Субъекты воспитательной работы с сотрудниками уголовно-исполнительной работы

Положительного результата в работе с кадрами можно добиться лишь при четкой координации действий органов управления всех уровней, комплексном подходе в решении жизненно важных для личного состава вопросов. Только на этой основе можно выполнить ключевые задачи, стоящие перед уголовно-исполнительной системой.

В любом деле успех предопределяется людьми, их профессиональной подготовленностью, умением и желанием качественно трудиться, неукоснительно выполнять возложенные на них функциональные обязанности. А эффективность и качество решения воспитательных задач зависит от научно-методической подготовки воспитателей и их педагогической культуры. В практической воспитательной работе это проявляется в знании закономерностей и противоречий воспитательного процесса и владении вытекающими из них принципами[221].

Основными принципами обязательными для всех воспитателей являются: гуманистическая направленность и целеустремленность воспитательного процесса; организация воспитания в процессе служебной деятельности; сочетание высокой требовательности к личности с уважением ее достоинства и заботой о ней; организация воспитания в коллективе и через коллектив; индивидуальный и дифференциальный подход к объекту воспитания; согласованность и преемственность в воспитании; комплексный и оптимальный подход; опора на положительное в воспитании[222].

Организация, руководство и контроль воспитательной работы с работниками УИС возлагаются на соответствующих должностных лиц учреждений и органов УИС.

По мнению О.Я. Колесниченко, ответственность за состояние работы с кадрами, соблюдение дисциплины и законности личным составом возложена на руководителя. Его прямой служебной обязанностью является организация и проведение работы с личным составом, участие в организации подчиненных[223]. Ведущая роль организатора всей работы с личным составом принадлежит первому руководителю органа уголовно-исполнительной системы. Начальник решает задачи, связанные с воспитанием личного состава через заместителя по кадрам, кадровый и воспитательный аппарат, руководителей служб и подразделений. В работе с личным составом он также опирается на общественные объединения сотрудников, действующие в УИС.

В соответствие с Приказом ФСИН России № 555 в рамках воспитательной работы с сотрудниками начальники учреждений и органов УИС:

осуществляют руководство воспитательной работой и реализуют мероприятия, направленные на решение конкретных задач, поддержание законности и служебной дисциплины, здоровой морально-психологической обстановки в служебных коллективах, оказание социальной помощи работникам УИС и членам их семей;

проводят анализ и ставят задачи подчиненным должностным лицам, органам управления по содержанию, организации и проведению воспитательной работы с работниками УИС;

представляют объективную информацию в вышестоящие органы управления о состоянии законности и служебной дисциплины, морально-психологической обстановке и настроениях работников УИС в подчиненных подразделениях;

осуществляют контроль качества выполнения поставленных задач по воспитанию работников УИС, подводят итоги воспитательной работы, ставят задачи заместителям, начальникам отделов и служб, подразделений, должностным лицам органов воспитательной работы по ее совершенствованию.

Начальники отделов и служб учреждений и органов УИС:

осуществляют организацию воспитательной работы, представление объективной информации начальникам учреждений и органов УИС и их заместителям, курирующим работу с личным составом, о состоянии законности и служебной дисциплины, морально-психологической обстановке в подчиненных подразделениях;

обеспечивают планирование воспитательной работы с работниками УИС в процессе служебной деятельности;

организуют и проводят мероприятия по поддержанию порядка, обеспечению законности и служебной дисциплины, участвуют в работе по информационно-пропагандистскому обеспечению;

на основе анализа морально-психологического состояния работников УИС вносят предложения по его укреплению, участвуют в их реализации;

лично участвуют в проведении мероприятий воспитательной работы с работниками УИС в подчиненных подразделениях.

Органы воспитательной работы с работниками УИС формируются в соответствии с организационно-штатной структурой учреждений и органов УИС и характером решаемых ими задач. В состав органов воспитательной работы с сотрудниками УИС входят:

заместитель директора ФСИН России, осуществляющий руководство в сфере организации кадрового обеспечения деятельности УИС;

управление кадров ФСИН России;

заместители начальников учреждений и органов УИС, курирующие работу с личным составом;

управления кадров и работы с личным составом территориальных органов ФСИН России;

отделы (отделения, группы) кадров и работы с личным составом учреждений и органов УИС;

отделы (отделения, группы) по работе с личным составом учреждений и органов УИС;

инспекции по личному составу территориальных органов ФСИН России.

Каждый из указанных субъектов наделен соответствующими полномочиями в рамках воспитательной работы.

а) заместитель директора ФСИН России, осуществляющий руководство в сфере организации кадрового обеспечения деятельности УИС:

руководство воспитанием работников УИС, реализацию нормативных правовых актов в части, касающейся организации воспитательной работы с работниками УИС;

привлечение руководителей всех уровней к организации и проведению воспитательной работы, укреплению состояния законности и служебной дисциплины среди работников УИС;

планирование, контроль и подведение итогов воспитательной работы с работниками УИС;

б) начальник управления кадров ФСИН России, заместители начальников учреждений и органов УИС, курирующие работу с личным составом:

организацию воспитания работников УИС, реализацию нормативных правовых актов в части воспитательной работы с работниками УИС;

привлечение руководителей всех уровней к организации и проведению воспитательной работы, укреплению состояния законности и служебной дисциплины среди работников УИС;

планирование, контроль и подведение итогов воспитательной работы с работниками УИС;

проведение индивидуально-воспитательной работы с работниками УИС;

регулярное информирование соответствующих руководителей органов воспитательной работы об эффективности организации воспитательной работы и морально-психологическом состоянии работников УИС;

в) начальники отделов (отделений, групп) кадров и работы с личным составом и начальники отделов (отделений, групп) по работе с личным составом учреждений и органов УИС:

обеспечение воспитания работников УИС в учреждениях и органах УИС, реализацию нормативных правовых актов в части, касающейся организации воспитательной работы;

привлечение руководителей всех уровней к организации и проведению воспитательной работы, укреплению состояния законности и служебной дисциплины среди работников УИС;

проведение индивидуально-воспитательной работы с работниками УИС;

ежеквартальное информирование начальников учреждений и органов УИС об эффективности организации воспитательной работы с работниками УИС и их морально-психологическом состоянии;

г) инспекции по личному составу территориальных органов ФСИН России:

организацию и проведение в учреждениях и органах УИС мероприятий по реализации требований нормативных правовых актов в части, касающейся соблюдения законности и служебной дисциплины среди работников УИС;

проведение анализа работы в подчиненных подразделениях по укреплению законности и служебной дисциплины среди работников УИС, антикоррупционной мотивации в служебной деятельности, оказание методической и практической помощи соответствующим руководителям по улучшению этой работы;

ежеквартальное информирование начальников территориальных органов ФСИН России и вышестоящих органов управления о состоянии законности и служебной дисциплины среди работников УИС;

д) старшие инспекторы (инспекторы) по организации воспитательной работы с работниками УИС отдела кадров и работы с личным составом учреждений и органов УИС:

организацию методического обеспечения мероприятий по воспитательной работе с работниками УИС;

оказание методической и практической помощи в организации работы общественных формирований;

информирование непосредственного руководителя органа воспитательной работы с работниками УИС о проделанной работе.

Основные направления деятельности должностных лиц, входящих в состав органов воспитательной работы с работниками УИС, в обязательном порядке должны включаться в их должностные инструкции.

Организация воспитательной работы включает несколько этапов:

1) уяснение и оценку исходных данных (знания работниками УИС руководящих документов, регламентирующих их деятельность, уровня качества решения оперативно-служебных и производственно-хозяйственных задач, состояния законности и служебной дисциплины, а также морально-психологического климата в служебных коллективах, социального положения работников УИС и членов их семей, возможностей объектов учебно-материальной базы воспитательной работы);

2) принятие решения по организации воспитательной работы и поддержанию законности и служебной дисциплины в учреждениях и органах (какими силами, средствами и способами, в какой последовательности и в какие сроки должны быть выполнены основные первоочередные мероприятия воспитательной работы);

3) планирование и проведение мероприятий воспитательной работы;

4) всесторонний контроль и оказание помощи в организации и проведении мероприятий воспитательной работы подчиненным должностным лицам;

5) подведение в установленные сроки итогов воспитательной работы, состояния законности и служебной дисциплины, устранение недостатков, выявленных в ходе этой работы[224].

В целях повышения квалификации (переподготовки) по специальности должностных лиц, входящих в состав органов воспитательной работы с сотрудниками УИС, должны проводиться их обучение в образовательных учреждениях ФСИН России и управлении кадров ФСИН России.

Ответственность за организацию и проведение воспитательной работы с сотрудниками УИС, обеспечение единства и согласованности участия в данной работе всех структурных подразделений, персональная ответственность руководителей всех уровней за воспитание подчиненных возлагается на начальников учреждений и органов УИС.

Еще одним из субъектов воспитательной работы можно назвать общественные объединения сотрудников УИС. Поскольку в современных условиях роль и значение общественных объединений постоянно возрастает в стране создаются не только политические партии, но и многочисленные общественные организации и движения, органы общественной самодеятельности, цели и задачи которых – все более активно участвовать в общественно-политической жизни страны[225].

Общественные объединения сотрудников играют весьма важную роль в коллективах УИС, выступают органами социально-правовой защиты сотрудников, выражения общественного мнения, реализации и удовлетворения ряда культурных и других потребностей. Более того, общественные объединения сотрудников могут оказать существенную помощь руководителям органов и подразделений в воспитании личного состава, укреплении морально-психологического климата, дисциплины и законности в коллективах, повышении профессионализма, совершенствовании оперативно-служебной деятельности, в организации разумного досуга сотрудников и членов их семей[226].

Важную роль в совершенствовании целенаправленной воспитательной работе с молодыми сотрудниками, повышении их профессионального мастерства играют советы наставников. Советы наставников призваны координировать деятельность наставников, оказывать помощь руководителям органа, подразделения УИС в работе с ним и тем самым повышать эффективность обучения и воспитания молодого поколения.

Не менее значимой в воспитании сотрудников, в том числе молодых, имеет деятельность совета ветеранов. Одно из важнейших направлений деятельности совета ветеранов – забота о нуждах ветеранов УИС, принятие вместе с руководством мер для оказания им помощи, которая заключается не только в проведении по отношению к ветеранам акций благотворительного характера, но и в их моральной поддержке в это трудное время. Наряду с этим совет ветеранов активно участвует в различных направлениях воспитательной работы, в том числе по повышению профессионального мастерства личного состава, поддержанию служебной дисциплины, основываясь на героических традициях, опыте и истории УИС.

В общем виде требования к личности руководителя-воспитателя можно сформулировать так:

- наличие определенных теоретических познаний в области педагогики, психологии личности и коллектива, социальной психологии, осведомленность об эффективных формах и методах коллективной и индивидуальной работы с сотрудниками;

- умение практически организовать воспитательный процесс в коллективе;

- высокая нравственная культура и способность налаживать личные неформальные отношения с подчиненными и членами их семей, разрешения межличностных противоречий и конфликтов;

- умение делать правильные выводы из складывающихся отношений в подразделении[227].

Таким образом, целенаправленная работа всех субъектов воспитательной работы позволит наиболее эффективно осуществлять методы воспитания сотрудников. Укрепление взаимодействия с различными общественными объединениями сотрудников оказывает позитивное влияние на укрепление морально-психологического климата, состояние дисциплины и законности в коллективах, активизацию профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы.