Архитектура и искусство Древнего Египта

Уже в прикладном творчестве первобытных общин, в росписи гли­няных сосудов, в изящных костяных и роговых фигурках ощущается ха­рактерная черта египетского искусства:

1) стремление к фронтальному развертыванию изображаемых сцен;

2) реалистическое внимание к деталям;

3) тенденция к выработке канонов.

Постепенно складываются каноны изображения царей, своего рода официальных портретов с подчеркиванием сверхчеловеческих мощных тел, властных суровых лиц. Этим же целям служила и монументальная архитектура. Уже в период Древнего царства получает отчетливое вы­ражение та грандиозная монументальность, которая становится отли­чительной чертой египетской архитектуры. Такова громадная усыпаль­ница - пирамида, исходной формой которых были скамьеобразные гроб­ницы.

Древнейшей формой пирамиды является ступенчатая пирамида Джосера В Саккара. Благодаря заполнению пустых пространств между ус­тупами получился классический тип монументальной пирамиды, наибо­лее чётко выраженной в грандиозных пирамидах, построенных фараона­ми IV династии - Хуфу, Хафра, Минкаура. Стена этих храмов украша­лись рельефами, изображавшими жизнь и подвиги обожествлённого царя.

Архитектура Среднего царства является связующим звеном между архитектурой Древнего и Нового царства. Грандиозное развитие хра­мов Нового царства, в частности, времени XVIII-XIX династий, дают яркое представление о расцвете храмовой архитектуры. Одним из ве­личайших комплексов этого времени был грандиозный храм Амона в Фи­вах. Колоссальный колонный зал этого храма, построенный при Сети I и Рамзесе II, состоит из 134 массивных колонн, расположенных в 16 рядов; 12 центральных колонн большого зала имеют высоту в 21 м. Площадь зала равна 5000 кв.м Отличительные черты египетской скуль­птуры:

1) фронтальность;

2)почти геометрическая статичность. Они впервые проявляются в скульптурных произведениях времени Древнего царства.

Изображая бога, фараона или вельможу, художник постарался дать идеализированный образ прекрасного сверхмощного человека в позе торжественного и спокойного величия. Египетские мастера постепенно освобождались от старых правил стилизации, стремились изобразить тело и лицо человека в динамике. Эти же черты проступают в рель­ефах и рисунках, украшающих стены гробниц и храмов, и раскрывают всю жизнь египтян. Здесь изображались дерущиеся лодочники, ремес­ленники за работой, земледельцы, пастухи и рыболовы, плакальщицы, идущие за корабельной процессией. Таковы рельефы из гробниц в Саккаре и в Гизе. Стремление к реализму усиливается в период Среднего царства. Художник пытается передать внутренние переживания челове­ка, например, в колоссальной голове Сенусерта III иди в голове Ментухотепа. Пышной архитектуре Нового царства соответствовала зрелая скульптура, давшая образцы высокохудожественного реализма и одновременно с этим утонченной стилизации. Высокого развития до­стигло в эту эпоху искусство иллюстрации, например, рисунки на па­пирусах из сборника религиозных текстов «Книги мертвых». Особое место в египетской культуре занимал рельеф. Древние египтяне знали два вида рельефа: выпуклый и врезанный, углубленный внутри конту­ра. Все фигуры и фон обычно раскрашивались так, что стены превра­щались в ковры цветных изображений. Используя декоративные возмож­ности египетской письменности, художники заполняли надписями пус­тые листы внутри композиции или между различными стенами. Господс­твующее положение занимали всегда гробницы. Композиция скорее чи­талась, нежели смотрелась. Передача трёхмерного пространства в двухмерном изображении - не просто техническая задача - её решение зависит от определенного отношения к действительности. Египтяне передавали действительность такой, какой знали, а не такой, какой она кажется - отсюда и все существенные особенности. Тело и пред­мет изображали не такими, как его видят в целом, но с определённой точки зрения, в какой-то случайный момент, но сопоставляя отдель­ные его части в наиболее характерном для каждом ив них виде. Так лицо человека, локти и ноги показывали в профиль, а глаза и плечи - в фас. Тот же принцип можно наблюдать и в больших композициях, отдельные сцены которых нельзя сводить к одному временному пункту. Большие сцены передаются при помощи суммирования отдельных част­ностей, чтобы дать наиболее полное представление об изображенном сюжете. Например, в сцену охоты включаются отдельные сюжеты, отно­сящиеся к жизни животных в пустыне, в военные композиции - жизнь лагеря, марширующие солдаты, битва...

Все изображаемые люди и предметы мыслились живущими и требова­ли телесной полноты. Поэтому, как правило, мастера заботились о том, чтобы избегать пересечений хотя бы у главных фигур, а отдель­ные сцены располагали поясами одну за другой. Со Среднего царства художники стали широко использовать художественные возможности росписи, а со временем в некоторых случаях даже отказываясь от контуров, добиваясь этим особой живописности.

Существование определенных правил было исключительно сущест­венно для поддержания ремесленной традиции, без которой немыслимо древнеегипетское искусство. Со временем менялись вкусы, представ­ления об идеале. Соответственно с этим изменялись пропорции фи­гур, насыщенность композиции деталями. И хотя общая схема остава­лась прежней, внутри её всегда было достаточно простора для прояв­ления знаний, наблюдательности, творческих исканий и фантазии ху­дожника.