Государственные и муниципальные социально-экономические программы
Муниципальное образование как сложная социально-экономическая система должно одновременно обладать и устойчивостью к неблагоприятным внешним воздействиям, и нацеленностью на благоприятные изменения. Управление состоянием муниципального образования позволяет поддерживать на достигнутом уровне все системы его жизнеобеспечения, объемы и качество муниципальных услуг. Управление развитием нацелено на повышение этого уровня исходя из генеральной цели муниципальной деятельности: повышения качества жизни населения.
Обеспечение устойчивого социально-экономического развития муниципального образования включает в себя ряд взаимосвязанных и последовательно решаемых задач
┌───────────────────────────┐ ┌──────────────────────────┐
│ Анализ текущей социально- │ │ Анализ внешних │
│ экономической ситуации в │ │ условий │
│ муниципальном образовании │ │ │
└──────────────┬────────────┘ └───────────┬──────────────┘
└──────────────┬─────────────┘
\/
┌───────────────────────────────────┐
│ Выбор цели, направления и общей │
│ стратегии дальнейшего развития │
└─────────────────┬─────────────────┘
\/
┌───────────────────────────────────┐
│ Разложение общей цели развития на │
│ систему взаимосвязанных целевых │
│ программ (подпрограмм) │
└─────────────────┬─────────────────┘
\/
┌───────────────────────────────────┐
│ Разработка механизмов достижения │
│ целей развития │
└─────────────────┬─────────────────┘
┌──────────────────┬────┬┴─────┬─────────────┐
\/ \/ │ \/ \/
┌──────────┐┌──────────────┐│┌──────────────┐┌──────────────────┐
│Маркетинг ││Инвестиционная│││ Создание ││ Поиск │
│территории││ политика │││инфраструктуры││ и использование │
│ ││ │││ развития ││кредитных ресурсов│
└──────────┘└──────────────┘│└──────────────┘└──────────────────┘
\/
┌──────────────────────────────────────┐
│ Градоустройство и градостроительство │
└──────────────────────────────────────┘
Рис. Система целей и задач комплексного социально-экономического развития муниципального образования
Управление социально-экономическим развитием России регулируется Федеральным законом "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации". В нем содержатся положения о необходимости проведения на федеральном и региональном уровнях работ прогнозно-аналитического характера, формирования концепций и программ развития, которые используются органами законодательной и исполнительной власти при принятии конкретных решений в области социально-экономической политики.
Необходимо обеспечить взаимосвязь и взаимообусловленность развития страны, отдельных регионов и муниципальных образований. Особенно важна взаимосвязь задач регионального и муниципального развития, поскольку любой хозяйственный комплекс, являющийся объектом регионального планирования, дислоцируется на территории какого-то конкретного муниципального образования. Именно здесь протекают основные процессы социально-экономического развития. Поэтому принципы региональной политики государства и регионального планирования могут стать методологической базой для планирования социально-экономического развития муниципальных образований.
Региональное прогнозирование и планирование должно предусматривать экологически обоснованное размещение производств, что напрямую затрагивает интересы муниципальных образований. Без разрешения противоречия между развитием производства и сохранением экологического равновесия говорить об устойчивом развитии муниципальных образований не приходится.
Механизмом реализации задач социально-экономического развития всей страны и отдельных территорий являются целевые программы. Существует множество видов целевых программ, которые можно классифицировать по статусу, назначению, срокам, направленности и механизмам реализации.
┌──────────────────────────────────────────┐
│ Классификация целевых программ │
└─┬────────┬────────┬──────────┬─────────┬─┘
\/ │ \/ │ \/
┌────────────┐ │ ┌────────────┐ │ ┌───────────────┐
│ По статусу │ │ │ По срокам │ │ │ По механизмам │
│ │ │ │ реализации │ │ │ реализации │
└──────┬─────┘ │ └─────┬──────┘ │ └───────┬───────┘
│ │ │ │ │
┌─────────┴───────┐│┌───────┴────────┐ │ ┌─────┴──────┐
│ Федеральные │││ Краткосрочные │ │ │ Заказные │
│ Межрегиональные │││ Среднесрочные │ │ │ Конкурсные │
│ Региональные │││ Долгосрочные │ │ └────────────┘
│ Муниципальные ││└────────────────┘ │
└─────────────────┘│ │
\/ \/
┌───────────────┐ ┌───────────────────┐
│ По назначению │ │ По направленности │
└─────────┬─────┘ └────────┬──────────┘
┌────────┴────┐ ┌────────┴───────────┐
│ Комплексные │ │ Социальные │
│ Проблемные │ │ Экологические │
└─────────────┘ │ Экономические │
│ Научно-технические │
│ Специальные и иные │
└────────────────────┘
Рис. Классификация целевых программ
По статусу целевые программы делятся на федеральные, межрегиональные, региональные и муниципальные.
По назначению различают комплексные целевые программы, обеспечивающие социально-экономическое развитие страны, региона или муниципального образования, и проблемные целевые программы, обеспечивающие решение одной определенной проблемы. Среди муниципальных программ преобладают проблемные.
По срокам реализации различают краткосрочные (1 год), среднесрочные (3 - 5 лет) и долгосрочные (10 - 15 и более лет) целевые программы.
По направленности решаемых проблем различают социальные, экологические, экономические, научно-технические и иные целевые программы.
По механизму реализации различают заказные целевые программы с заранее определенными исполнителями и конкурсные, когда исполнители выбираются комиссией после утверждения программы и объемов ее финансирования.
В последние годы усиливается связь целевых программ с бюджетным процессом. Постановлением Правительства РФ от 22 мая 2004 года N 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов" была одобрена Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации, одним из направлений которой является расширение сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования. Это предполагается осуществить, в частности, путем использования в бюджетном процессе ведомственных целевых программ, распределения части бюджетных средств на конкурсной основе по результатам оценки действующих и предлагаемых к принятию целевых программ.
В Концепции предлагается замена "сметного принципа планирования бюджетных расходов" на "программно-целевой" путем преобразования сметных расходов в так называемые "ведомственные целевые программы, имеющие четкие цели, измеримые результаты, систему оценки, индикаторы их достижения". При этом указано, что действующие сегодня - централизованные (федеральные, региональные, муниципальные) и новые - ведомственные целевые программы "должны рассматриваться в качестве двух типов единых по принципу формирования и реализации, но различающихся по содержанию и статусу бюджетных целевых программ".
Полномочия местного самоуправления в сфере социально-экономического развития территорий
Федеральный закон 2003 года N 131-ФЗ относит к полномочиям органов местного самоуправления принятие и организацию выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования. К вопросам местного значения муниципальных образований разных типов Закон относит разработку и утверждение генеральных планов развития поселений и схем территориального планирования муниципальных районов, установление правил землепользования и застройки, территориальное зонирование земель, контроль использования земель, экологический контроль и другие действия органов местного самоуправления, необходимые для реализации планов и программ комплексного социально-экономического развития.