ВВЕДЕНИЕ, МИКРОЭКОНОМИКА

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

 

 

ПЕНЗА 2011

УДК 330.101.542 (075.8)

ББК 65.012.1я73

 

 

Рецензент: Начальник Управления экономики, инновационной и научно-технической политики Пензенской области, к.э.н. Федосеева О.Ф.

Экономическая теория: введение, микроэкономика: Учебное пособие / Г.А. Резник, Т.В. Суханова. – Пенза: ПГУАС, 2011. – 188 с.

Подготовлено по утвержденной рабочей программе курса в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения по направлению 080200 «Менеджмент». Содержит развернутое изложение ключевых вопросов двух основных модулей курса: «Введение в экономическую теорию» и «Микроэкономика: экономическое поведение потребителей и производителей», темы для докладов, основную и дополнительную литературу, тесты, задачи, контрольные вопросы.

Предназначено для студентов - бакалавров, обучающихся по направлению 080200 «Менеджмент»,

©Г.А. Резник, Т.В. Суханова

©Пензенский государственный

университет архитектуры и строительства, 2011

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Учебное пособие по курсу «Экономическая теория: введение, микроэкономика», представляет собой второе, переработанное и дополненное внутривузовское издание, содержащее развернутое изложение тем преподаваемой дисциплины. Структура и содержание учебного пособия разработаны в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения по направлению 080200 «Менеджмент» и направлены на формирование профессиональных компетенций бакалавра-менеджера в области микроэкономического анализа конкурентного рынка и принятия рациональных решений по управлению хозяйственной деятельностью фирмы.

Учебное пособие состоит из двух модулей. Первый модуль «Введение в курс экономической теории» включает темы, раскрывающие эволюцию предмета, методы, функции экономической теории, а также содержание таких базовых экономических категорий, как: производство, потребность, собственность, товар, деньги, экономическая система, рынок, рыночная экономика и т.д.

Второй модуль «Микроэкономика: экономическое поведение потребителей и производителей» содержит темы, посвященные анализу экономического поведения субъектов рынка в конкурентной среде. Основными вопросами второго модуля являются: равновесие и неравновесие рынка, классификация издержек и методы расчета прибыли фирмы, движение совокупного, среднего и предельного продуктов труда по стадиям производственного процесса, максимизация прибыли фирмы в условиях совершенной и несовершенной конкуренции, рациональность потребительского выбора, особенности функционирования рынков труда, земли, капитала, общее и частичное равновесие микроэкономических рынков, внешние эффекты и общественные блага в рыночной экономике и др.

Наряду с традиционными темами курса «Экономическая теория: введение, микроэкономика» в учебное пособие включен и ряд относительно новых тем, изучение которых приобретает большое практическое значение. К ним относятся: «Семья и домохозяйство: их роль и функции в рыночной экономике», «Предпринимательство как фактор производства», «Внешние эффекты и производство общественных благ», «Общее равновесие микроэкономических рынков и эффект обратной связи», «Проблема экономического выбора на рынках с асимметричной информацией». Введение данных тем в учебный процесс позволяет значительно расширить круг проблем, изучаемых на микроэкономическом уровне.

К методическим особенностям учебного пособия можно отнести то, что наряду с общетеоретическим материалом оно содержит и дидактический аппарат в виде тестов, задач и контрольных вопросов по каждой теме. Комплект содержащихся заданий и вопросов поможет студентам углубленно изучить теоретический курс и применить свои знания на практике.

Данное пособие нацелено на организацию самостоятельной, творческой внеаудиторной работы студентов. Предлагаемые темы докладов и приведенные списки основной и дополнительной литературы позволят студентам более глубоко и всесторонне проработать темы, выносимые для обсуждения на семинарском занятии.

ВВЕДЕНИЕ

 

Микроэкономика наряду с мезо- , макро- и мегаэкономикой является составным разделом общей экономической теории и представляет собой первую ступень научного анализа происходящих в хозяйственной жизни общества явлений и процессов.

Изучение раздела «Микроэкономика» начинается с модуля «Введение в курс экономической теории». В первом модуле рассматриваются темы: «Предмет и метод экономической теории», «Теоретические основы общественного производства», «Естественные и социальные условия жизнедеятельности людей. Проблема ограниченности ресурсов и безграничности потребностей», «Собственность как основа организации экономической системы», «Экономическая система государства: сущность, типы, критерии классификации, «Товарное хозяйство как эволюционная форма экономической деятельности людей», «Деньги как категория товарного производства», «Рынок: условия формирования и механизм функционирования». Изучение перечисленных тем нацелено на формирование у студентов понятийного аппарата, позволяющего перейти к рассмотрению более сложных вопросов экономического анализа.

Во втором модуле учебного пособия «Экономическая теория: введение, микроэкономика» раскрывается действие экономических законов, связанных с поведением в конкурентной среде таких рыночных субъектов, как фирма и предприятие, потребитель и домашнее хозяйство, собственник труда, земли и капитала. К числу фундаментальных экономических законов, изучаемых на микроэкономическом уровне, относятся: законы спроса и предложения, закон убывающей предельной полезности, закон убывающей предельной производительности и др.

К изучению сущности экономических законов и обоснованию категорий, описывающих поведение индивидуальных экономических субъектов, микроэкономика применяет различные общенаучные и частные методы. Среди них – анализ и синтез, абстрагирование и моделирование, маржинализм, функциональный, графический и равновесный методы, а также методы частичного равновесия и сравнительной статики. Применение перечисленных методов осуществляется в рамках нормативного и позитивного подходов, составляющих методологическую основу проведения микроэкономических исследований.

В системе современных научных дисциплин микроэкономика выполняет важную практическую функцию, состоящую в разработке рекомендаций по управлению деятельностью индивидуальных экономических субъектов с целью максимизации их целевой функции.

Изучение микроэкономики нацелено на формирование экономического мышления и навыков анализа экономических величин у студентов младших курсов. На знаниях микроэкономических законов и категорий базируется изучение таких экономических дисциплин, как: региональная экономика, макроэкономика, мировая экономика, основы маркетинга, поведение потребителей, ценообразование, анализ хозяйственной деятельности, бухгалтерский учет, маркетинговые исследования.

 

Модуль 1. ВВЕДЕНИЕ В КУРС ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

return false">ссылка скрыта

 

1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

 

1.1 Основные этапы зарождения и становления экономической теории как науки.

1.2 Предмет экономической теории с позиции различных научных школ. Сущность специфических и общих экономических законов. Функции экономической теории.

1.3 Методы познания экономических явлений и процессов.

 

1.1 Основные этапы зарождения и становления

экономической теории как науки

 

Экономическая теория как наука своем развитии прошла несколько исторических периодов. Первый из них ознаменован введением Ксенофонтом (445-355 гг. до н. э.) и Аристотелем (384-322 гг. до н. э.) в научный оборот термина «экономия», что означало искусство ведения хозяйства. Аристотель выделил два термина экономика – естественная хозяйственная деятельность, связанная с производством продуктов и хремастика – искусство наживать богатство, делать деньги.

Второй исторический период связан с формированием экономической теории как целостной науки в эпоху становления капитализма (конец XVI – начало XVII вв.). В этот период появляется первое научное направление – маркантилизм (от итал. mercante – торговец). Меркантилисты сосредоточили свои исследования на проблеме накопления богатства, которое с их точки зрения формируется в сфере обращения, т. е. в торговле. На раннем этапе развития меркантилизма (XV – начало XVI в.), который получил название монетаризм, богатство отождествлялось исключительно с золотыми и серебряными монетами. В связи с этим меркантилисты считали, что для накопления богатства необходимо на государственном уровне запретить вывоз денег из страны. Такова основная идея их теории «денежного баланса». На позднем этапе меркантилистами обоснована теория «торгового баланса», в соответствии с которой для накопления богатства необходимо стимулировать экспорт, обложить иностранные товары высокими пошлинами, защищать отечественного производителя. Подобная государственная политика получила название «протекционизм» (от лат. protectio – покровительство, защита). Представителями меркантилизма являются Т. Мен, А. Монкретьен, У. Стаффорд, Ордын-Нащокин, Петр I, И. Посошков, М. Ломоносов, С. Витте, П. Столыпин, А. Радищев и др.).

Третий период характеризуется возникновением учения У. Петти (1623-1686 гг.) и П. Буагильбера, которые источником богатства нации назвали сферу производства, а формой – произведенные на территории страны товары. Эта идея явилась импульсом к возникновению классической политической экономии.

Четвертый период (середина XIII века) ознаменован развитием учения физиократов (от греч. physis – природа, kratos – власть), которые выделили в качестве источника богатства труд в сельском хозяйстве. Основатель школы физиократов – Франсуа Кенэ (1694-1774 гг.), а яркие представители – Тюрго, Мирабо, Дюпон де Немур.

Пятый период связан с развитием классической политической экономии в трудах выдающихся английских экономистов Адама Смита (1723 – 1790 гг.) и Давида Рикардо (1772 – 1823 гг.). Классической политической экономией обоснован объективный характер действия экономических законов, раскрыт принцип саморегулирования рынка на основе механизма взаимодействия сил спроса, предложения и конкурентной борьбы (принцип «невидимой руки»), определены источники формирования доходов, выявлена природа труда как меры ценности любых товаров, доказана целесообразность минимального государственного регулирования рыночной экономики.

Шестой период ознаменован формированием экономического учения Карла Маркса (1818-1883 гг.), который раскрыл законы капитализма, создал учение о двойственном характере труда, теорию прибавочной стоимости. С 1917 г. и на протяжении семидесяти лет марксизм рассматривался в СССР как догм, на основе которой функционировала планово-административная экономика.

Седьмой этап (70 – е годы 19 века) связан с появлением маржинализма (от франц. marginal – предельный) – экономического учения о способах рационального использования ограниченных ресурсов. Маржиналисты (У. Джевонс, А. Маршалл) отошли от прежнего названия экономической науки – «политическая экономия», дав новое наименование «экономикс». Представители маржинализма (У. Джевонс, А. Маршалл, К. Менгер, Л. Вальрас и др.) активно использовали математические методы при исследовании экономических проблем общества, исходя из таких ключевых предпосылок, как стремление любого рыночного субъекта минимизировать издержки и максимизировать доход. В рамках маржинализма сформировалась современная микроэкономическая теория.

Восьмой этап обозначен возникновением кейнсианства – самостоятельного направления экономической теории, направленного на исследование проблем функционирования национального хозяйства в целом. Основоположник – английский экономист, видный политический деятель Великобритании Дж. М. Кейнс (188301946 гг.), наряду с А. Смитом и Д. Рикардо признан величайшим экономистом мира. Его заслуга заключается в обосновании макроэкономического подхода к исследованию национальной экономики.

Девятый этап связан с появлением институционально-социологического направления (от лат. institutum – учреждение), согласно которому экономическое развитие обусловлено взаимодействием институтов экономической системы, таких как рынок, государственная власть, собственность, право, семья и т. д. Представители данного направления (Т. Веблен, У. Митчелл, М. Вебер, В. Зомбарт и др.) полагают, что экономическая жизнь общества должна регулироваться различными инструментами (планирование, программы, проекты и т. д. ) для решения социальных проблем, которые находятся вне зоны действия рынка.

Современный этап характеризуется развитием трех основных направлений мировой экономической мысли: неоклассического (монетаризм, экономика предложения), кейнсианского и институционально-социологического.

Таким образом, экономическая теория представляет собой целостную систему научных взглядов, сложившихся в различные исторические периоды в ответ на актуальные социально-экономические проблемы человечества.

 

1.2 Предмет экономической теории с позиции различных научных школ. Сущность специфических и общих экономических законов. Функции экономической теории

 

С развитием экономической теории как науки менялись взгляды на ее предмет и практические функции.

 

Эволюция взглядов на предмет экономической теории

Основные направления и школы Предмет экономической теории
1. Меркантилизм, физиократия, классическая политическая экономия Национальное богатство
2. Марксизм Производственные отношения
3. Маржинализм (неоклассическая школа) Поведение экономических субъектов на рынке в условиях конкурентной борьбы
4. Кейнсианство Механизм функционирования национальной экономики как единого целого
5. Институционализм Институты и институциональные изменения

 

Таким образом, предмет экономической теории сложен и многогранен. Отечественные экономисты определяют предмет экономической теории в изучении законов рационального ведения хозяйства и поведения хозяйствующих субъектов на различных уровнях и в разные исторические эпохи.

Закон – это многократно проверенное и подтвержденное обобщение экономических процессов. Экономические законы делятся на специфические и общие. Специфические экономические законы характерны для отдельно взятой формации, а общие действуют во всех экономических формациях.

Из определения предмета экономической теории, следует изучение экономических законов на разных хозяйственных уровнях:

1. На микроэкономическом уровне исследуется поведение на рынке отдельных хозяйствующих субъектов: фирмы, предприятия, домашнего хозяйства, конечного потребителя, собственника ресурсов (труда, земли, капитала).

2. На мезоэкономическом (региональном) уровне изучается функционирование отдельных отраслей и комплексов народного хозяйства, а также исследуются проблемы социально-экономического развития территорий.

3. На макроэкономическом уровне рассматривается национальная экономика, функционирующая как единое целое.

4. На мегауровне исследуются проблемы функционирования и перспективы развития мировой экономики.

Экономическая теория как наука выполняет следующие функции:

1. Познавательную, состоящую в изучении сущности экономических явления и процессов.

2. Теоретико-методологическую, заключающуюся в выявлении общих принципов поведения рыночных субъектов.

3. Практическую, реализуемую в разработке рекомендаций по регулированию государством происходящих социально-экономических процессов.

 

1. 3 Методы познания экономических явлений и процессов

 

При изучении законов рационального ведения хозяйства экономическая теория использует различные методы, которые в совокупности образуют методологию научного познания. Методология экономической теории опирается на два исследовательских подхода: исторический и логический.

Исторический подход предполагает исследование процессов в той последовательности, в которой они возникли, развивались и сменяли друг друга. Логический подход нацелен на раскрытие сущности изучаемого явления путем отвлечения от второстепенных его свойств. В результате возникает научное представление, т. е. формируется определенная экономическая категория, например, товар, цена, деньги, конкуренция и т д. Данный способ изучения является методом абстрагирования.

К числу других широко используемых методов относятся:

1.Индукция – логические умозаключение от частных, единичных случаев к общему выводу.

2. Дедукция - логические умозаключение от общих суждений к частному выводу.

3. Экономико-математическое моделирование – описание экономического процесса и рыночных взаимосвязей при помощи формул, графиков, схем, рисунков, таблиц.

4. Анализ – деление изучаемого объекта на составные части и изучение каждой части в отдельности как элементов единого целого.

5. Синтез – соединение изученных частей в единое целое.

 

Темы для докладов

 

1. Философские и методологические основы экономической теории.

2. Парадигма экономической теории.

3. История развития русской экономической мысли. Выдающие отечественные экономисты.

4. Лауреаты Нобелевской премии по экономике.

5. Фундаментальные проблемы экономической теории.

 

 

Основная литература

1. Баликоев В. З. Общая экономическая теория: Учебник. – М.: Омега – Л, 2007.

2. Камаев В. Д., Ильчиков М. З., Борисовская Т. А. Экономическая теория. Краткий курс: Учебное пособие., М.: КноРус. – 2010. – 384 с.

3. Носова С. С. Экономическая теория: Учебник., М.: КноРус. – 2010. – 792 с.

4. Чернецова Н. С., Скворцова В. А., Медушевская И. Е. Экономическая теория: Учебное пособие., М.: КноРус. – 2009. – 264 с.

5. Экономическая теория. Экспресс-курс / Под ред. Грязновой А. Г. : Учебное пособие., М.: КноРус. – 2010. – 602 с.

 

Дополнительная литература

1. Абалкин Л. От экономической теории до концепции долгосрочной стратегии // Вопросы экономики. – 2010. - № 6.

2. Дзарасов Р. Современный российский капитализм в свете научной методологии // Вопросы экономики. – 2009. - № 12.

3. Либман А. Научные сообщества и территориальная концентрация в экономической науке // Вопросы экономики. – 2009. - № 2.

4. Московский А. Институционализм: теория, основа принятий решений, метод критики // Вопросы экономики. – 2009. - № 3.

5. Пороховский А. Политическая экономия: современные вызовы и перспективы // Экономист. – 2010. - № 1.

6. Петросян Д., Фаткина Н. Экономический эгоизм и гуманизация экономики // Вопросы экономики. – 2010. - № 8.

7. Расков Д. Риторика новой институциональной экономической теории // Вопросы экономики. – 2010. - № 5.

8. Тамбовцев В. Финансовый кризис и экономическая теория // Вопросы экономики. – 2009. - № 1.

9. Эллман М. О вкладе исследовательских работ по советской экономике в экономическую теорию мейнстрима // Вопросы экономики. – 2010. - № 3.

10. Эрроу К. Развитие экономической теории с 1940 г.: взгляд очевидца // Вопросы экономики. – 2010. - № 4.

 

 

 

Тесты

 

Согласны ли вы со следующими утверждениями?

1. Экономическая теория – это наука об управлении редкими ресурсами, изучающая поведение и экономические отношения между людьми, стремящимися удовлетворить потребности в условиях ограниченных ресурсов (да, нет).

2. Экономическая теория при изучении явлений и процессов использует только методы анализа и синтеза (да, нет).

3. Микроэкономика изучает проблемы эффективной занятости трудовых ресурсов (да, нет).

4. Макроэкономика изучает ценообразование в условиях олигополии и чистой монополии (да, нет).

5. Практическая функция экономической теории состоит в разработке принципов и методов рационального хозяйствования, в научном обосновании экономической стратегии осуществления реформ экономической жизни (да, нет).

 

Контрольные вопросы

1. Что явилось исходной предпосылкой зарождения первых научных экономических школ?

2. Каковы основные исторические этапы развития экономической теории?

3. Почему происходила эволюция предмета экономической теории и какова его современная трактовка?

4. В чем заключается сущность специфических и общих экономических законов?

5. Какие проблемы изучаются на микро- , мезо-, макро- и мегауровнях?

6. Какие методы используются в экономическом анализе?

7. Каковы функции экономической теории?


 

2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

 

2.1 Место и роль производства в экономической системе.

2.2 Общественный продукт и стадии его движения.

 

2.1 Место и роль производства в экономической системе

 

В современных условиях для обеспечения жизнедеятельности человеку необходимо потреблять определенный набор экономических благ (товаров и услуг), изготовление которых осуществляется в процессе производства. Производство осуществляется посредством взаимодействия трех элементов:

1. Труда человека.

2. Предметов труда.

3. Средств труда.

Эти элементы называются простыми моментами процесса труда. Труд – это целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение веществ и сил природы, и приспособление их для удовлетворения своих потребностей. Все то, на что человек воздействует в процессе труда, называется предметами труда. Различают два вида предметов труда:

1. Вещества, которые впервые вступают в процесс труда, к ним еще не прикасался человек, и они не отделены от природы (полезные ископаемые, рыба, морепродукты, лес и т.д.).

2. Предметы труда, ранее подвергшиеся воздействию человека, т. е. продукты предыдущего труда (нитки, ткань, древесина, нефть и т. д.). Эти предметы называют сырьем или сырым материалом.

Средства труда – вещи или комплекс вещей, при помощи которых человек обрабатывает предметы труда. Среди большого многообразия средств труда можно выделить три основные группы:

1. Орудия труда или механические средства труда – все то, что непосредственно воздействует на предмет труда (инструменты, механизмы, машины, оборудование).

2. Средства труда, предназначенные для хранения предметов труда и готовой продукции (холодильники, контейнеры, корзины, сосуды, резервуары).

3. Средства труда, создающие материальные условия процесса производства (здания, сооружения, дороги, земля).

Средства труда и предметы труда в совокупности образуют средства производства. Чтобы процесс производства начался, необходимо соединить средства производства с рабочей силой. В связи с этим средства производства и люди, обладающие определенными знаниями и навыками, составляют производительные силы общества. От уровня развития производительных сил зависит форма производства. В экономической науке различают:

§ Доиндустриальное производство, для которого характерны ручной труд в сельском хозяйстве, низкая производительность труда и невысокие объемы выпуска.

§ Индустриальное производство, основу которого составляет крупное машинное производство, характеризуемое высокой производительностью труда и большими объемами выпуска.

§ Постиндустриальное производство, ведущими отраслями которого являются образование и наука, информационные технологии и сфера услуг.

Производство, исходя из характера изготавливаемого продукта, делится на материальное и нематериальное. Материальное имеет место в отраслях по производству материальных благ. К ним относятся промышленность, строительство, сельское и коммунальное хозяйство. Нематериальное связано с оказанием нематериальных услуг и изготовлением духовных ценностей. К нематериальному производству относятся такие отрасли, как здравоохранение, образование, культура.

В процессе производства возникают организационно-экономические и социально-экономические отношения. Организационно-экономические отношения складываются в отношении организации производства, распределения и обмена произведенного продукта. Социально-экономические отношения возникают между людьми поводу условий производства, зависящих от формы собственности на средства производства.

 

2.2 Общественный продукт и стадии его движения

 

Результирующим показателем производственной деятельности людей за календарный год является общественный продукт, который в своем движении последовательно проходит четыре стадии:

§ производство (исходная стадия);

§ распределение;

§ обмен;

§ потребление.

Распределение означает определение доли каждого человека в произведенном общественном продукте. Обмен – это процесс, в ходе которого одни продукты обмениваются на другие при помощи денег. Потребление предполагает использование человеком созданных в процессе производства материальных, духовных и социальных благ для удовлетворения своих потребностей. Потребление продуктов обуславливает необходимость их повторного производства или воспроизводства. Простое воспроизводство – это повторение процесса производства в прежнем объеме. Расширенное воспроизводство предполагает повторение процесса производства в больших объемах. Отмеченные четыре стадии движения общественного продукта взаимосвязаны между собой и в совокупности образуют общественное воспроизводство.

 

 

Темы для докладов

 

1. Современные проблемы перепроизводства и экономической безопасности общества.

2. Особенности развития НТП в России.

 

Основная литература

1. Баликоев В. З. Общая экономическая теория: Учебник. – М.: Омега – Л, 2007.

2. Камаев В. Д., Ильчиков М. З., Борисовская Т. А. Экономическая теория. Краткий курс: Учебное пособие., М.: КноРус. – 2010. – 384 с.

3. Носова С. С. Экономическая теория. Элементарный курс: Учебное пособие., М.: КноРус. – 2010. – 520 с.

4. Чернецова Н. С., Скворцова В. А., Медушевская И. Е. Экономическая теория: Учебное пособие., М.: КноРус. – 2009. – 264 с.

5. Экономическая теория. Экспресс-курс / Под ред. Грязновой А. Г. : Учебное пособие., М.: КноРус. – 2010. – 602 с.

 

Дополнительная литература

1. Корчагина З. Об актуальности трудовой парадигмы. Общественный продукт: стоимостной и потребительно-стоимостной подходы // Экономист. – 2009. - № 5.

2. Маевский В. Воспроизводство основного капитала и экономическая теория // Вопросы экономики. – 2010. - № 3.

3. Орлов А. О типах развития общественного производства и оценке его эффективности // Общество и экономика. – 2010. - № 10-11.

 

Тесты

Согласны ли вы со следующими утверждениями?

1. Средства труда и предметы труда в совокупности образуют средства производства (да, нет).

2. К средствам труда не относятся здания и сооружения (да, нет).

3. Форма производственного производства не зависит от уровня развития производительных сил общества (да, нет).

4. Общественный продукт проходит четыре стадии движения: производство, распределение, обмен, потребление (да, нет).

5. Стадии движения общественного продукта взаимосвязаны между собой и составляют общественное производство (да, нет).

Контрольные вопросы

1. Что понимается под предметами и средствами труда?

2. В чем состоит различие между материальным и нематериальным производством?

3. Какими чертами характеризуется доиндустриальное, индустриальное, и постиндустриальное производство?

4. Какова специфика организационно-экономических и социально-экономических отношений, возникающих в процессе производства?

5. Что такое общественный продукт и каковы стадии его движения?

 

 


3. ЕСТЕСТВЕННЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ.

ПРОБЛЕМА ОГРАНИЧЕННОСТИ РЕСУРСОВ И БЕЗГРАНИЧНОСТИ ПОТРЕБНОСТЕЙ

 

3.1 Характеристики социальной и естественной среды целесообразной деятельности человека.

3.2 Сущность, виды и способы удовлетворения потребностей.

3.3 Кривая производственных возможностей как инструмент анализа проблемы экономического выбора. Принцип эффективности по Парето.

 

3.1. Характеристики социальной и естественной среды

целесообразной деятельности человека

 

Целесообразная деятельность человека протекает в социальных и естественных условиях или средах. Основу социальной среды составляют отношения собственности и социальное устройство общества.

Отношения собственности в свою очередь определяют место человека в обществе, его долю в общественном продукте и роль в общественной жизни. Различают общественную и частную формы собственности. Отечественный опыт хозяйственной деятельности свидетельствует, что общественная собственность не стимулирует деловую активность и не поощряет личную ответственность.

Частная собственность, напротив, развивает инициативу, побуждает к высокопроизводительному труду, но в то же время вызывает имущественное расслоение общества, что чревато социально-политическими конфликтами. Принимая во внимание отличительные особенности данных видов собственности, государство для обеспечения благоприятной социальной среды оставляет общедоступными леса, парки, водоемы, заповедники, природные богатства.

Социальное устройство базируется на социальном законодательстве, т. е. на определенных правовых нормах, регулирующих положение граждан в обществе. Об уровне развития социальной среды можно судить по динамике показателей функционирования таких отраслей национальной экономики, как образование, здравоохранение, культура, бытовое обслуживание населения.

Естественную среду жизнедеятельности формируют природные и трудовые ресурсы. Природные ресурсы характеризуются свойством естественной ограниченности. Кроме того, отдельные виды природных ресурсов редки, исчерпаем и невозобновляемы.

 

3.2 Сущность, виды и способы удовлетворения потребностей

 

Потребность – это нужда индивида или общества в чем либо необходимом для обеспечения жизнедеятельности или развития. Потребности людей многообразны, и они видоизменяются в ходе эволюции человеческого общества. Среди большого многообразия потребностей принято выделять три основных вида: материальные, духовные и социальные.

К материальным относятся потребности в пище, одежде, жилье, автомобиле и т. д. Эти потребности принято считать базовыми или первичными.

К духовным можно отнести потребности в образовании, культурном развитии,, приобщении к искусству, получении информации.

Социальные потребности – это потребности участия в коллективной общественной деятельности, членства в партии и т. д.

Согласно теории Маслоу, существует иерархия потребностей человека, которая и определяет порядок их удовлетворения. В первую очередь человек стремится удовлетворить материальные, затем духовные и, наконец, социальные потребности.

Данные виды потребностей удовлетворяются посредством потребления материальных, духовных и социальных благ, изготавливаемых в сфере материального и нематериального производства. Основное свойство потребностей людей – это их безграничность.

 

3.3. Кривая производственных возможностей как инструмент анализа проблемы экономического выбора. Принцип эффективности по Парето

 

В связи с тем, что, общество, с одной стороны, имеет безграничные потребности, а с другой – ограниченные ресурсные возможности для их удовлетворения, возникает проблема выбора: какие товары и услуги производить, а от каких отказаться. Проблему выбора направления использования ограниченных природных ресурсов для удовлетворения безграничных потребностей общества наглядно демонстрирует кривая производственных возможностей (КПВ) на рисунке 1.

 

Кол-во товара У, шт. В К   Е C  
 
 


0 D Кол-во товара Х, шт

 

Рис.1 Кривая производственных возможностей

 

Точки на КПВ - т. А, В, С, Д – показывают максимальный объем выпуска благ X иY при полном использовании имеющихся природных ресурсов. Точки А и Д являются «полярными»: в т. А все ресурсы направлены на выпуск блага Y, а в т. Д – на благо X, т. е. эти точки демонстрируют выпуск только одного блага X илиY. Точки В и С показывают возможность производства двух благ X иY одновременно. Однако обществу следует выбрать, какая производственная комбинация является наиболее эффективной. Ресурсы, направляемые на выпуск блага Х, применимы и в производстве блага Y. Следовательно, увеличение выпуска одного блага предусматривает сокращение выпуска другого. Если для увеличения выпуска одной дополнительной единицы блага Х необходимо отказаться от производства нескольких единиц блага Y, то это количество блага Y определяет издержки упущенных возможностей производства блага Х и является его альтернативной стоимостью.

Точка Е, находящаяся внутри КПВ, показывает выпуск благ X иY, который значительно меньше потенциально возможного при имеющихся ресурсах. В этой ситуации ресурсы недоиспользуются. Точка К, находящаяся за КПВ, показывает невозможность производства благ X иY в силу недостаточности ресурсов.

КПВ называется кривой трансформации, поскольку ресурсы общества трансформируются и принимают форму различных благ. При перераспределении ресурсов с выпуска одного блага на выпуск другого увеличиваются издержки упущенных возможностей и растет альтернативная стоимость блага.

Проблема эффективного использования ограниченных ресурсов, являясь основной экономической проблемой общества, имеет две составляющих:

1. Эффективность производства, заключающаяся в ответе на вопрос – как производить?

2. Эффективность распределения, заключающаяся в ответе на вопрос – сколько и для кого производить?

Экономисты считают, что эффективность распределения достигается в случае, когда невозможно за счет перераспределения благ повысить благосостояние одного человека без уменьшения благосостояния другого члена общества. Этот принцип получил название эффективности по Парето.

 

Темы для докладов

 

1. Эволюция потребностей человека и способов их удовлетворения.

2. Проблема технологического выбора в условиях ограниченности ресурсов и безграничности человеческих потребностей.

3. Экологические основы экономических решений хозяйствующих субъектов.

 

Основная литература

 

1.Баликоев В. З. Общая экономическая теория: Учебник. – М.: Омега – Л, 2007.

2. Камаев В. Д., Ильчиков М. З., Борисовская Т. А. Экономическая теория. Краткий курс: Учебное пособие., М.: КноРус. – 2010. – 384 с.

3. Носова С. С., Новичкова В. И. Экономическая теория для бакалавров: Учебное пособие., М.: КноРус. – 2009. – 367 с.

4. Чернецова Н. С., Скворцова В. А., Медушевская И. Е. Экономическая теория: Учебное пособие., М.: КноРус. – 2009. – 264 с.

5. Экономическая теория. Экспресс-курс / Под ред. Грязновой А. Г. : Учебное пособие., М.: КноРус. – 2010. – 602 с.

Дополнительная литература

 

1. Байльдинов Е. Потребности индивида и развитие общества // Общество и экономика. – 2010. - № 2.

2. Бурлачков В. Воспроизводство и монетарная сфера // Вопросы экономики – 2009. - № 5.

3. Клейнер Г. Системный ресурс экономики // Вопросы экономики. – 2011. - № 1.

4. Фролов А. «Человек в системе производства» у Ф. Фукучмы и А. Макаренко // Вопросы экономики. – 2010. - № 8.

Тесты

 

Согласны ли вы со следующими утверждениями?

 

1. Основу социальной среды образуют отношения собственности и социальное устройство общества (да, нет).

2. Естественную среду жизнедеятельности формируют природные и трудовые ресурсы (да, нет).

3. Потребности людей делятся только на две группы: материальные и духовные (да, нет).

4. Проблема безграничности потребностей и ограниченности природных ресурсов актуальна не для всех экономических систем (да, нет).

5. Альтернативная стоимость – это цена, измеряемая через другую вещь, которую нужно отдать взамен (да, нет).

 

Контрольные вопросы

1. Что понимается под естественной и социальной средой жизнедеятельности человека?

2. Что такое потребность и какие виды потребностей вам известны?

3. Чем обусловлена проблема эффективного использования природных ресурсов?

4. Как строится кривая производственных возможностей?

5. Каков экономический сt="ca-pub-1201569435861782" data-ad-slot="2853903535">