Белорусская культура в контексте мировой культуры

 

Процесс формирования общенациональной культуры Беларуси берет свое начало в период существования Древнерусского государства (IX - перв. пол. XIII в.). В рамках этого государства сложилась материальная и духовная культура, которая позднее стала основой белорусской, русской и украинской культур. В этом состояла важнейшая особенность формирования общенациональной культуры Беларуси. Культурная специфика Беларуси VII - VIII вв. состояла в том, что славянская традиция кривичей, дриговичей и радимичей тесно переплеталась с культурой балтов и финно-венгерских племен, которые жили здесь до прихода славян. В период Древнерусского государства (Киевской Руси - IX - перв. пол. XIII вв.) сложились объективные и субъективные факторы, которые обусловили развитие национального культурного архетипа. За это время белорусы прошли путь от язычества до христианства, от отсутствия письменности до появления рукописных книг, от примитивной бытовой архитектуры до создания величественных храмов, дворцов и замков, которые вошли в сокровищницу мировой культуры. Принятие христианства обусловило развитие в Беларуси образования, изобразительного искусства, архитектуры, художественной литературы. Об этом свидетельствует деятельность Ефросиньи Полоцкой и Кирилла Туровского, Климентия Смомятича и Авраямия Смоленского, князей полоцких Брягислава и Всеслава Чародея. Величественным памятником этой эпохи стали Полоцкий Софистский Собор и "Слово о полку Игореве", о котором Я.Купала сказал так: ""Слово" написано древним белорусско-славянским языком в XII веке". Своеобразным национально-культурным символом стал Крест Ефросиньи Полоцкой, святой покровительницы Беларуси перед лицом Господа нашего.В вопросе о происхождении белорусского языка исследователей нет единого мнения. Часть ученых придерживается теории, которая доказывает, что белорусский язык начал формироваться ещё в VII - VIII вв., что он издревле является самобытным национальным языком белорусов. Другие исследователи доказывают, что белорусский язык начал формироваться на основе общего для всех восточных славян древнего церковнославянского языка во второй половине XIII - XIV веках, т.е. во время образования Великого княжества Литовского.В период традиционной (средневековой) цивилизации в Беларуси сложился тот тип национальной культуры и национального менталитета, который принято определить как человеколюбие, гостеприимство, веротерпимость, законопослушание, толерантность. Это было обусловлено особенностями исторического и политического развития ВКЛ. В рамках ВКЛ, - единственного государства в Европе, - где официально действовали православная церковь и костел, греко-римская (униатская) церковь и иудаизм, ислам и протестантизм. Православие действовало с 922 г., католицизм - с 1385 г., униатская церковь - с 1596 г. Средневековый белорусский город был типично европейским. Крупнейшим из них был Полоцк, где проживало около 50 тыс. человек из числа шляхты, ремесленников, купцов, монархов, крестьян. В таких городах как Гродно, Брест, Пинск, Минск, Витебск, Могилев, Гомель проживало до 10 тыс. человек. Все крупные города Беларуси имели Магдебургское право. В XVI в. по объему количества населения - (» 1,5 -2 млн.), по количеству городов и городского населения Беларусь была государством европейского типа.Европейский тип культуры Беларуси XVI - XVIII вв. можно проследить на принципе такой европейской культурной традиции как Ренессанс, который охватил Европу в XIII- XVI вв. Центральным направлением Ренессанса был гуманизм. Отцом европейского гуманизма был Ф.Петрарка, творчество которого было связано с литературой. Отцом белорусского Ренессанса был Ф.Скорина, деятельность которого была связана с книгопечатанием, просвещением белорусов, духовностью нашего народа. В "Предисловиях", "Послесловиях", "Сказаниях" Ф.Скорина говорил, что каждый закон должен соответствовать традициям народа, быть справедливым доступным, направленным на общую пользу. Есть свидетельства того, что Ф.Скорина принимал участие в выработке Статута 1529 года. Эпоха белорусского Ренессанса была связана с деятельностью таких гуманистов Н.Гусовский, С.Будный, В.Тяпинский, Л.Сапега, А.Волан, М.Литвин "Со всех вещей людских, наилучшая есть свобода", - писал А.Волан.Эпоха Ренессанса возродила культ античной мифологии и античного искусства. В это время церковь начала переходить на национальные языки народов Европы. Поэтому появление 23 книг Библии на понятном для белорусов языке - это проявление европейской тенденции в нашей культуре. С.Будный начал печатание книг на народном языке на территории Современной Беларуси.В XVII - XVIII веках в Европе господствовали такие культурный стили как барокко и классицизм. В стиле Европейского барокко в Беларуси были построены дворец Сапегов в Ружанах, Радзивилов в Несвиже, Хрептовичей - в Щорсах, костелы в Гродно и Минске, монастырь ордена картузианцев в Березе. В Беларуси этого периода функционировали 26 оперно-балетных театров и около 30 симфонических капел. В Европе хорошо знали театр Казимира Агинского слуцкие пояса.В XIX в. культура Беларуси развивалась под влиянием национально-освободительного движения и культуры России. В первой половине XIX в. началась Эпоха Возрождения национальной культурной традиции. Белорусское культурное Возрождение было связано с возрождением белорусского языка, белорусской литературы и белорусской интеллигенции. У истоков возрождения стояли Павел Багрим, В. Дунин-Мартинкевич, Я.Чегей, Ян.Борщевский. Отцом национального возрождения в это время был В.Дунин-Мартинкевич.Самодержавие проводило в Беларуси политику национального угнетения. В 1832 г. был закрыт Виленский университет, а в 1839-41г.г. была ликвидирована униатская церковь, запрещены названия "Литва" и "Беларусь". Поэтому одной из основных для белорусов была проблема национальной самоидентификации, т.е. определения своего культурного архетипа путем ответе на вопрос- кто мы? где наши корни? что нам надо? Процесс национального самоопределения охватил вторую половину XIX- начало XX века. В это время сформировалась национальная интеллигенция, сложилась политическая элита, был признан белорусский язык, возникла белорусская историческая наука и национальная идея. Национальную идею изложил К.Калиновский в своем знаменитом "Письме", где завещал белорусам " бороться за свободу, справедливость и независимость". К этому периоду относится деятельность народников, Ф.Богушевича, Белорусской политической громады, Я.Купалы, Я.Колоса.Завершился процесс национального самоопределения созданием белорусской государственности. Одни связывают нашу государственность с БНР, другие с БССР.Белорусская советская культура периода 1919-1991г.г. развивалась с учетом 2-х объективных факторов:1)наличие государственности, 2)под влиянием политической идеологии.Государственность в форме БССР обеспечила белорусизацию в 20-30 и ХХ века, развитие языка, литературы, образования, искусства. Но с другой стороны, сталинский тоталитаризм привел к репрессиям, гонениям на национальную культуру, унификации белорусской советской культуры в рамках "социалистического реализма", который пропагандировал культуру маргинального типа- "интернациональную пролетарскую". Тем не менее в советский период в Беларуси сложились свои национальные ... в области театрального и изобразительного искусств, музыки и литературы. В.Быков, В.Короткевич, Иван Науменко, П.Бровко, М.Танк, Л.Щемелев, М.Данциг, М Савицкий, А.Аникейчик и др. своим творчеством прославили белорусскую культуру на весь мир.Новый этап в развитии белорусской культуры начался в постсоветский период (1992-2003г.г.). В это время культура Беларуси пережила период "Адраджэння", связанного со становлением независимости, государственностью белорусского языка, попыткой обретения своего национально-культурного лица. Но вот не культурные проблемы в Беларуси стали политическими, поэтому их разрешение и развитие происходило политическим путем. Культурная жизнь Беларуси 2000-2003г.г. показала: без национальной культуры национальной государственной идеологии, национальной идеи у белорусов нет будущего ни на Востоке, ни на Западе.