Министерство образования Российской Федерации

 

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

ПРАКТИКУМ

ПО КОНФЛИКТОЛОГИИ

 

Утверждено Редакционно-издательским советом

университета в качестве учебного пособия

 

Новосибирск

 

 

Автор:

к.и.н., доцент кафедры социологии НГТУ

И.А. Скалабан

 

 

Рецензент: к.п.н., доцент кафедры педагогики НГПУ Т.А. Ромм

 

 

Работа подготовлена на кафедре социологии

 

 

ÓНовосибирский государственный

технический университет, 2001

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время «Конфликтология» как наука и учебная дисциплина переживает подлинный взлет, поскольку демократические преобразования не могут осуществляться без освоения обществом норм эффективного социального взаимодействия, ориентированного в первую очередь, на сотрудничество между отдельными субъектами, большими и малыми социальными группами. Появляются новые учебники, монографии, но вместе с тем, одновременно ощущается явная нехватка работ транслирующих прикладное знание, способствующих формированию конкретных умений и навыков анализа и эффективного управления конфликтами.

Данный практикум предназначен для проведения практических, семинарских занятий и организации самостоятельной работы со студентами, в первую очередь, специальности «социальная работа». Его целью является как углубление теоретических знаний по проблеме, так и формирование у обучаемых умений и навыков анализа и разрешения различных видов конфликтов.

Содержание практикума включает в себя тематический план, который носит рекомендательный характер и может быть изменен, в зависимости от формы обучения и подготовки аудитории, поэтому методические рекомендации даются ко всем темам вне зависимости от того, это лекция или семинарское занятие. Каждая предлагаемая тема имеет список литературы, методические рекомендации, позволяющие наметить план изучения данного вопроса, а так же различные упражнения и материалы которые могут быть использованы для ситуационно-ролевых игр, тренингов, игр-семинаров, самостоятельной подготовки и рефлексии по проблемам конфликтного взаимодействия.

Следует отметить, что наполнение тем материалами неравнозначно, что обусловлено ограниченностью объема работы (упор сделан на наиболее значимые) и распределением материала между данным курсом и следующим за ним курсом «Технологии переговорного процесса», где более подробно рассматриваются этапы и конкретные технологии переговорного процесса и посреднической деятельности.

Для лучшего освоения содержания курса практикум наполнен большим количеством заданий для самостоятельной письменной работы, которые в сумме с материалами отобранными самими студентами должны составить так называемую «Папку конфликтолога» и тем самым обеспечить социального работника вспомогательной информацией по анализу и управлению конфликтами для работы после окончания вуза.

 

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Наименование тем Кол-во часов Всего Часов
  лек. сем.  
Вводное занятие: Конфликтология как наука.  
Часть 1. Конфликт как социальный феномен      
Тема 1. Формирование современных парадигм о природе социального конфликта.
Тема 2. Понятие и виды социальных конфликтов  
Тема 3 Особенности конфликтов в России и их влияние на социальную работу.  
Тема 4. Структурная модель описания социального конфликта
Тема 5. Динамическая модель описания социального конфликта.
Тема 6. Диагностика и разрешение конфликта: стратегии и технологии.
Тема 7. Переговоры и посредничество в конфликте как форма деятельности социального работника.
Тема 8. Управление и профилактика конфликтов.
Часть 2. Основные сферы развертывания конфликтов.      
Тема 9. Конфликты больших социальных групп и их влияние на систему социальной работы.  
Тема 10. Конфликты в социально-трудовой сфере и их урегулирование в социальной работе. Забастовка как форма конфликта.
Тема 11. Конфликты в сфере управления.  
Тема 13. Конфликты в семье.  
Итого по курсу

 

Вводное занятие.

Конфликтология как наука.

 

1. Конфликтология как наука о социальных конфликтах, ее объект, предмет, категориальный аппарат.

2. Становление конфликтологии как науки.

3. Место конфликтологической проблематики в теории и практике социальной работы.

 

Рекомендуемая литература:

 

*Гостев А. А. и др. На путях становления отечественной конфликтологии/ Гостев А.А.,Соснин В.А.,Степанов Е.И. //Психол.журн.-1996.-Т.17,N 2.-С.110-128.

*Зеркин [1] Д.П. Основы конфликтологии (курс лекций). Ростов-на-Дону. 1998. С. 10-38.

*Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. – М.: Аспект Прогресс, 1996. – Гл. 1-3.

*Козырев Г.И. Конфликтология. Социальный конфликт в общественной жизни.// Социально-гуманитарные знания 1999. № 1. С. 103-121.

*Конфликтология. Под ред. А.С. Кармина. – СПб.: Лань, 1999.- 10-27.

*Теория социальной работы: Учебное пособие. Под ред. М.В. Ромма. – Новосибирск: НГТУ, 2000. – Ч.2., гл.4. С.48-60.

 

Методические рекомендации к подготовке вопросов:

 

Цель темы: дать общее представление о конфликтологии и ее месте в теории и практике социальной работы.

Основная сложность в изложении первого вопроса связана с крайне неоднозначной трактовкой в современной литературе статуса и содержания конфликтологии, что подтверждают приведенные ниже определения. Опираясь на них попробуйте дать собственное обоснованное определение конфликтологии ее описать ее проблемное поле и категориальный аппарат.

При ответе на второй вопрос, рекомендуется сосредоточится на причинах возникновения конфликтологии, выделить основные этапы ее формирования. Особое внимание необходимо уделить проблемам становления конфликтологии в России. Почему у нас она стала развиваться так поздно? Каковы особенности становления кофликтологии в нашей стране в настоящее время?

При ответе на третий вопрос необходимо опираться не столько на конфликтологическую литературу, где эта проблема слабо разработана, сколько на теорию и практику социальной работы. Какое место занимает конфликт и его последствия в социальной работе? Какие знания, умения и навыки необходимы социальному работнику при работе с конфликтом? В какой мере конфликтология способна ими обеспечить?

 

q Прочитайте и сравните приведенные ниже определения:

«Конфликтология – наука о противостоянии социальных групп, слоев, индивидов.» (В.Кудрявцев, С.5)

«Конфликтология – это система знаний о закономерностях и механизмах возникновения и развития конфликтов, а также о принципах и технологиях управления ими.» (С.М. Емельянов, С.12..)

«Современная конфликтология – прикладная научная дисциплина и вместе с тем сфера практической работы по урегулированию конфликтов.» (А.С.Кармин, С.22)

Конфликтология –комплексная наука, изучающая три типа конфликтов: социальные, внутриличностные, зооконфликты и объеденяющая в единую систему не связанные между собой исследования конфликта, которые ведутся в рамках военных наук, искусствоведения, истории, математики, педагогики, политологии, правоведения, психологии, социобиологии, социологии, философии. (А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов, С.82, 87).

«В практике организации современного менеджмента, в дипломатии, в юриспруденции, коммерческой деятельности и иных областях жизни, где наблюдается непосредственное столкновение интересов противостоящих сторон, сложилось прикладное направление, которое получило название конфликтологии. Конфликтолог – это специальная профессия, представители которой участвуют во многих переговорных процессах…» (Здравомыслов А.Г. С.77..)

? Чем вызвано такое различие в подходах к определению конфликтологии в настоящее время?

Чем принципиально отличаются данные определения?

Какое из определений вам представляется наиболее убедительным? Аргументируйте свой ответ.

 

Объект конфликтологии – конфликт, конфликтное взаимодействие

Предмет конфликтологии – общие закономерности зарождения, развития и завершения конфликта.

 

 

Основные категории конфликтологии:

конфликт, конфликтная ситуация, противоречие, консенсус, агрессия, насилие, переговоры и т.д..

 

Функции конфликтологии:

· Объяснительная (выявляет общие закономерности развития и завершения конфликта и форм конфликтного взаимодействия)

· Конструктивная (прикладная) (предлагает надлежащие меры по преобразованию и оптимизации конфликтной ситуации)

· Прогностическая (вырабатывает научно обоснованные прогнозы о тенденциях развития конфликтов в рамках той или иной социальной группы)

· Гуманистическая (способствует совершенствованию социа-льных отношений путем содействия формированию общественного консенсуса, обеспечения надежного и эффективного контроля за регулированием и разрешением возникающих конфликтных ситуаций)

· ...?

? Подумайте, какие еще функции конфликтологии могут быть актуальны в современном обществе?

Какие функции конфликтологии должны быть, в первую очередь, реализованы в теории и практике социальной работы?

 

Формирование инфраструктуры конфликтологической

практики: организационный аспект (примеры)

30-е гг. США – Федеральное агентство по посредничеству и услугам примирения;

50-60-е гг. США – Служба общинных отношений;

70-е гг. США – Академия мира и разрешения конфликтов

70-е гг. Северная Ирландия – группы национального примирения, миротворческие общины;

сер. 80-е гг. – «Международная тревога» – международная неправительственная организация, занятая «наведением мостов» между враждующими общностями.

кон. 80-х гг. – «Партнеры в демократических преобразованиях» – обучение практическим методам урегулирования конфликтов в странах Центральной, Восточной Европы и России.

? Какие закономерности можно выделить в возникновении тех или иных организаций ориентированных на разрешение конфликтов?