Представление о природе конфликта в рамках буддизма

Прежде чем приступить непосредственно к рассмотрению представлений представителей буддизма о природе конфликта, обратимся к общей идеологии буддизма. Центральной идеей учения Будды является просветление, - выход из круга перерождений. Путь к просветлению – медитация, концентрация внимания на телесных ощущениях или мысли. В рамках общей доктрины пробуждения в буддизме возникают три школы, имеющие различные мировоззренческие аспекты, которые влияют и на понимание целей медитации.

1. Хинаяна или "Малая Колесница". Эти поучения Будда дал первыми. Философская основа этого уровня - "Четыре благородные истины": 1. Есть страдание. 2. У страдания есть причина. 3. Есть конец страдания. 4. Есть путь, ведущий к концу страдания. Медитации уровня Хинаяны нацелены на успокоение ума. В повседневной жизни практикующий принимает "внешние" монашеские обеты, отказываясь от мирской жизни с ее соблазнами, и таким образом избегает ситуаций, которые могли бы вести к страданию. Высшее достижение - т.н. "малая нирвана", т.е. полное спокойствие ума и переживание пустотности своего эго.

2. Махаяна или "Великая Колесница". Философская основа - поучения о пустоте всех явлений и сочувствии ко всем существам. Медитации нацелены на получение опыта пустоты и развитие сочувственной мотивации. В повседневной жизни практикующий Махаяну соблюдает "внутренний" обет Бодхисаттвы - во всех своих действиях руководствуется благом других существ. Высшее достижение - окончательное просветление, полное раскрытие потенциала ума.

3. Ваджраяна или "Алмазный Путь". Философская основа - поучение о Будда-природе, изначально присущей всем существам. Медитации - это упражнения, в которых практикующий отождествляется со своей Будда-природой. В повседневной жизни упор делается на "чистое видение" - умение видеть мир так, как его видят Будды, и действовать как Будды. Высшее достижение - окончательное просветление. Подчеркивается важность богатого жизненного опыта и умения действовать в интенсивных ситуациях жизни.

Из приведенных сведений видно, что представители различных направлений по-разному относятся к внешнему миру: если первые стремятся не вступать с ним во взаимодействие, вторые – ограничивают его, то третьи, наоборот, стремятся побывать в разных ситуациях. Но, тем не менее, каждая из школ указывает на искаженность человеческого ума, что способствует возникновению мешающих эмоций (гнев, привязанность, тупость, ревность и гордость). Испытывая мешающие чувства, люди склонны действовать под их влиянием. Эти действия переходят в привычки или тенденции воспринимать мир определенным образом. Впоследствии, когда тенденции укореняются, они обуславливает иллюзорное восприятие мира.

Из сказанного можно сделать вывод, что внутриличностные конфликты являются источником иллюзорного мировосприятия, что, в свою очередь, препятствует просветлению. Медитативные техники направлены на подавление начинающихся внутренних конфликтов, обретение беспристрастности к мирской жизни. При этом все остальные конфликты (внешние) рассматриваются как следствие запущенности внутриличностных.

Великий Путь позволяет понять, что многообразие кажущегося реальным внешнего мира производит наш собственный ум. С этой позиции с совершенно невыносимыми людьми человека сводит не рок, не случай и не бог, а все есть плод впечатлений человеческого ума. Перед человеком, осознавшим эту истину встает другая задача, - научиться не отделываться от врагов и не побеждать их, а найти способ остановить проецирование на них враждебных образов и мыслей собственным умом. Сначала он учится концентрироваться на друзьях и все время желать им чего-то хорошего, а после того, как это становится привычкой, через нейтральных людей переходит к тем, кто ему не по душе.

Итак, согласно учению буддизма, причиной всех конфликтов запутанность ума, неправильный взгляд на мир. Избавления от этого состояния достигается с помощью медитации и выработки позитивного отношения к другим людям. Медитация позволяет человеку научиться концентрировать внимание, сделаться более чувствительным к движениям своего духовного мира. Впрочем, последний тезис в литературе православной направленности оспаривается [4] и оценивается как своеобразная «духовная анестезия». Критика основана на признании для человека противоестественности состояния вечной радости и покоя; нравственной неприемлемости искоренения чувств сострадания, несправедливости и других; подавления критического мышления и воли.