Выдвижение Москвы в столицу земли Русской

Русское воинство во главе с Александром Невским (1220—1263) сокрушило на Чудском озере тевтонских рыцарей, а годы спустя Александр был причислен к лику святых православной церкви. Это, однако, не остановило нашествия с Востока, так что конец XIII и весь XIV в. прошли под игом татаро-монгольской орды. Мало того, что русские княжества платили ей тяжелую дань, в середине XIV века потребность в единой религии ощутила и Орда, а выбором ее явился ислам. В этой ситуации Русь стояла перед угрозой окончательного исчезновения как государства, а русский народ — перед угрозой ассимиляции. Не имея единой столицы, но имея единую православную веру, имея богатые культурные традиции, русский народ должен был дать решительный бой своим воинственным и полудиким поработителям. Он и произошел в 1389 г. на Дону, на Куликовом поле. Куликово побоище стало переломным моментом в возрождении русской культуры и образовании единого государства, «которое родилось на Куликовом поле, а не в скопидомном сундуке Ивана Калиты» (В. О. Ключевский).

На роль столицы русской земли, утраченную Киевом, претендовали Новгород и Москва. На стороне Новгорода была идущая из глубины веков культурная традиция, отстоянная и развитая в тесной связи с Византией и Западной Европой. Экономическому росту Новгорода способствовала активная торговля с городами североевропейского ганзейского союза. Новгород ближе всех русских городов оказался к росткам европейского Возрождения. Наконец, свежи были в памяти народной и славные победы Александра Невского, новгородского князя в 1236—1351 г. Однако Новгород конца XIV века был раздираем внутренними распрями, общественный покой расшатывали еретики-«стригольники». И, конечно, мало кого устраивало новое, столь принципиальное выдвижение Великого Новгорода. Могла бы на эту роль претендовать и Тверь, но она не оправилась от разгрома, которому подверглась в 1327 г. за убийство ханских послов. В этой ситуации гибкую и дальновидную тактику избрали московские князья. Москва, сама по себе не столь заметный город, не воспринималась как угроза или посягательство на чью-то власть. Вместе с тем не вызывала более сомнений необходимость некоего духовного и политического центра. Москва подходила на эту роль благодаря своему географическому положению в лесах, недоступных татарской коннице, но вблизи старинных влиятельных городов, наличию удобных речных и сухопутных торговых путей, что обеспечивало приток в Москву все новых жителей. В итоге московские князья принимают титул Великих князей всея Руси. С этого начинается новый этап в ее культурной и политической истории. Таким образом, период Московской Руси можно отсчитывать с XIV века по XVI век. В 1547 г., с венчания Ивана IV на царство, Русь стала называться Россией. Тем не менее, еще и в XVII веке Российское государство могло считаться во многих отношениях наследницей Московской Руси.