Инвестиционная деятельность в муниципальном образовании

 

Реализация планов социально-экономического развития муниципальных образований, а также отдельных целевых программ требует привлечения инвестиций. Муниципальная власть заинтересована в привлечении инвестиций на свою территорию. Кроме решения конкретных задач каждого инвестиционного проекта, инвестиции обеспечивают занятость населения и пополнение местного бюджета. Деятельность органов местного самоуправления по привлечению и наиболее эффективному использованию средств, вкладываемых на территории муниципального образования, составляет суть муниципальной инвестиционной политики.

Под инвестициями понимаются денежные средства, ценные бумаги, иное имущество и права, имеющие денежную оценку и вкладываемые в целях получения прибыли или иного полезного эффекта. Под инвестиционной деятельностью понимается вложение средств (инвестирование) и практические действия по их использованию.

Законодательную базу инвестиционной деятельности в РФ составляют Федеральные законы "О бюджете развития Российской Федерации", "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации".

Для привлечения инвестиций на территорию муниципального образования необходимы как объективные, так и субъективные условия и предпосылки. К объективным относятся реальные экономико-географические и иные факторы, связанные с расположением территории. Они составляют инвестиционный потенциал данной территории и могут представлять интерес для инвесторов. К субъективным факторам такого рода относится деятельность муниципальной власти по раскрытию этого потенциала и привлечению инвестиций на свою территорию.

Инвестиционный потенциал территории складывается из ряда факторов (рис.)

┌──────────────────┐ ┌──────────────┐ ┌────────────────────┐

│ Выгодное │ │ Транспортная │ │ Наличие достаточных│

│ географическое │ │ доступность │ │ и эффективных │

│ положение │ │ │ │ природных ресурсов │

└──────────┬───────┘ └───────┬──────┘ └───────┬────────────┘

└─────────────┐ │ ┌─────────────┘

│ │ │ ┌────────────────────┐

┌──────────────────┐ │ │ │ │ Наличие │

│ Состояние │ ┌─┴──────┴─────┴─┐ │ квалифицированных │

│ окружающей среды ├───┤ Инвестиционный ├───┤ кадров │

└──────────────────┘ │ потенциал │ └────────────────────┘

┌──────────────────┐ │ территории │ ┌────────────────────┐

│ "Цена" ├───┤ ├───┤ Научно-техническая,│

│ рабочей силы │ └─┬──────┬─────┬─┘ │ проектная, │

└──────────────────┘ │ │ │ │образовательная база│

│ │ │ └────────────────────┘

┌─────────────┘ │ └───────────────┐

┌──────────┴───────┐┌───────────┴──────────┐┌─────────┴──────────┐

│ Уровень качества ││ Емкость ││ Другие │

│ жизни населения ││потребительского рынка││ факторы │

└──────────────────┘└──────────────────────┘└────────────────────┘

 

Рис. Инвестиционный потенциал территории муниципального образования

 

Инвесторы, занимающиеся поиском места размещения своего бизнеса, всегда тщательно изучают инвестиционный потенциал территории, но прежде всего его должна хорошо изучить и представлять инвесторам сама муниципальная власть. Для этого она должна знать, в каком направлении будет развиваться экономика муниципального образования, т.е. иметь стратегический план развития.

Субъективные условия и предпосылки привлечения инвестиций на территорию муниципального образования связаны с регулирующей деятельностью органов местного самоуправления. Здесь могут иметь место две ситуации.

return false">ссылка скрыта

В первом случае, когда в качестве инвесторов выступают организации немуниципальной формы собственности, роль органов местного самоуправления сводится к созданию благоприятных условий для инвестиционной деятельности. Это предполагает:

- исследование инвестиционного потенциала территории муниципального образования и представление его результатов потенциальным инвесторам, или маркетинг территории (подробнее об этом см. ниже);

- выделение земельных участков для строительства, обеспечение возможности подключения к инженерным и транспортным коммуникациям, а для жилищного строительства - предоставление инфраструктурно подготовленных площадок;

- экспертиза и согласование проектной документации на строительство с точки зрения интересов местного сообщества;

- установление льгот по уплате местных налогов, льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности;

- защиту интересов инвесторов;

- расширение использования средств населения и иных внебюджетных источников для финансирования жилищного и социально-культурного строительства.

Во втором случае органы местного самоуправления напрямую участвуют в инвестиционной деятельности. Наряду с перечисленными мерами по созданию благоприятных условий для инвестирования, такое участие предполагает:

- использование средств местных бюджетов для полного или частичного финансирования инвестиционных проектов;

- разработку и утверждение инвестиционных проектов, осуществляемых за счет или с участием бюджетных средств;

- привлечение для инвестиционной деятельности кредитных ресурсов путем выпуска муниципальных займов (подробнее об этом см. ниже);

- проведение конкурсов исполнителей, экспертизы и отбора инвестиционных проектов.

Контроль целевого и эффективного использования средств местных бюджетов, направляемых на капитальные вложения, осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления.

Важным направлением инвестиционной политики органов местного самоуправления является работа по включению инвестиционных проектов, необходимых для жизнеобеспечения муниципального образования, в федеральные и региональные инвестиционные программы. Эта работа особенно актуальна для таких сфер, как снос ветхого жилья, коммунальная энергетика, социальная сфера и т.п. Как правило, мероприятия федеральных и региональных программ финансируются из бюджетов нескольких уровней на основе долевого участия. При участии органов местного самоуправления в финансировании инвестиционных проектов на уровне всей страны или субъектов РФ их разработка и утверждение согласовываются с органами местного самоуправления.

Случаи, когда внешний инвестор полностью финансирует инвестиционный проект, редки. Чаще всего определенную долю инвестиционных расходов, в основном в объекты инфраструктуры, приходится оплачивать муниципальному образованию. Существуют также программные мероприятия (в основном социального назначения), непривлекательные для внешних инвесторов. Финансировать их приходится за счет средств местного бюджета. В связи с этим возникает проблема поиска дополнительных источников.

Основным способом привлечения финансовых ресурсов для инвестирования подобных программных мероприятий являются муниципальные займы. Федеральный закон 2003 года предоставляет муниципальным образованиям право на привлечение заемных средств, в том числе за счет выпуска ценных бумаг, в порядке, установленном представительным органом муниципального образования в соответствии с действующим законодательством.

Алгоритм выпуска муниципального займа включает ряд этапов.


 

 

┌────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Подготовка обоснования целесообразности выпуска займа, │

│ его условий, проведение организационных мероприятий │

│ по подготовке к выпуску займа │

└──────────────────────────┬─────────────────────────────┘

\/

┌────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Утверждение представительным органом местного │

│ самоуправления нормативных документов по выпуску, │

│ условиям погашения и гарантиям по займу │

└──────────────────────────┬─────────────────────────────┘

\/

┌────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Выбор уполномоченного банка по обслуживанию займа │

└──────────────────────────┬─────────────────────────────┘

\/

┌────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Подготовка проспекта эмиссии займа и его регистрация │

│ в Минфине России │

└──────────────────────────┬─────────────────────────────┘

\/

┌────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Утверждение главой администрации муниципального │

│ образования официального текста проспекта эмиссии │

└──────────────────────────┬─────────────────────────────┘

\/

┌────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Формирование залогового фонда для обеспечения гарантий │

│ займа (в тех случаях, когда заем должен быть обеспечен │

│ не только местным бюджетом, но и иными активами │

│ муниципального образования) и фонда обслуживания │

│ текущих платежей по займу │

└──────────────────────────┬─────────────────────────────┘

\/

┌────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Организация размещения займа │

└────────────────────────────────────────────────────────┘

 

Рис. Алгоритм выпуска муниципального займа

 

Специфика муниципальных займов состоит в том, что их цель - решение местных проблем - существенно отличается от целей других эмитентов. Основные держатели муниципальных облигаций и жилищных сертификатов (жители муниципального образования, а также расположенные на его территории предприятия и учреждения) заинтересованы именно в решении проблем, ради которых выпускаются займы, а не в получении дивидендов по займу. Они должны быть готовы получить часть своей прибыли не деньгами, а иным способом, например квартирами или объектами муниципальной инфраструктуры, которыми они в дальнейшем будут пользоваться. Муниципальный заем в этом смысле мало привлекателен для внешних инвесторов.

Для организации размещения займа привлекается специальная организация или банк. Не менее сложной процедурой является управление займом в процессе его исполнения, обеспечение координации взаимодействия участников, мониторинг, своевременное предотвращение рисков. От уровня выполнения этой работы будет зависеть конечный результат.

Отбор инвестиционных проектов

С вопросом привлечения средств тесно связан вопрос отбора наиболее эффективных инвестиционных предложений. Если инвестор сам исполняет свой проект, такой проблемы не возникает. Однако, когда инвесторов много, в роли распорядителя средств муниципального бюджета, включая заемные, выступает местная администрация.

Порядок размещения на конкурсной основе средств местных бюджетов и заемных средств для финансирования инвестиционных проектов утверждается представительным органом муниципального образования. При участии органов местного самоуправления в финансировании инвестиционных проектов, осуществляемых федеральными органами государственной власти и субъектами РФ, их разработка и утверждение осуществляются по согласованию с органами местного самоуправления. Последние гарантируют всем субъектам инвестиционной деятельности равные права при осуществлении инвестиционной деятельности и гласность при обсуждении инвестиционных проектов. Однако, выбирая исполнителей, муниципальная власть должна учитывать определенные требования к инвесторам, претендующим на получение муниципальных инвестиций, и к победителям конкурсов инвестиционных проектов (рис. 7.5.5).

 

┌─────────────────────────┐

│ Требования к инвесторам │

└───────────┬─────────────┘

┌──────────────┴──────────────┐

┌──────────────┴─────────────┐ ┌────────────┴────────────┐

│ Требования к претендентам │ │ Критерии отбора │

│ на получение муниципальных │ │ инвестиционных проектов │

│ инвестиций │ └┬────────────────────────┘

└┬───────────────────────────┘ │┌──────────────────────────────┐

│┌──────────────────────────┐ ││ Соответствие целей проекта │

││ Ведение реестра │ ├┤ стратегическим направлениям │

├┤ акционеров независимым │ ││ развития муниципального │

││ регистратором │ ││ образования │

│└──────────────────────────┘ │└──────────────────────────────┘

│┌──────────────────────────┐ │┌──────────────────────────────┐

││ Наличие у претендентов │ ││ Значимость проекта для │

├┤ бизнес-планов │ ├┤решения задач, предусмотренных│

││ на перспективу │ ││ федеральными и региональными │

│└──────────────────────────┘ ││ программами │

│┌──────────────────────────┐ │└──────────────────────────────┘

││ Переход на международные │ │┌──────────────────────────────┐

└┤стандарты ведения бухучета│ ├┤ Возможность сохранения или │

└──────────────────────────┘ ││ создания новых рабочих мест │

│└──────────────────────────────┘

│┌──────────────────────────────┐

││ Сохранение и развитие научно-│

└┤ технического потенциала │

│ территории │

└──────────────────────────────┘

 

Рис. Требования к инвесторам

 

Бизнес-планы претендентов на реализацию проекта должны быть подвергнуты всесторонней экспертизе, по результатам которой принимается решение о допуске проекта к конкурсу на получение муниципальных инвестиций. Конкурс проводится после проведения экспертизы. С его победителем заключается договор о предоставлении заемных средств на возвратной и платной основах. Возврат и уплата процентов за полученные бюджетные средства должны иметь надлежащее обеспечение. В этом качестве могут выступать: залог ликвидного имущества, гарантия банка, поручительство третьих лиц, обладающих необходимыми денежными средствами или ликвидным имуществом.

Бизнес-план заемщика по реализации инвестиционного проекта прилагается к договору и подписывается обеими сторонами. Финансирование инвестиционных проектов начинается после официального решения о включении их в перечень муниципальных инвестиционных программ.