III. Местное самоуправление и автономия

20. Местное самоуправление должно быть распространено на все Российское государство.

21. Представительство в органах местного самоуправления, приближенное к населению путем учреждения мелких самоуправ­ляющих единиц, должно быть основано на всеобщем, равном, прямом и закрытом голосовании без различия пола, вероиспове­дания и национальностей, причем собрания высших самоуправляю­щихся союзов могут быть образованы путем избрания собраниями низших таких же союзов. Губернским земствам должно быть пред­ставлено право вступать во временные и постоянные союзы меж­ду собой.

22. Круг ведомства органов местного самоуправления дол­жен простираться на всю область местного управления, включая полицию безопасности и благочиния и за исключением лишь тех отраслей управления, которые в условиях современной государст­венной жизни необходимо должны быть сосредоточены в руках центральной власти с представлением в пользу органов местного самоуправления части средств, поступающих в настоящее время в государственный бюджет.

23. Деятельность местных представителей центральной власти должна сводиться к надзору за законностью деятельности органов местного самоуправления, причем окончательное решение по воз­никающим в этом отношении спорам и сомнениям должно принад­лежать судебным учреждениям.

24. После установления гражданской свободы и правильного представительства с конституционными правами для всего Россий­ского государства должен быть открыт правомерный путь в по­рядке общегосударственного законодательства для установления местной автономии и областных представительных собраний, об­ладающих правом участия в осуществлении законодательной влас­ти по известным предметам, соответственно потребности населения.

25. Немедленно по установлении общеимперского демокра­тического представительства с конституционными правами, в Цар­стве Польском вводится автономное устройство с сеймом, изби­раемым на тех основаниях, как и общегосударственное предста­вительство, при условии сохранения государственного единства и участия в центральном представительстве на одинаковых с прочи­ми частями империи основаниях. Границы между Царством Поль­ским и соседними губерниями могут быть исправлены в соответст­вии с племенным составом и желанием местного населения, при­чем в Царстве Польском должны действовать общегосударствен­ные гарантии гражданской свободы и права национальности на куль­турное самоопределение и должны быть обеспечены права мень­шинства.

26. Финляндия. Конституция Финляндии, обеспечивающая ее особенное государственное положение, должна быть всецело вос­становлена. Всякие дальнейшие мероприятия, общие Империи и Великому Княжеству Финляндскому, должны быть впредь делом соглашения между законодательными органами империи и Вели­кого Княжества.

27. Все отступления от начал судебных уставов 20 ноября 1864г., устанавливающих отделение судебной власти от админи­стративной (несменяемость, независимость и гласность суда и ра­венство всех перед судом), как внесенные позднейшими новеллами, так и допущенные при самом составлении уставов, упраздняются. В этих видах прежде всего: а) не подлежит никаким ограничениям правило о том, что никто не может быть подвергнут наказанию без вошедшего в силу приговора компетентного суда; б) всякое вмешательство министра юстиции в назначение на судейские долж­ности или перемещение судей, а тем более в производство судеб­ных дел, устраняется. Судьи наград не получают; в) ответственность должностных лиц определяется на общем основании; г) компетен­ция суда присяжных определяется исключительно тяжестью нака­зания, назначенного в закон безотносительно к роду дел, причем, однако, этой компетенции во всяком случае подлежат все пре­ступления государственные и против законов о печати. Суд с со­словными представителями упраздняется. Компетенции выборного мирового суда подчиняются и дела волостной юстиции. Волостной суд и институт земских начальников упраздняются. Требование имущественного ценза как для замещения должности мирового судьи, так и для отправления обязанностей присяжного заседателя отменяется; д) восстанавливается принцип единства кассационного суда; е) адвокатура организуется на началах истинного самоуправ­ления.

28. Независимо от этого в осуществлении наиболее назрев­ших и бесспорных требований уголовной политики и процесса: а) смертная казнь отменяется безусловно и навсегда; б) вводится условное осуждение; в) устанавливается защита на предваритель­ном следствии; г) в обряд предания суду вводится состязательное начало.

29. Ближайшей задачей является полный пересмотр уголовно­го уложения, отмена постановлений, противоречащих началам по­литической свободы, и переработка проекта гражданского уложения.