Революционно-демократическое движение 40-90-х гг.

30-40-е гг. XIX в. — время начала формирования в рус­ской общественно-политической жизни революционно-де­мократической идеологии. Ее основателями стали В.Г. Бе­линский и А.И. Герцен. Они резко выступали против теории "официальной народности", против взглядов славянофилов, доказывали общность исторического развития Западной Европы и России, высказывались за развитие экономичес­ких и культурных связей с Западом, призывали использо­вать в России новейшие достижения науки, техники, куль­туры. Однако, признавая прогрессивность буржуазного строя по сравнению с феодальным, они выступали против буржу­азного развития России, замены феодальной эксплуатации капиталистической.

Белинский и Герцен становятся сторонниками социа­лизма. После подавления в 1848 г. революционного движе­ния Герцен разочаровался в Западной Европе. В это время он пришел к мысли, что русская деревенская община и ар­тель содержат зачатки социализма, который найдет свое осуществление в России скорее, чем в какой-либо другой стране. Герцен и Белинский считали основным средством преобразования общества классовую борьбу и крестьянскую революцию. Герцен был первым, кто в общественном дви­жении России воспринял идеи утопического социализма, получившего в это время широкое распространение в За­падной Европе. Герценовская теория русского общинного социализма дала мощный толчок развитию социалистичес­кой мысли в России. Идеи общинного устройства общества получили дальнейшее развитие во взглядах Н.Г. Чернышевского, который во многом предвосхитил появление в обще­ственном движении России разночинцев. Если до 60-х гг. в общественном движении основную роль играла дворянская интеллигенция, то к 60-м гг. в России возникает разночин­ная интеллигенция (разночинцы — выходцы из различ­ных сословий, духовенства, купечества, мещанства, мелких чиновников и т.п.).

В работах Герцена, Чернышевского по существу сложи­лась программа общественных преобразований в России. Чер­нышевский был сторонником крестьянской революции, свер­жения самодержавия и установления республики. Предусмат­ривалось освобождение крестьян от крепостной зависимости, уничтожение помещичьего землевладения. Конфискованная земля должна была передаваться крестьянским общинам для распределения ее между крестьянами по справедливости (урав­нительному принципу). Об­щина при отсутствии част­ной собственности на землю, периодических переделах земли, коллективизме, само­управлении должна была предотвратить развитие ка­питалистических отноше­ний в деревне и стать соци­алистической ячейкой обще­ства. Программа общинного социализма была взята на вооружение народниками, партией социалистов-рево­люционеров (эсеров). Ряд по­ложений аграрной програм­мы были включены больше­виками в "Декрет о земле", принятый II Всероссийским съездом Советов.

Идеи Герцена и Чер­нышевского по-разному воспринимались их сторон­никами. Радикально настро­енная интеллигенция (в первую очередь студенчес­кая молодежь) расценива­ла идею общинного социализма как призыв к непосредствен­ному действию, более умеренная ее часть — как программу постепенного продвижения вперед.

В 1861 г. было создано тайное революционное общество разночинцев "Земля и воля" (существовало до 1864 г.), объ­единившее различные кружки. Главным средством воздей­ствия на крестьян "Земля и воля" считала пропаганду. Довольно умеренная программа "Земли и воли" не нашла отклика среди радикально настроенной части молодежи.

Падение крепостного права и обострение классовой борь­бы в пореформенный период способствовали подъему рево­люционного движения, которое выдвинуло на первый план революционных народников. Народники были последовате­лями идей Герцена и Чернышевского, идеологами крестьян­ства. Главный общественно-политический вопрос о характе­ре пореформенного развития России народники решали с позиций утопического социализма, видя в русском крестья­нине социалиста по натуре, а в сельской общине — "заро­дыш" социализма. Народники отрицали прогрессивность ка­питалистического развития страны, считая его упадком, рег­рессом, случайным, наносным, насаженным сверху прави­тельством явлением. В отличие от Чернышевского, который считал основной движущей силой прогресса народные мас­сы, народники 70-х гг. решающую роль отводили "героям", "критически мыслящим" личностям, направляющим массы, "толпу", ход истории по своему усмотрению. Такими "кри­тически мыслящими" личностями они считали разночинскую интеллигенцию, которая поведет Россию и русский народ к свободе и социализму. Народники отрицательно относились к политической борьбе, не связывали борьбу за конститу­цию, демократические свободы с интересами народа. Они недооценивали силу самодержавия, не видели связей госу­дарства с интересами классов и делали вывод о том, что со­циальная революция в России — дело чрезвычайно легкое.

Идейными вождями революционного народничества 70-х гг. были М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, Н. К. Михайлов­ский, П.Н. Ткачев. Их имена олицетворяли три основных направления в движении народников: бунтарское (анархи­ческое), пропагандистское, заговорщическое. Различия за­ключались в определении главной движущей силы револю­ции, готовности ее к революционной борьбе, методов борьбы против самодержавия.

На идейные позиции народничества значительное вли­яние оказывали анархические взгляды М.А. Бакунина, ко­торый считал, что любое государство препятствует развитию личности, угнетает ее. Поэтому Бакунин выступал против всякой власти, рассматривая государство как исторически неизбежное зло. М.А. Бакунин утверждал, что крестьянство готово к революции. Поэтому задача героев из интеллиген­ции, "критически мыслящих" личностей пойти в народ и призвать его к восстанию, к бунту. Отдельные вспышки крестьянских восстаний, считал Бакунин, "необходимо слить в общее всепоглощающее пламя крестьянской революции, в огне которой должно погибнуть государство" и создать федерацию свободных самоуправляющихся крестьянских общин и рабочих артелей.

Идеологом второго направления в народничестве — про­пагандистского — был П.Л. Лавров. Свою теорию он изло­жил в "Исторических письмах", опубликованных в 1868 — 1869 гг.; Ведущей силой исторического прогресса он считал интеллигенцию, способную мыслить критически. Лавров утверждал, что крестьянство не готово к революции. Поэ­тому необходимо подготовить пропагандистов из образован­ных "критически мыслящих" личностей, задачей которых является хождение в народ не с целью организации не­медленного бунта, а для того, чтобы путем длительной про­паганды социализма подгото­вить крестьян к революции. Лавров говорил о необходи­мости создания революцион­ной организации, высказывал идею массовой партии, осно­ванной на началах демокра­тического централизма. Боль­шое внимание уделял Лавров нравственному облику рево­люционера, считая, что чле­ны партии должны быть пре­даны идее, быть людьми кристальной чистоты. Лавров считал необходимой для пар­тии полемику по принципальным вопросам, отказ от всяких попыток создания культа непогрешимости. П.Н. Ткачев — идеолог за­говорщического направления не верил в возможность осу­ществления революции силами народа, возлагал свои надеж­ды на революционное меньшинство. Ткачев считал, что само­державие не имеет классовой опоры в обществе. Поэтому возможен захват власти группой революционеров и переход к социалистическим преобразованиям. Заговорщическая по­литика привела к появлению в рядах народничества деяте­лей типа С.Г. Нечаева. С.Г. Нечаев был организатором тайно­го общества "Народная расправа", автором "Катехизиса ре­волюционера", в котором заявлялось, что революционная цель оправдывает средства. Нечаев в своей деятельности приме­нял методы мистификации и провокации. В 1869 г. в Москве он лично убил по подозрению в предательстве студента И.И. Иванова и скрылся за границей. В 1872 г. он был выдан швейцарскими властями, приговорен к 20 годам каторги, умер в Алексеевском равелине Петропавловской крепости.

В нечаевщине проявилось влияние люмпенского эле­мента, порожденного распадом традиционных структур, которое привело к появлению руководителей политически уголовного типа. Нечаевщина была осуждена I Интернаци­оналом и отвергнута русскими революционерами.

Практическая деятельность народников началась в 70-е гг. созданием по всей стране кружков учащейся моло­дежи и интеллигенции.

Весной 1874 г. началось "хождение в народ", целью ко­торого было охватить как можно больше деревень и под­нять крестьян на восстание, как предлагал Бакунин. Однако хождение в народ окончилось неудачей. Последовали мас­совые аресты, движение было разгромлено.

В 1876 г. была создана народническая подпольная орга­низация "Земля и воля"*, видными участниками которой являлись С.М. Кравчинский, А.Д. Михайлов, Г.В. Плеханов, С.Л. Перовская, А.И. Желябов, В.И. Засулич, B.H. Фигнер и др. Программа ее сводилась к требованию передачи и равно­мерного распределения всей земли между крестьянами. В этот период народники, согласно идее Лаврова, перешли к организации "поселения в народе" в качестве учителей, писарей, фельдшеров, мастеровых. Народники стремились таким образом установить прочные связи с крестьянами с целью подготовки народной революции. Но и эта попытка народников окончилась неудачей и привела к массовым репрессиям. "Земля и воля" строилась на началах жесткой дисциплины, централизма и конспирации. Постепенно в организации сформировалась фракция сторонников пере­хода к политической борьбе путем использования метода индивидуального террора. В августе 1879 г. "Земля и воля" распалась на две организации: "Народная воля" (1879-1882) и "Черный передел" (1879-1884). Ч е р н о п е р е д е л ь ц ы (среди наиболее активных членов — Г.В. Плеханов, П.Б. Аксельрод, Л.Г. Дейч, В.И. Засулич и др.) выступали против так­тики террора, за проведение широкой пропагандистской ра­боты в массах крестьян. В дальнейшем часть чернопередельцев во главе с Плехановым отошла от народничества и встала на позиции марксизма.

 
 


* Эта организация ничего общего не имела с действовавшим с конца 1861 по 1864 г. революционым тайным обществом "Земля и воля".

 

Н а р о д о в о л ь ц ы (в состав Исполнительного ко­митета "Народной воли" входили А.Д. Михайлов, Н.А. Мо­розов, А.И. Желябов, С.Л. Перовская и др.) взяли на воору­жение террористическую борьбу. "Народная воля" подгото­вила семь покушений на царя Александра II, и 1 марта 1881 г. Александр II был убит. Однако ожидаемого свержения ца­ризма не произошло. В стране усилилась реакция, были свернуты реформы. Само революционное направление на­родничества вступило в полосу длительного кризиса.

В 80-90-е гг. XIX в. в народничестве усиливается ре­формистское крыло, значительное влияние приобретает либеральное народничество. Это направление ориентирова­лось на переустройство общества мирными, ненасильствен­ными средствами.

Правое его крыло — В.П. Воронцов, С.Н. Кривенко, С.Н. Южаков и др. — призывали интеллигенцию отказать­ся от борьбы за политическую свободу, поскольку она усилила бы буржуазию, и целиком сосредоточиться на поис­ках средств улучшения экономического положения народа. Левое — Н.К. Михайловский, Н.Ф. Анненский, В.Г. Короленко и др. — признавали необходимость политических преобра­зований, но мирным реформистским путем.

Большой заслугой народников-экономистов Н.Ф. Даниельсона, В.П. Воронцова является анализ пореформенного развития России. В 90-х гг. был очевиден рост капитализма и рабочего движения. Народники отказались от тезиса о том, что в России капитализм не развивается, и не отрица­ли факта возрастания роли рабочего класса. Однако они доказывали, что капитализм в России развивается и на­саждается искусственно. В работах народников-экономис­тов давался анализ влияния реформы 1861 г., первоначаль­ного накопления капитала на развитие русской деревни, был показан процесс обнищания деревни, ее расслоения. Даниельсон и Воронцов выявили зависимость русского капита­лизма от протекционистской политики Говоря о бедственном положении страны, Даниельсон и Воронцов стремились доказать невозможность разрешения этой проблемы буржуазным обществом.

самодержавия, ка­зенных заказов, подрядов и т.д. Они первыми поставили вопрос об аграрном перенаселении и делали заключение о невозможности для России следовать путем капиталисти­ческой эволюции. Воронцов, например, считал само разви­тие капитализма аномальным явлением, противоречащим складу хозяйственной жизни и традициям крестьянского мировоззрения.

Народники отстаивали свою концепцию перехода России к социализму на основе "народного производства". Главную роль в этом они отводили крестьянству, верили в возмож­ность использования деревенской общины для перехода к со­циализму. Народники считали, что нельзя ориентироваться на рабочее движение, так как рабочий класс — продукт капи­тализма, а капитализм в стране насаждается искусственно.

В конце XIX в. весьма острый характер приобрела по­лемика между народниками и марксистами. Народники счи­тали марксистское учение неприемлемым для России. Наследницей народнической идеологии стала созданная в 1901 г. из разрозненных народнических групп нелегальная партия социалистов-революционеров.

Партия носила леворадикальный буржуазно-демокра­тический характер. Ее основными целями были: уничтоже­ние самодержавия, создание демократической республики, политические свободы, социализация земли, уничтождение частной собственности на землю, превращение ее в общенародную собственность, передача земли крестьянам по уравнительным нормам.