Организация научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности в УИС

Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г. в числе мероприятий по реформированию уголовно-исполнительной практики предусмотрены следующие: активное использование научного потенциала ведомственных образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования; проведение научных исследований, соответствующих современному уровню развития пенитенциарных систем иностранных государств, на базе лабораторий, научных центров и других подразделений; повышение роли вузов ФСИН России в разработке и проведении научно-прикладных исследований, внедрении диагностических программ и инновационных технологий психологической работы с осужденными, адаптации передового отечественного и зарубежного опыта работы; проведение научных исследований на основе реализации международных проектов[363].

Научно-исследовательская и опытно-конструкторская деятельность (далее – НИОКД) является одним из важнейших направлений инновационной деятельности, действенным фактором развития УИС. Порядок организации НИОКД в УИС регламентируется приказом ФСИН России от 17.11.2005 № 868 «Об организации научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности в Федеральной службе исполнения наказаний» и приказом ФСИН России от 25.07.2006 № 509 «О координации научных исследований и внедрении научной и научно-технической продукции в Федеральной службе исполнения наказаний». Основной ее целью является решение социальных, психолого-педагогических, инженерно-технических, оперативно-тактических, информационных и иных проблем, направленных на повышение эффективности деятельности органов и учреждений ФСИН России.

Основная задача организации НИОКД в ФСИН России – определение актуальных и практически значимых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее – НИОКР), внедрение их результатов в практику, создание необходимых условий для научной работы, рационального использования и развития потенциала участников НИОКД, повышения качества и результативности исследований, подготовка и повышение квалификации научных кадров.

НИОКД проводится научно-исследовательскими и образовательными учреждениями ФСИН России при постоянном взаимодействии с органами и учреждениями, исполняющими наказание, а также с научными учреждениями и организациями иных ведомств на основе совместной разработки комплексных проблем, координации тематики исследований, заключения договоров, обмена полученными результатами.

Основными участниками НИОКД в ФСИН России являются:

- генеральные заказчики, заказчики научной, научно-технической продукции;

- головные научные организации по направлениям НИОКД;

- временные организационные структуры для реализации целевых комплексных программ по решению важнейших правовых, технических и иных проблем деятельности ФСИН России;

- организации-исполнители работ.

Функции участников НИОКД в ФСИН России, особенности их взаимодействия, права и обязанности регламентируются уставами, положениями об этих подразделениях, а также Положением об организации научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности в Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденным приказом ФСИН России от 17.11.2005 № 868.

НИОКР в ФСИН России осуществляются на плановых началах. В этих целях разрабатываются годовые планы НИОКР научно-исследовательских и образовательных учреждений ФСИН России. Для решения наиболее важных проблем деятельности ФСИН России по решению руководства ФСИН России дополнительно могут разрабатываться целевые, научные, научно-технические и комплексные программы. Исходными документами на проведение НИОКР, включенных в годовые планы, являются техническое задание, программа исследования (или план-проспект рукописи), которые определяют цель, содержание и порядок проведения НИОКР.

Результаты выполнения НИОКР рассматриваются на ученом (научно-техническом) совете организации-исполнителя (с приглашением при необходимости представителя заказчика) и представляются организацией-исполнителем заказчику в срок, определенный планом или договором. По результатам выполнения НИОКР подготавливается заключительный отчет в соответствии с действующими ГОСТами.

Как нами уже отмечалось, результаты НИОКР можно отнести к инновации только после получения значимого эффекта от их внедрения.

Порядок внедрения научной и научно-технической продукции в УИС регламентируется Положением об организации внедрения результатов научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы в практическую деятельность учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, учебно-воспитательный процесс образовательных учреждений Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденным приказом ФСИН России от 25.07.2006 № 509.

Под внедрением научной продукции понимается реализация результатов НИОКР в управленческой, нормотворческой, образовательной, практической деятельности учреждений и органов УИС. Причем, имеется в виду внедрение не только результатов собственных НИОКР, но и научной (научно-технической) продукции, ставшей результатом НИОКР исследовательский организаций, не входящих в УИС.

Процесс внедрения результатов НИОКР включает следующие этапы:

- подготовка заявок на проведение НИОКР с указанием целей, ожидаемых результатов, их предполагаемого практического использования;

- апробация результатов НИОКР путем их экспертных оценок, экспериментальной проверки, обсуждения на заседаниях структурных подразделений, ученых (научно-технических) советов;

- доработка результатов НИОКР по итогам обсуждения или апробации;

- оценка эффективности НИОКР, получение акта внедрения результатов НИОКР или отзыва заказчика;

- распространение информации о результатах НИОКР и их рассылка потребителям;

- авторское сопровождение законченных исследований и разработок в случаях, предусмотренных заявками (договорами) в целях разъяснения результатов исследований, консультаций работников учреждений и органов УИС, контроля за ходом внедрения;

- обратная связь между потребителями (заказчиками) и исполнителями НИОКР, состоящая в проверке результатов внедрения, периодических отчетах потребителей (заказчиков) перед руководством ФСИН России, направление отзывов с замечаниями и предложениями по поступившей научной продукции и др.

Внедрение научных разработок организуют управления ФСИН России, органы и учреждения ФСИН России. Научно-исследовательские и высшие образовательные учреждения ФСИН России осуществляют авторское сопровождение своих разработок. В качестве примера осуществления авторского сопровождения научных разработок, внедряемых в практическую деятельность УИС, можно привести участие в 2012 году Вологодского института права и экономики ФСИН России в апробации и авторском сопровождении внедрения в исправительных учреждениях базовых типовых программ (БТП) психологической работы с различными категориями осужденных (БТП по работе с осужденными, совершившими преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности; БТП по работе с осужденными, отбывающими наказание за преступления против собственности).

Следует отметить, что значительный научный потенциал в виде научных разработок, методик, рекомендаций, предложений, являющихся результатами научных исследований, в различных областях научных познаний далеко не в полной мере востребован практиками, зачастую не только не ориентированными на их использование, но и не подозревающими о существовании таких возможностей улучшения правоохранительной деятельности[364]. В связи с этим, использование результатов НИОКР в практической деятельности является существенным и еще не в полной мере реализованным фактором повышения эффективности управления в УИС.