твоей точки зрения, конечно, я полагаю... Эй, минуточку — если тебе не нравятся мои друзья, то что тебе нравится во мне?.

Шейла совершенно потеряла равновесие. Она запутала сама себя потому, что слушала одновременно слишком много сигналов. Она бы сделала гораздо лучше, если бы попросту сказала (из своего отцентрированного круга): "Мне жаль, что ты такого мнения". Затем она могла бы перейти в режим квадрата и выждать, пока Марк не продолжит, пока не станет более конкретным и пока его собственная разбалансированность не сработает против него же самого.

Для того чтобы суммировать идею, энергию и дух круга, давайте просмотрим некоторые фразы, слова и выражения, которые обычны для этой формы:

Круг: (Переговоры) распутывать, обсуждать, приходить к компромиссу, идти на взаимные уступки, идти навстречу кому-то, торговаться, ходить кругами, уступить пару дюймов, "ты —мне, я — тебе", заключать сделку, приходить к чему-то взаимоприемлемому.

Круг: (Обман) лгать во спасение, менять фокус, говорить полуправду, заставить кого-то остановиться, менять тему, прерывать конфликт.

Круг: {Айки) войти и развернуться, сочувствовать, присоединиться, плыть по течению, поворачиваться с ударом, посмотреть с его точки зрения, быть водой, а не скалой; пройти милю в его башмаках; перенаправить его доводы, помочь ему увидеть, что происходит на самом деле; "походить в его шкуре".

Уверяем вас, легких путей к Айки-тактике не существует. Но если вы будете практиковаться в распознавании и "овладении" этими тремя основными формами и при этом будете сохранять свой центр, то вы значительно продвинетесь на пути к эффективному управлению конфликтами.

УВЕЛИЧЕНИЕ СТАВКИ

До сих пор мы говорили об этих трех формах так, как будто каждая из них совершенно не зависит от других. В определенном смысле это действительно так, но в другом смысле это не совсем так. Вы не можете надеть на себя треугольник так, как вы надеваете на себя новую рубашку или кофту. И вы не можете его снять, чтобы снова стать квадратом или кругом. На самом деле, хотя все эти формы и отдельны друг от друга, вы все время носите их с собой. В каждый момент дня какая-либо из форм преобладает, но остальные находятся тут же, доступные в случае, если они вам необходимы. Например, в режиме квадрата вы будете выглядеть примерно так:

В этом случае квадрат преобладает, но круг и треугольник по-прежнему здесь, на случай быстрого перехода —

из квадрата в круг — или —

— из круга в треугольник.

Смысл в том, что каждый из нас всегда является чем-то, какой-то формой. Какая-то форма преобладает. И хотя переходы от одной формы к другой обычно практически неуловимы, большинство людей может легко быть отнесено к определенной категории, поскольку они соскальзывают в какой-нибудь один режим чаще, чем в остальные. Есть те, кто крадутся по жизни, подобно "тиграм", следуя за вершиной своих треугольников, всегда выискивая, кого бы "убить" в том или ином смысле. С другой стороны, есть те, кто постоянно ищут возможности сбежать, их вершины всегда направлены в сторону от конфликта. Квадраты, как мы это уже видели, скпонны твердо и непоколебимо стоять на своем, они могут быть упрямыми, как мулы.

Те, кто имеют тенденцию чаще всего становиться кругообразными, могут представать во всех шести возможных видах: обманчивыми/изобретательными, рассудительными/говорливыми или сливающимися/слабохарактерными.

Держите в сознании, что у вас множество возможностей и все эти возможности вы постоянно носите с собой. Не замыкайтесь в рамках какого-то одного образа действия, исключая при этом другие.

Например, каков ваш образ действий прямо сейчас, когда вы читаете эту книгу? Если вы не соглашаетесь решительно со всем, что мы говорим, или выискиваете типографские опечатки для того, чтобы оправдать свое неприятие Аики-тактики, вы абсолютно четко принимаете треугольную форму. Круг и квадрат, незадействованные, отдыхают где-то внутри вас.

Если вас волнует то, о чем мы говорим, но вы не склонны понимать и практиковать это, вы по-прежнему в режиме треугольника, направленного в сторону от того, что вы переживаете.

Вы читаете спокойно, ждете, к чему же все это сведется — что же собственно из себя представляет Айки-тактика7 — в таком случае, вы удобно расположились в форме квадрата. Дайте Добсону и Миллеру достаточно времени, и они либо сами себя повесят, либо убедят вас.

Если вы реагируете активно, задаете вопросы себе и нам, то соглашаясь, то не соглашаясь, значит, вы пребываете в форме круга, в режиме Переговоров с текстом и его концепциями. Вы по-прежнему в форме круга, но не отцентрированы, если читаете и скользите мимо идей, говоря себе, что все это вам абсолютно не нужно, потому что все в полном порядке, за исключением, правда, того, что вы продолжаете терять контроль в своих конфликтах, а ваша жена попросту вышвырнула вас из дому, но вы в порядке. И, в любом случае, кому какое дело! Если вы в режиме слияния, вы не обязательно должны быть убеждены в правильности нашего подхода, но, пока вы читаете, вы примеряете на себя идеи и сливаетесь с ними, чтобы почувствовать, на что это похоже. Вы немного играете в игру под названием Как Будто. Вы читаете или делаете что-либо так, как будто это так и есть на самом деле. А затем, когда вы закончите, вы решите, подходит вам это или нет.

Вы должны начать постоянно осознавать, какую форму вы собой представляете. Сначала вам покажется, что вы сразу все три или две, или шесть каких-то других, которые вы сами в себе открыли: "Сегодня я чувствую себя ромбом", "Я где-то между параллелограммом и прямоугольником..." Если вы поразмыслите над этим и приглядитесь к тому, что происходит на самом деле, вы обнаружите, что, независимо от того, вовлечены вы в конфликт или нет, вы принимаете какой-то аспект или аспекты одной из трех форм.

То же важно, когда вы вступаете в любого рода межличностные отношения. Независимо от того, конфликтные они или мирные, вы должны знать, в каком режиме вы находитесь и в каком режиме вы "должны" находиться. Только вы можете решить, что для вас означает это "должны", используя наметки, которыми мы вас снабдили.

Учитесь использовать свое новое знание геометрии с тем, чтобы оно направляло вас в ваших конфликтных ситуациях. Когда ваша бывшая супруга или супруг валит на вашу голову всевозможные проклятия, скажите себе "Будь кругом", и вы спасете эту голову.

Мы думаем, что повторение в уме форм вы найдете гораздо более полезным, чем бормотание себе под нос: "Если она скажет еще хоть слово, я ей такого задам!", или "Мое время еще придет!", или "Я не должен ему этого спустить!"

Ваше тело среагирует, ваш дух среагирует, и вы сделаете "правильно", потому что ваш центр не даст вам потерпеть неудачу.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛИНИИ

Мы начали эту главу с того, что напомнили вам, что кратчайшим расстоянием, соединяющим вас и кого бы то ни было еще, является прямая линия. Формы атакующего и реагирующего на атаку разрешают свои конфликты на этой линии. Давайте взглянем на геометрию самой линии.

Любая серьезная атака направлена от атакующего к цели вдоль прямой линии:

Мы говорим "любая серьезная" атака потому, что несерьезные атаки в данном случае нас нисколько не заботят. Атака, за которой нет никакой силы, атака, которая неосновательна или плохо продумана, атака, которую ничто не поддерживает, — ни одна из них не должна даже беспокоить вас. Вы просто спокойно сходите с ее пути или взмахиваете кистью руки, и эти атаки растворяются в тумане непоследовательности.

Нет, разбираться нужно с серьезными атаками. А серьезные атаки строятся поперек или вдоль этой линии. За ними стоит определенное намерение. Атакующий полностью поглощен своей атакой, но, по иронии судьбы, именно эта его полная поглощенность настолько упрощает вашу задачу. Например, если человек со всех ног несется на вас, а вы просто сходите с дороги, то он будет продолжать бежать до тех пор, пока не зароется пятками в асфальт и таким образом не остановится. Это и есть полная поглощенность! Однако если этот же человек медленно подойдет к вам, а вы сойдете с дороги, то он сможет моментально снова направиться к вам и снова будет висеть у вас на шее. Следовательно, чем. сильнее атака, тем легче с ней справиться.

Сложно поверить?

Мы предлагаем вам принять тот факт, что прогнозы на ваше выживание значительно улучшатся, если некто "действительно" набросится на вас. Так уж получается, что это правда. Чем больше нападающий поглощен атакой, тем легче вам с ним справиться, если вы отцентрированы. С самого рождения нас учили надеяться на то, что босс, жена, муж, сын, дочь, лучший друг, враг, хулиган не станут нас всерьез бить, они лишь немного побранят нас, и все. Но посмотрите на человека в форме треугольника на наших диаграммах. Представьте, как он приближается прямо к вам по этой линии. Представьте силу, желание и намерение, сфокусированные вдоль этой стрелы. Помните в таком случае, что, когда кто-то атакует вас вдоль этой линии, у вас остается 358 направлений, куда можно двигаться, чтобы просто и безопасно справиться с атакующим, — по существу, все направления, кроме севера и юга.

Если вы будете двигаться на север, то нос к носу столкнетесь с нападающим; если двинетесь на юг, будете вынуждены убегать от него. Но в вашем распоряжении есть 358 безопасных направлений, куда вы можете двигаться с минимальными усилиями, даже не принимая в расчет немногим более сложное использование Айки (север и юг), которое могло бы добавить 2 дополнительных градуса к вашему жизненному выбору!

Хорошо, давайте прервем на мгновение урок по навигации и снова посмотрим на линию, которая соединяет вас с вашим нападающим. Заметьте, что она прямая. Она соединяет ваше сердце с его или ее сердцем. Он или она чувствует, что сердце не участвует во всем этом, но вы должны помнить, что это не так, иначе вы выпустите из виду защитный дух. Вы можете попытаться действовать окольными путями, прятаться от людей или поступать с ними нечестно, но реальная прямая линия по-прежнему существует:

Не важно, какая форма представлена, линия продолжает существовать между людьми в их взаимоотношениях. Трудности появляются, когда они начинают ее неверно воспринимать или притворяться, что ее не существует вовсе. Возвращаясь к нашей метафоре, давайте возьмем Робин Гуда и Маленького Джона. Бревно, на котором они стоят, — это физическое воплощение "воображаемой линии", которая соединяет двух или более людей в их взаимоотношениях. Они не могут сойти с бревна, не вымокнув. Не можем и мы. Действовать вдоль какой-либо иной линии по самой меньшей мере непродуктивно:

а! — это представление В об А, но не настоящий А. В этом случае А атакует В, но В сбит с толку или ведет какую-то другую воображаемую борьбу. В результате А наносит четкий удар прямо в центр В. Все, что нужно сделать В, — это вернуться на линию, чтобы вступить в конфликт. Например, давайте представим, что А — это телефонная компания, а В — молодая девушка по имени Мэгги. Мэгги может быть охарактеризована как "полулиберальная" в своей политике, она в течение некоторого времени поддерживала различные движения. Когда телефонная компания набросилась на нее за неуплату телефонных счетов и пригрозила отрезать линию, Мэгги моментально перешла в режим треугольника, она готова оказать отпор. Подобно большинству из нас" она не доверяет большим корпорациям, и эта борьба с людьми из телефонной компании представляется ей борьбой человечества против монолита. Телефонная же компания, со своей стороны, рассматривает событие как простой вопрос неуплаты за оказанные услуги. Они еще не знают о том, что их компьютер ошибся.

Во время перепалки с начальником отдела Мэгги разражается треугольной неотцентрированной тирадой:

Мэгги: Вам совершенно на нас наплевать! Вы все продали! Вы разрываете страну, и, хуже того, вы даже вмешиваетесь во внутренние дела зарубежных стран. Я натравлю на вас...!

И она продолжает в том же духе. В результате своим бравурным выступлением она доводит представителя компании до такого уровня злости, где здравое обсуждение просто невозможно. Компания отрезает ее линию.

Вы совершенно свободны согласиться с Мэгги, но речь шла не о том, вмешивается МТК в дела Южной Америки или нет. А шла она о том, оплатила ли Мэгги счет за услуги связи за последний месяц! В любом случае, у представителя была своя задача, он ее и решал, оставаясь на единственной прямой линии: был ли счет оплачен или нет? Если бы Мэгги оставалась на этой линии, она, возможно, заставила бы компанию пересмотреть точность своих компьютеров и то, как они обращаются со своими клиентами. Вместо этого она сражалась на своей собственной линии — линии, не соединяющей ее ни с кем, кроме совета директоров корпорации. А их-то поблизости и не было, чтобы ее услышать!

Ключ в том, чтобы найти прямую линию, оставаться на ней и реагировать соответственно.

В противном случае, вы кончите тем, что будете воевать с самим собой, как это было с Мэгги.

Для того чтобы стать большими экспертами в Айки-тактике, начните визуализировать линии, которые соединяют вас с людьми, с которыми вы имеете дело. Помните, эти линии не ограничиваются мужьями и женами, боссами и коллегами, они соединяют вас со всеми. Подведем краткий итог: геометрия — это способ видения того, что происходит в наших ежедневных конфликтах. Она проясняет и делает определенной динамику взаимодействия, указывает форму, которую следует принять, и курс, которому нужно следовать, если мы хотим выжить.

Осознавайте, какая форма преобладает — будьте кругом, квадратом, треугольником, — и используйте их в духе защиты.

Х

МНОЖЕСТВЕННАЯ АТАКА

 

Ураган чудес дует непрестанно. Днем и ночью это необыкновенное явление вздымается вокруг нас со всех сторон и (не менее удивительно) ни в малейшей степени не беспокоит волшебного спокойствия Творения. Это буйство и есть гармония.

Виктор Гюго,"Вильям Шекспир"

Множественная атака именно это и подразумевает. Это ситуация, в которой вас осаждает не один атакующий, а несколько. Это конфликтное событие, которое испытывает нашу реальную способность справиться с агрессией. Множественная атака устрашает.

Традиционно, как мы это уже отмечали раньше, нас учили тому, что большой силен, а маленький слаб. Логическое продолжение этого урока приводит к тому, что, когда людей много, они сильны, а когда их мало, они слабы. Таким образом, если нас будет немного, а их будет много, то логичнее всего ожидать поражения. Как мы увидим в дальнейшем, это совсем не так. Недавняя военная история полна примеров, когда партизанские отряды одолевали армии, значительно превосходящие их числом и вооружением.

В качестве первого шага необходимо осознать, что количество работает против многочисленных точно так же, как и на многочисленных. Например, представьте, что у вас пятьсот солдат против пятидесяти вражеских и вы должны их кормить, одевать, организовывать и распределять в десять раз больше, чем ваш оппонент. У вас может быть превосходящая огневая мощь, но вы должны обеспечивать боеприпасы и следить за тем, чтобы эта огневая мощь была направлена в нужную сторону. Тем временем ваш малочисленный противник относительно свободно бродит вокруг и совершает налеты на ваши линии снабжения. К тому же пятьдесят человек производят гораздо меньше шума, чем пять сотен, и могут развернуться более быстро и спрятаться более эффективно.

Итак, вам абсолютно необходимо запомнить, что, когда вы сталкиваетесь с множественной атакой, в вашей колоде по-прежнему все четыре туза; им же придется разделить своих тузов между собой!

Какие существуют примеры множественной атаки? Два родителя, агрессивно нападающие на ребенка, три сослуживца, изводящие четвертого, совет директоров, обрушивающийся на конкретного члена правления, пятеро соседей, ополчившихся против одной семьи, друг, который хочет, чтобы вы пошли с ним в одну сторону, в то время как другой хочет, чтобы вы пошли в другую. На самом деле, мы встречаемся почти с таким же количеством множественных атак в месяц, что и со столкновениями один на один.

Давайте посмотрим на геометрию некоторых типов множественных атак:

1. САНДВИЧ

В этом случае, А и а! атакуют В. Подобно любым хорошим нападающим, они окружают В и тем самым сводят к минимуму возможности В к побегу. В межличностных отношениях вам очень хорошо известна эта ситуация: Эдгар говорит, что вы эгоист. Затем, как раз когда вы заняты атакой Эдгара, Рэнди подходит и говорит, что вы нечувствительны. Как только вы разворачиваетесь, чтобы разобраться с Рэнди, Эдгар усиливает свою атаку, говоря, что вы паршивый администратор. Возможно, никто из них не прав, но они точно вас достанут. Как вы с этим справитесь?

Заметьте, что на рисунке А и а! оба направляют свои атаки прямо по линии, идущей в центр В. Но что будет, если В там не окажется? Что, если круг В неожиданно сдвинется?

В зависимости от скорости и проворства В, А и а! врежутся прямо друг в друга! В том случае, если их атака серьезная и полностью их поглощает, их собственная инерция пронесет их по линии, к которой они так привязаны. В в таком случае будет в относительно безопасной позиции, в которой он уже сможет встретить их следующую атаку.

Давайте посмотрим, как это работает на примере. Эдгар: Фрэнк, прошлой ночью ты вел себя по-настоящему оскорбительно!

Рэнди: Я надеюсь, ты собой гордишься, Фрэнк!

Эдгар: Как ты мог вести себя так грубо!

Рэнди: Я знаю, что Хелен прижимиста, но тебе вовсе не обязательно было говорить ей это в лицо!

Фрэнк: (Будучи кругообразным.) Я знаю, что вы оба расстроены по поводу того, что я сделал, и, возможно, мне понадобится ваша помощь. Эдгар, скажи мне, как бы ты уладил то, что Хелен постоянно опаздывает с уплатой своей доли арендной платы?

Рэнди: (По-прежнему несется вперед.) Я скажу тебе, как бы я уладил все это.

Эдгар: Подожди, Рэнди. Он спросил меня. Ну, во-первых, я бы не стал это делать при всех.

Рэнди: Да дело не в том, Эдгар! Дело в его отношении к этому. Он был настолько ироничен и злобен.

Эдгар: Ирония —это единственное средство, которым можно пронять Хелен. Я просто не стал бы этого делать перед всеми.

Фрэнк: (В поисках разрешения.) Я вижу, что с проблемой Хелен связано гораздо больше, чем я предполагал раньше. Давайте постараемся найти общие точки соприкосновения и затем уже будем от них отталкиваться.

Фрэнку не просто повезло, он в точности следовал диаграмме, двигал свой круг в отцентрированной манере и выскользнул из Сандвича, который приготовили для него Эдгар и Рэнди. Очевидно, Эдгар и Рэнди были тоже недовольны тем, что Хелен задерживает деньги за аренду, но они перенесли свою злость на Фрэнка. Фрэнк же помог им, позволив Эдгару и Рэнди на полном ходу врезаться друг в друга. Эта коллизия заставила правду выйти на поверхность, а затем позволила всем троим двигаться сообща к разрешению ситуации. Фрэнк позволил всему этому произойти лишь потому, что не воспринял атаки, направленные на него лично. Его центр помог ему оставаться вне зоны боевых действий.

2. ПЕРЕТЯГИВАНИЕ КАНАТА

Абсолютно то же самое происходит в ситуации, когда две противостоящие силы тянут вас в противоположные стороны:

Если вы представите себе это геометрически, то А и а! на самом деле тянут друг друга! Так же, как и в предыдущем примере, они атакуют друг друга. Тот факт, что В находится на их пути, может рассматриваться как случайная история, а не как трагедия. Конечно, если В будет продолжать стоять непоколебимым квадратом, то ему просто повыдергивают руки. Он должен быть в состоянии извлечь выгоду из того факта, что на самом деле А и а! хотят друг друга. Он зрительно представляет себя веревкой и позволяет двум атакующим разбираться между собой. По мере того как разворачивается это Перетягивание Каната, он начинает чувствовать, что а! сильнее А. И он становится треугольником, направленным в ту же сторону, что и А1. Посмотрите, что происходит теперь:

Под трубы и фанфары два треугольника перетягивают один! Как мы позже увидим, когда В и а! будут представлять собой некую конфигурацию, движущуюся в направлении а1, В может перейти в круг и уйти с линии, чтобы А и а! смогли разобраться в том, что же на самом деле происходит.

Давайте возьмем классический пример Перетягивания Каната из реальной жизни: сын-старшеклассник разрывается между матерью, которая хочет, чтобы он занялся гуманитарными науками, и отцом, который хочет, чтобы он стал инженером. Ситуация, возможно, банальная, но достаточно общая, чтобы обеспечить миллионы семей запасом конфликтов на всю жизнь.

Как на нашей геометрической диаграмме, отец и мать представляют собой два треугольника, которые тянут каждый в свою сторону. Для родителей это ситуация победы/поражения, замаскированная под знаменем "Что Лучше Для Младшего". К несчастью Младшего, он не понимает взрослой битвы за власть; он не ощущает связи между этими перетягиваниями и воспринимает их как направленные лично на него. В конце концов, только Младший знает, что лучше для Младшего, так что ему придется учиться тому, как справиться с геометрией ситуации.

Сначала два треугольника тянут в разные стороны квадрат:

Мама: Поверь мне, сын, я на самом деле знаю, что для тебя лучше. Степень бакалавра искусств позволит тебе дальше заниматься любого рода деятельностью. Это сделает тебя разносторонне развитой личностью.

Отец: А степень инженера даст тебе хорошую работу и хорошую зарплату. Если ты сам себе не враг, ты выберешь техническое образование, как только впишешь свое имя в бланк заявления о приеме в колледж.

Младший стоит спокойно, сохраняет свой центр и пережидает конфликт до тех пор, пока не начинает чувствовать, что одна сторона сильнее, чем другая, —не обязательно лучше для него, однако сильнее в смысле прилагаемых усилий. Голос отца становится громче, его примеры более многочисленны, его лицо краснее, так что Младший медленно превращается в треугольник, направленный в сторону технического полюса:

Младший: Я думаю, отец прав насчет свободы выбора в технической сфере, а также насчет неограниченных возможностей.

Отец: Конечно, я прав, черт побери!

Мать: Что это значит!

Теперь, когда Младший убедился в том, что его мать вот-вот сорвется, он становится кругом и убирается с дороги:

Младший: Отец, почему бы тебе не объяснить это маме? Я не так уверен в фактах.

Мать: Я не хочу, чтобы мне что-нибудь объясняли!

Отец: Это твоя проблема. Твоих мозгов уже не изменить, ты просто не будешь слушать простых вещей!

Мать: А как насчет тебя? Ты сидишь здесь и с помощью фактов и цифр рассказываешь нашему сыну, как выбросить свою жизнь на ветер! Почему ты думаешь, что всегда прав? Я воспитывала его, пока ты все время где-то шлялся и что-то продавал. Ты даже толком его не знаешь. Так как же ты можешь советовать ему, что ему делать?

Отец: Я все время шлялся, чтобы заработать деньги для того, чтобы прокормить вас двоих! Ты сама его вырастила, а теперь хочешь, чтобы он получил образование, которое ничего не значит! Что дает тебе большее право, чем мне, рассказывать ему, что делать?

Теперь борьба спустилась (или поднялась, если вам так больше нравится) до своей сути: кто обладает властью, правом или авторитетом, чтобы управлять выбором Младшего? Вся мишура насчет технического образования против гуманитарного (даже если это и искренние мнения) отброшена в сторону. В зависимости от своих предыдущих взаимоотношений со своими родителями, мальчик может помочь им найти определенное разрешение посредством Айки:

Младший: Мама, папа" я очень внимательно вас слушал. Теперь скажите, правильно ли я вас понял. Мне кажется, что вы оба меня очень любите.

Мать: Конечно. Отец: Конечно.

Младший: Но мне также кажется, что ваш спор о том, кто будет выбирать для меня будущее, а не о том, стану я инженером или поэтом. Может, сперва нам необходимо разобраться с этим.

Отец: Ну, конечно, окончательный выбор за тобой, сын. Я никогда не имел в виду, что это не так.

Мать: Да, конечно, это твое дело, дорогой.

Младший: Я вас обоих очень люблю.

Родители Младшего могли бы и продолжить схватку; многие просто отказываются видеть реальную причину конфликта. Но'они приняли его точку зрения, и они многое поняли. Они поняли, что их сын больше не будет играть роль жертвы в их стычках, что он уверенно идет по пути во взрослую жизнь и больше не будет прикрывать их настоящие мотивы. Парадоксально, но дар, который он им преподнес, был даром прямого столкновения, даром выяснения отношений отец—мать, а не мать—сын—отец и наоборот. Их способность уладить этот прямой конфликт определит, в каком направлении их отношения будут развиваться дальше.

Почти так же важно на мгновение подумать о том, чего не случилось. Младший не оскорбил своих родителей, он не выбежал с криками из дому; ему не пришлось выбирать свое будущее только для того, чтобы сохранить брак своих родителей; и он не покинул сцену, чувствуя себя до жалости маленьким. Напротив, он был миротворцем, восстанавливающим гармонию.

Каждый день профессиональные арбитры делают именно то, что сделал Младший; хорошие боссы пытаются уладить раздоры; учителя становятся между яростными спорщиками на детской площадке. И не имеет значения, двое против одного или две сотни против одного. Здесь применяются одни и те же принципы и решения.

3. ОНИ МЕНЯ ОКРУЖИЛИ

Конечно, не со всеми множественными атаками можно справиться так же легко, как с Сандвичем и Перетягиванием Каната. Некоторые из них выглядят скорее так:

Как мы видим, В окружен пятью атакующими. Вот он. Ничего Не Делает, а весь мир, похоже, собирается сделать его. Это не так.

Перестроим ситуацию. Теперь посмотрите на эту картинку с такой точки зрения:

Посмотрите, что происходит на самом деле, только забудьте, что бедный В осажден врагами, проблемами и атакующими. А и Аз толкают друг друга, А2 и А4 толкают друг друга, а а! вообще выводит все из равновесия! В действительности, всем А необходимо присутствие В, иначе они просто кучей повалятся на пол!

Все, что необходимо сделать В, так это стать кругом и начать вращаться в любом направлении. Из-за природы той силы, которую используют атакующие, они начнут соскальзывать и въезжать один в другого:

А съезжает по направлению к Аь а! и А2 сталкиваются и направляются к Аз, в то время как А4 въезжает в А. Как только начинается цепная реакция, В выскальзывает и становится за А4, там, где он может столкнуть всю стройную линию хора в беспорядочную кучу. Некогда невинная жертва, теперь он стоит за толпой, направляя ее туда,, куда ему нужно. Процесс может повторяться независимо от того, сколько нападающих имеется в наличии.

Теперь заметьте, что после того, как В оказывается не в середине, по сути дела, он движется так:

Если все А захотят перенаправить свою агрессию на В, им на самом деле придется карабкаться друг через друга, чтобы добраться до него. В может заняться А4 и утихомирить его, но А и остальные должны миновать А4, чтобы снова атаковать В. Это первое правило относительно того, как справиться с любой множественной атакой, и особенно атакой типа "Они Меня Окружили": всегда держите атакующего между собой и остальными атакующими. Другими словами, используйте одного атакующего для того, чтобы прикрываться от остальных.

Это сложно, поэтому давайте еще раз посмотрим последовательность действий, которые вы предпринимаете, когда вас окружили. Во-первых" вы восстанавливаете свой центр и становитесь кругообразными. Во-вторых, вы начинаете разворачиваться из своего центра. В-третьих, как только атакующие начнут сталкиваться друг с другом, вы выскальзываете из центра и становитесь за ними, направляя их общее движение. В-четвертых, вы держите по меньшей мере одного атакующего между собой и остальными. На протяжении всего маневра вы ни на мгновение не позволяете себе поверить в то, что вы окружены,

По всей видимости, вам неоднократно приходилось сталкиваться с подобного рода атаками. Попробуйте вспомнить, как вы справились хотя бы с одной из них. Как вы на нее реагировали? Каков был результат? Посмотрите, как Линда справляется с одной из них.

Линде тридцать лет, она учительница средних классов. Линда верит в то, что может всесторонне развить личность ребенка в своей классной комнате, и она не делает слишком большого упора на конкретные навыки и умения, она пытается пробудить в детях самосознание и вдохновить их любопытство. В эпоху уменьшающегося рынка труда и увеличивающейся образовательной ответственности многие родители из семей среднего класса стали обращать свое внимание на приобретение их детьми определенных навыков. Линда оказалась загнанной в угол. Она верит в то, что делает, но если она будет это делать, то она открыто бросит вызов потребностям родителей своих учеников.

Она делает то, во что верит.

Сперва Линде удается как-то выходить из положения. Однако постепенно она начинает осознавать, что за ее спиной в ее адрес делаются язвительные замечания — круговая атака нескольких родителей. Она знает, что дальше так не может продолжаться, поэтому двигается по прямой линии, чтобы привести эти атаки к прямой конфронтации. Она созывает родительское собрание, чтобы обсудить учебную программу, которой она придерживается.

Этим вечером Линда лицом к лицу сталкивается с устрашающим войском. Добрая дюжина пар родителей появилась на этом собрании. И из этой дюжины десять пар родителей хочет снять с Линды скальп. Возвратимся к нашей геометрической картинке. Линда окружена двадцатью треугольниками, которые направлены на ее центр. Остальные четыре по большей части —квадраты, которые ждут, что же произойдет.

Линда восстанавливает свой центр. Сам акт центрирования помогает ей вспомнить, что родители здесь на самом деле не затем, чтобы расправиться с ней. Они волнуются о своих детях, беспокоятся о том, что, возможно, они плохо их воспитывали, они обеспокоены своим собственным, финансовым будущим, и вообще, им внушает страх тот мир, в котором они выросли. Эти родители объединены одним лишь желанием сделать своих детей умными — но не просто такими же умными, как все остальные дети! Через несколько лет эти дети будут соревноваться друг с другом за поступление в колледж, школу юристов и т. д. Таким образом, так же, как на рисунке, этим треугольникам на самом деле нужно, чтобы Линда была в середине, а не то они просто передерутся между собой.

После вступительных замечаний разгорается битва. Миссис Андерсон самая смелая и наиболее прямая,

Миссис Андерсон: У нас есть пять требований, выполнить которые мы требуем немедленно, иначе мы будем вынуждены требовать, чтобы вас заменили как преподавателя наших детей. В этом нет ничего личного, Линда, но мы настроены достаточно решительно по этому поводу.

Линда обращает внимание на свое дыхание, чтобы помочь себе сохранить свой центр и удержаться от того, чтобы крикнуть в ответ:

"Послушай, сестра, я профессиональный преподаватель и мне лучше знать, что лучше для ваших детей!" Она понимает, что миссис Андерсон, в лучших традициях агрессии, атаковала с такой силой, что практически потеряла равновесие. Лучший вариант для Линды стать кругообразной для того, чтобы позволить миссис Андерсон соскользнуть в сторону других атакующих.

Линда: Спасибо вам, миссис Андерсон, за вашу прямоту. А остальные родители уже ознакомились со списком требований?

Миссис Андерсон: Да, я думаю, некоторые уже ознакомились. Но я не уверена, что все.

Линда: Так почему бы вам не зачитать его нам?

Миссис Андерсон: Ну, хорошо. Первое: мы хотим, чтобы каждый день один час уделялся чтению. Второе: мы хотим, чтобы такое же количество времени уделялось математике. Третье: мы хотим, чтобы вы делали меньший упор на музыку и искусство. Четвертое: мы хотим курс учебных предметов, и пятое: мы хотим проведения регулярных контрольных работ.

Линда: Спасибо. Я ценю вашу заботу. Жаль, что не все родители так заботятся о своих детях, как вы. Все согласны с этими пятью пунктами, которые перечислила миссис Андерсон?

Если бы Линда приняла вызов по всем пяти пунктам и стала кричать о необходимости музыки и искусства и т. д., это бы ни к чему не привело. Вместо этого она спокойно развернулась из своего центра, позволяя миссис Андерсон столкнуться лицом к лицу с остальными.

Миссис Барбер: Я не так уверена в необходимости урезания занятий по музыке и искусству.

Миссис Карпентер: Кому нужна музыка и искусство для того, чтобы получить работу? Мы здесь говорим именно об этом, не так ли?

Миссис Барбер: А разве мы говорим об этом?

Мистер Диксон: А что это за контрольные? Лонни не очень хорошо пишет контрольные...

Миссис Барбер: Я хочу знать, в чем цель хорошего образования!

Миссис Эдисон: В наши дни контрольные очень важны.

Миссис Андерсон: Господа! Мы уходим от цели того, ради чего мы здесь собрались!

Линда: Да, миссис Андерсон абсолютно права. Вы пришли сюда потому, что вы беспокоитесь о своих детях.

Линда, уйдя с дороги, теперь управляет всем из-за спины миссис Андерсон. Миссис Андерсон же, похоже, попалась, а остальные родители, как геометрические формы, не могу помочь ей выпутаться, они слишком заняты тем, что врезаются один в другого.

Миссис Андерсон: Я бы хотела услышать, что Линда может сказать по поводу этих пяти требований.

Со стороны миссис Андерсон это была прекрасная попытка снова направить атаку к цели. Но если Линда будет придерживаться круга, перенаправляя новые удары, то она прекрасно справится и с этим.

Линда: Я уважаю те потребности, которые стоят за этими требованиями, но поскольку я учу ваших детей, то гораздо важнее, что вы думаете о них. Я могу очень долго говорить, но все по-прежнему будет сводиться к тому, что вы хотите для своих детей. Мне необходим ваш вклад.

Миссис Барбер; Я все-таки хочу знать, в чем смысл образования моего сына.

Миссис Карпентер: Уж во всяком случае, не в рисовании картинок и распевании песен, это я вам говорю.

Мистер Диксон: Почему Лонни постоянно должен будет писать контрольные работы?

Миссис Эдисон: Мой Джордж тоже не очень хорошо справлялся с контрольными, но он постоянно упражнялся...

Линда: Похоже, что у нас есть несколько противоположных мнений.

Миссис Барбер: Но вы же профессионал. Что вы скажете? Теперь, если Линда станет квадратом и предложит свою собственную программу, состоящую из пяти пунктов, то она закончит тем, что предоставит миссис Андерсон вполне конкретную цель. Линда же остается кругообразной.

Линда: Спасибо, миссис Барбер, но я не могу отреагировать на ваш вопрос так, как вам бы того хотелось. Здесь собралась группа чрезвычайно озабоченных и чрезвычайно обеспокоенных родителей. Вы озабочены потому, что хотите своим детям добра; вы обеспокоены потому, что никто из вас толком не знает, что же на самом деле нужно вашим детям в десять или двенадцать лет. У вас есть свои мнения, некоторые мнения разумны, некоторые эмоциональны. Я могу раздать всем вам некоторые тексты, которые, по моему мнению, весьма важны, и мы можем регулярно встречаться для того, чтобы обсуждать их, но я не могу стоять здесь и говорить вам, правы вы или не правы. Дальше, мы можем рассмотреть пункты, предложенные миссис Андерсон, один за другим и попытаться достичь согласия.

Линда обязательно должна вернуться к списку требований, поскольку миссис Андерсон — это тот треугольник, который она держит между собой и остальными потенциальными атакующими.

Результатом множественной атаки на Линду стало то, что у нее появилась возможность учить родителей своих учеников. Она провела серию групповых дискуссий и назначила миссис Андерсон председательствующей с тем, чтобы концентрировать внимание на процессе обучения, а не на методах ее преподавания. К концу года ей удалось подвести группу обеспокоенных родителей к пониманию того, почему так важно воспитывать личность, которая умеет учиться, а не сдавать контрольные работы. Линда "выиграла", но выиграли и родители — а также и их дети. Потенциально дисгармоничная ситуация, наполненная