Культура и цивилизация

 

Цивилизация (от лат. civilis - гражданский, государственный, политический, достойный гражданина, подобающий гражданину) - понятие, широко применяемое в истории, антропологии, культурологии.

 

Единого общепринятого значения термина «цивилизация» не существует, в разных контекстах этот термин может обозначать прямо противоположные понятия. Долгое время понятия "культура" и "цивилизация" были тождественны. Первым провел между ними границу немецкий философ И. Кант, а в начале XX века его соотечественник О. Шпенглер и вовсе противопоставил их. В своей книге «Закат Европы» он описал цивилизацию как заключительный этап развития культуры, как «смерть» культуры, поскольку считал главными чертами цивилизации «острую холодную рассудочность», интеллектуальный холод, практический рационализм, смену душевного бытия умствованием, преклонение перед деньгами.

 

Поэтому наиболее очевидно цивилизация проявляется в урбанизации, в распространении индустриального производства и технологий, основанных на механических, технических комплексах, неизбежно приводящих к деградации мироощущения, к нивелированию личностей, к массовому сознанию, к культу меркантилизма и рационализма, к догмату технократизма, порожденного «фаустовским мышлением».

 

Противопоставление культуры и цивилизации тем не менее уходит, если понимать цивилизацию как некоторый продукт культуры и системы средств функционирования и совершенствования человека и общества, как всю совокупность организационных и технических средств, с помощью которых люди пытаются достигнуть тех целей, которые зашифрованы в понятии «культура».

 

Сегодня термин «цивилизация» чаще всего используется для обозначения определенной ступени развития культуры. Конкретная культура, развиваясь, может стать цивилизацией. Процесс исторического развития представляет собой развитие культуры, в недрах которой вызревает цивилизация. Как всякое средство, цивилизация оказывается достаточно самостоятельной и способной активно воздействовать на саму культуру, на изменения человека. Цивилизация, таким образом, порождает возможность улучшить, поднять образ жизни и условия развития личности на новый качественный уровень. Хотя она может вызывать в обществе изменения как положительные с точки зрения нравственности, гуманности, духовности, так и отрицательные.

 

Мы можем выделить несколько типов, или видов цивилизаций. Так, существуют национальные, региональные цивилизации, которые в целокупности составляют мировую, или общечеловеческую цивилизацию.

 

В историческом контексте выделяются принципиально сохранившиеся цивилизации (Китай, Индия, цивилизации Западной Европы, восточных славян и другие). Исчезнувшие цивилизации – это цивилизации хеттов, инков, мая и другие. Отдельные цивилизации ассимилировали, обогатив цивилизации пришедшие им на смену – цивилизации древнего Междуречья, Ассирии, Персии. Английский историк А.Дж.Тойнби в этой связи выделяет 21 цивилизацию, среди которых только семь «живых», остальные «мертвые».

 

В зависимости от преобладания средств и способов производства есть смысл рассматривать городские и сельские, земледельческие и индустриальные цивилизации. Настоящий момент в наиболее цивилизованных странах и регионах есть переход к постиндустриальной цивилизации.