Понятие кадров и организация работы с кадрами в уголовно-исполнительной системе

Эффективность деятельности органов и учреждений ФСИН России находится в прямой зависимости от качественного состава кадров. Поэтому основным направлениям организации работы с кадрами должно уделяться особое внимание постоянно, а сотрудники УИС должны знать ключевые понятия, способы, приемы и направления кадровой работы.

Категория «организация работы с кадрами в уголовно исполнительной системе» трактуется в современной научной и учебной литературе неоднозначно. Это сложное понятие и для его всестороннего рассмотрения необходимо в первую очередь раскрыть содержание таких терминов как «кадровая политика», «кадры уголовно-исполнительной системы», «работа с кадрами».

Основой работы с кадрами в УИС являются принципы и ориентиры, разрабатываемые в рамках кадровой политики государства в целом и уголовно-исполнительной системы в частности.

Понятие «государственная кадровая политика» по-разному трактуется в теории управления персоналом: «главная линия в деле подготовки кадров»; «генеральное направление в кадровой работе»; «основные направления, цели, методы и стиль работы с кадрами»; «отрасль общей политики, которая воздействует на процесс формирования руководящих кадров и контроль за их деятельностью»[169].

По мнению С.Ф. Зыбина и А.В. Стремухова, «государственная кадровая политика – это органическая часть общей политики государства, представляющая собой совокупность целей, принципов, форм и методов, направлений и критериев деятельности государственных органов по обеспечению производственной и непроизводственной сферы высококвалифицированными кадрами в конкретных исторических условиях»[170].

Данное понятие помогает определить суть современной государственной кадровой политики России, которая, на наш взгляд, состоит в изменении взаимодействия государства и личности, в гарантированном обеспечении конституционного права гражданина на свободу выбора места, рода и времени своей профессиональной деятельности и стимулировании развития личности.

Государственная кадровая политика имеет свои отраслевые модификации, отражающие специфические условия отраслей государственного управления.

Применительно к уголовно-исполнительной системе государственной кадровой политике свойственны свои признаки, обусловленные целью и задачами деятельности системы, особенностями прохождения службы в органах и учреждениях ФСИН России. К ним можно отнести следующие:

особый порядок комплектования кадров (профессиональный отбор кандидатов на службу с учетом социальных признаков, физических и психических качеств, образования и т.п.);

специальный порядок назначения на должности (служба по контракту, назначение на конкурсной основе, испытательный срок, наставничество, поручительство);

организационное обеспечение служебной карьеры (наличие специальных знаний, рост по службе в зависимости от профессионализма, резерв кадров на выдвижение);

особый правовой статус личного состава, необходимость соблюдения норм профессиональной этики не только в рамках служебного времени, но и за его пределами;

властные полномочия сотрудников;

иерархическая подчиненность по службе, единоначалие;

напряженная служебная деятельность, связанная с длительным пребыванием в замкнутом и ограниченном пространстве, контактом с осужденными;

наличие системы поддержания профессиональной компетентности личного состава (служебная подготовка, повышение квалификации и переподготовка кадров)[171].

Сущностное содержание государственной кадровой политики в УИС заключается в непосредственной деятельности государственных органов, кадровых служб и должностных лиц, которые воплощают на практике и проводят в жизнь конкретные мероприятия по ее осуществлению. Они реализуют государственную кадровую политику посредством: установления перечней специальностей и специализаций, степени потребности в них; установления квалификационных требований, стандартов и нормативов; определения численности при отборе на учебу в ведомственные образовательные учреждения; подготовки специалистов различных категорий, а также всеми другими способами, имеющимися в их распоряжении.

Систему субъектов кадровой политики в ФСИН России образуют органы государственной власти общей компетенции, а также специализированные органы.

Общими субъектами являются:

1. Президент Российской Федерации в соответствии со ст. 80, 83 Конституции РФ определяет цели и основные направления государственной кадровой политики, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти в работе с кадрами.

2. Федеральное Собрание Российской Федерации, которое в соответствии со ст. 102–109 Конституции РФ осуществляет законодательное регулирование кадровой политики в государстве, закрепляет ее принципы и контролирует их исполнение.

3. Правительство Российской Федерации в соответствии со ст. 113, 114 Конституции РФ и ст. 12, 13 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»[172] несет ответственность за реализацию единой политики в системе органов исполнительной власти России.

В число специальных субъектов кадровой политики государственного управления в уголовно-исполнительной системе входят:

1. Министерство юстиции Российской Федерации, которое является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере исполнения уголовных наказаний[173].

2. Федеральная служба исполнения наказаний, ее структурные подразделения. ФСИН России осуществляет кадровое обеспечение центрального аппарата службы, ее территориальных органов, учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов, подготовку, профессиональную переподготовку и повышение квалификации кадров; правовую, социальную защиту и личную безопасность работников уголовно-исполнительной системы и членов их семей и т.д[174].

3. Территориальные органы ФСИН России и учреждения, их структурные подразделения и должностные лица. Деятельность кадровых аппаратов уголовно-исполнительной системы регламентируется положениями, разрабатываемыми непосредственно в ее органах и учреждениях.

В условиях реформирования всей пенитенциарной системы и кадровой работы в ней к общим и специальным субъектам управления в этой сфере предъявляются повышенные требования, которые обусловливают наметившиеся тенденции к их реорганизации.

Активный процесс реформирования уголовно-исполнительной системы с учетом европейских пенитенциарных стандартов предполагает изменение государственной политики в сторону либерализации уголовных наказаний, уменьшения численности спецконтингента в местах лишения свободы, более широкого применения альтернативных видов наказаний.

Достижение данной цели зависит от комплектования уголовно-исполнительной системы профессионально подготовленными, образованными, культурными, психологически устойчивыми специалистами. Именно кадровый потенциал является ключевым фактором, который определяет успех реформы.

Понятие кадры уголовно-исполнительной системы неоднозначно, как и неоднозначно общее понятие кадров управления. Данная категория раскрывается как в узком, так и широком смыслах.

Так, в узком смысле к кадрам некоторые авторы относят лиц, занятых выработкой и организацией исполнения управленческих решений[175]. Другие авторы еще более сужают понятие кадров, сводя их только к должностным лицам[176]. По сложившейся традиции к кадрам органов и учреждений уголовно-исполнительной системы относят лишь работников, имеющих специальное звание.

Однако, с позиций науки управления, кадры Федеральной службы исполнения наказаний должны рассматриваться в широком смысле, который охватывает их следующие основные характеристики:

1. Это лица, постоянно или временно выполняющие определенные трудовые функции в органах и учреждениях УИС.

2. Эти функции выполняются ими в качестве основной профессии или специальности.

3. Осуществление этих функций происходит на возмездной основе.

Интеграция данных признаков позволяет сформулировать определение: к кадрам уголовно-исполнительной системы (в широком смысле) относятся лица, которые постоянно или временно в качестве основной профессии или специальности и на возмездной основе выполняют определенные трудовые функции в органах, учреждениях, предприятиях системы ФСИН России.

Традиционно, и в науке управления, и для организации работы с кадрами проводится их классификация по различным критериям:

1. По профессиональной принадлежности (юристы, педагоги, психологи, социальные работники, инженеры, врачи и т.д.).

2. По объективным признакам личности (пол, возраст, образование, стаж работы и т.п.).

3. По должностному положению (начальники,их заместители, старшие инспекторы и т.д.).

4. По правовому положению в системе управления (должностные лица, работники, не являющиеся таковыми).

5. По функциональной роли в процессе управления, то есть степени участия в выработке, принятии и организации исполнения управленческих решений (руководители, специалисты-исполнители, технические исполнители - обслуживающий персонал).

С точки зрения науки управления и в рамках рассматриваемой тематики классификация кадров по последнему критерию имеет наибольшее значение. Поэтому рассмотрим подробнее данные группы сотрудников. Как уже отмечалось выше, по функциональной роли в процессе управления кадры УИС подразделяются на три группы.

Руководители – лица, ответственные за принятие и организацию исполнения управленческих решений. Они наделены правом внешнего и внутриорганизационного руководства и, следовательно, имеют подчиненных. К руководителям относятся начальники органов и учреждений ФСИН России, начальники структурных подразделений, служб, органов и учреждений, исполняющих наказание и их заместители.

Специалисты (исполнители) – лица, использующие специальные знания и навыки, не наделенные правом внутриорганизационного управления и, следовательно, не имеющие подчиненных. Группа специалистов в органах и учреждениях ФСИН России достаточно многочисленна и неоднородна. В ней, в свою очередь, выделяются:

· лица, принимающие и исполняющие управленческие решения в сфере внешнего управления, то есть непосредственно реализующие основные функции уголовно-исполнительной системы;

· лица, занятые преимущественно или исключительно подготовкой управленческих решений и проверкой их исполнения (инспекторский состав штабных подразделений);

· специалисты в узком смысле слова, то есть лица, обладающие специальными знаниями в какой-либо сфере, отрасли (инженеры, врачи и т.п.).

Технические исполнители (обслуживающий персонал) – лица, осуществляющие технические операции по сбору, обработке, фиксации, передаче, изготовлению и хранению информации и ее материальных носителей (делопроизводители, секретари, машинистки, бухгалтеры и т.д.).

Приведенные выше классификационные признаки кадров УИС позволяют дифференцировать и особенности работы с кадрами.

Понятие «работа с кадрами» охватывает весь комплекс организационных мероприятий и технических методов, связанных с реализацией кадровой функции в системе органов и учреждений ФСИН России. Это понятие тесно смыкается с понятием «система работы с кадрами», входит в него в качестве составного элемента[177].

Система работы с кадрами включает различные направления, в частности, определение общего количества работников, уровня их профессиональной подготовки и должностного состава (учет кадров, штатная расстановка), непосредственная работа по подбору и расстановке кадров, организации их продвижения по службе.

Важным элементом функционирования системы является и мобилизация сотрудников на активную творческую работу (материальное и моральное стимулирование), научно-обоснованная система оценки работников, их деловых и моральных качеств, укрепление служебной дисциплины и обеспечение законности в служебной деятельности сотрудников.

Составной частью работы с кадрами выступает и профессиональная подготовка личного состава, то есть учеба до занятия сотрудниками какой- либо должности, либо учеба сотрудников уже занимающих должность.

Исходя из изложенного содержания понятие «работа с кадрами» выступает синонимом понятию «кадровая функция» и определяется как обеспечение нормальной деятельности органов и учреждений, исполняющих наказание, по выполнению возложенных на них обязанностей посредством подбора, расстановки, обучения и воспитания кадров, отвечающих определенным требованиям.

Работа с кадрами является одной из важных и объективно необходимых функций любой социальной системы. Насколько эффективно и с учетом перспектив развития системы осуществляется кадровая функция, настолько оптимально функционирует вся система[178].

Успех функционирования служб и подразделений ФСИН России также в значительной мере зависит от организации кадровой работы. В данном случае возникает вопрос о том, кто должен осуществлять организацию кадровой работы. Ответ может быть только один: тот, кто непосредственно и персонально отвечает за результаты работы подчиненного органа или подразделения, то есть руководитель. При малочисленном составе коллектива подразделения решение вопросов работы с кадрами может осуществляться лично руководителем. При многочисленном составе органа или подразделения рассмотрение вопросов работы с кадрами или подготовка материалов для принятия по ним решений превышает возможности руководителя. В этом случае в структуре органов и учреждений ФСИН России создаются специальные кадровые аппараты.

Систему кадровых аппаратов в органах и учреждениях УИС можно представить в виде трехзвенной модели, где первым и высшим звеном является Управление кадров ФСИН России; вторым звеном − кадровые службы управлений ФСИН России по субъектам Российской Федерации; к третьему звену данной структуры следует отнести кадровые службы учреждений. Структурно, в зависимости от уровня функционирования, кадровые аппараты могут иметь в своем составе отделы, отделения, группы.

В области работы с кадрами руководитель с помощью подчиненного ему кадрового аппарата осуществляет полностью процесс реализации кадровой функции. При этом руководитель должен организовать работу кадровых подразделений так, чтобы последние могли обеспечить подбор, расстановку, обучение и воспитание кадров. В свете вышесказанного категория «организация работы с кадрами» может быть раскрыта как упорядочение деятельности кадровых служб и подразделений по подбору, расстановке, обучению и воспитанию кадров посредством управляющего воздействия со стороны руководства. Однако следует отметить, что данная трактовка слишком узкая и раскрывает лишь управленческую составляющую организации работы с кадрами. При этом если рассматривать именно в таком ключе данное понятие, то организация работы с кадрами может быть представлена как одно из направлений деятельности руководителя органа или учреждения уголовно-исполнительной системы.

В научной литературе более распространенным является другой подход к категории «организация работы с кадрами». При этом организация работы с кадрами рассматривается как деятельность руководства совместно с кадровыми подразделениями органов и учреждений УИС по подбору, расстановке, обучению и воспитанию кадров, это активная созидательно-организующая деятельность по реализации мер организационного, образовательного, экономического, управленческого характера, направленная на удовлетворение потребности госорганов в кадрах определенной специализации и квалификации. Организация работы с кадрами может быть представлена в виде системы целенаправленных кадровых процессов по прогнозированию, планированию подготовки кадров, по обновлению и сохранению преемственности государственных служащих, их профессиональному развитию, стимулированию качества труда и служебного продвижения.